![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Меры по повышению конкурентоспособности предприятия
Проведенный анализ конкурентных позиций организации показал, что ООО " Ультра-Омск" является одним из лидеров рынка сотовых телефонов и цифровой техники г. Омска. В то же время, организация испытывает проблемы в обеспечении конкурентоспособности. Главная причина - организация относится к крупнейшей в России розничной торговой сети сотовых телефонов и цифровой техники - ООО " Евросеть", но, при этом, не обеспечиваются ни достаточная интеграция, которая позволила бы организации снизить издержки обращения и более эффективно формировать ассортимент за счет новинок, поставляемых в розничную торговую сеть " Евросеть", ни достаточный уровень автономии за счет делегирования полномочий при формировании конкурентной стратегии. Следовательно, на уровне конкурентной стратегии организация находится в промежуточном положении, не позволяющем ни пользоваться в полной мере преимуществами интеграции в ООО " Евросеть", ни самостоятельно создавать конкурентные преимущества. Поскольку, как показал проведенный анализ, на корпоративном уровне ни ООО " Ультра", ни ООО " Евросеть" как управляющая компания, определяющая стратегию развития, не заинтересованы в развитии бизнеса ООО " Ультра-Омск", решения по повышению конкурентоспособности организации могут приниматься только на уровне текущего повышения конкурентоспособности, при этом организации необходимо в пределах имеющихся полномочий директора либо обеспечить максимальную автономию выбора, либо максимально эффективно использовать логистические возможности ООО " Евросеть". Формальным основанием является выбор стратегических конкурентных преимуществ, обоснованный М. Портером - возможна только одна базовая стратегия конкурентных преимуществ, и одна вспомогательная. Существующая в настоящее время конкурентная стратегия ООО " Ультра-Омск" соответствует всем трем возможным конкурентным стратегиям, что обеспечивает устойчивое положение на рынке, но конкурентоспособности не обеспечивает. Исходя из имеющихся конкурентных позиций и проблем конкурентоспособности, можно определить текущие проблемы конкурентоспособности организации и имеющиеся ресурсы для их решения, как показано в табл. 3.1.
Таблица 3.1 Проблемы конкурентоспособности розничного предприятия EveryDay и ресурсы предприятия для их решения
Из табл. 3.1 видно, что для решения каждой из проблем конкурентоспособности организации существуют те или иные ресурсы, тем не менее, ресурсов недостаточно для решения каждой из проблем на уровне самой организации. Главной причиной, в дополнение к недостаточности полномочий директора, является и ограниченность финансовых ресурсов. Поскольку требуется определить оптимальную для организации стратегию управления конкурентоспособностью - интеграция или автономия - можно воспользоваться данными табл. 3.1 Учитывая, что по половина проблем организации определяется внутрифирменным характером конкуренции, можно рекомендовать организации максимальную автономию в обеспечении конкурентоспособности. Касаясь вопросов формирования конкурентных преимуществ, можно определить, что существующие внешние конкурентные преимущества организации не столь существенны, как внутренние. Оптимальным решением будет развитие именно внутренних конкурентных преимуществ, что требует приоритетного решения проблемы высокого уровня издержек обращения. Кроме того, изначально организация ориентировалась именно на внутренние конкурентные преимущества, следовательно, имеется опыт повышения конкурентоспособности за счет цен. Следовательно, необходимо обеспечить решение проблем, наиболее существенно влияющих на уровень издержек обращения, причем в качестве целевого показателя берется именно относительный показатель, так как опережающий рост товарооборота по сравнению с издержками обращения будет для организации приемлемым результатом. В табл. 3.2 представлены возможные направления решения проблем конкурентоспособности организации с учетом выбранных приоритетов. Из табл. 3.2 видно, что для организации реалистично решить шесть из 10 существующих проблем управления конкурентоспособностью. Прочие проблемы также могут быть решены в определенном объеме, тем не менее, при решении данных проблем на уровне организации затраты на решение превысят эффект, а решение проблем не будет полным.
Таблица 3.2 Возможные направления повышения конкурентоспособности ООО " Ультра-Омск" с учетом приоритетов повышения конкурентоспособности
Например, проблема внутренней конкуренции в системе логистики ООО " Евросеть" может быть частично решена за счет полного переключения на поставки ООО " Ультра", однако, результатом станет увеличение себестоимости продаваемых сотовых телефонов, в результате чего возможны убытки организации. В то же время, определенная часть ассортимента, в основном, по старым моделям сотовых телефонов и цифровой технике действительно может быть укомплектована за счет поставок ООО " Ультра". Аналогичный вывод возможен по противодействию розничной сети МТС и, возможно, розничной сети Билайн. Данные компании входят на рынок с использованием агрессивной конкурентной стратегии, одновременно используется и агрессивная рекламная политика, и политика демпинга. Для данных организаций источником финансирования конкурентной стратегии является их основной бизнес - предоставление услуг сотовой связи. Для ООО " Ультра-Омск" противодействие конкурентам на уровне организации приведет к неэффективному использованию ресурсов без достижения конечного результата, поэтому единственно возможным эффективным решением может стать корпоративная стратегия ООО " Евросеть", реализуемая ООО " Ультра", в том числе - на уровне ООО " Ультра-Омск". Выбранные мероприятия с учетом решаемости проблем рассматриваются более подробно. Для обеспечения уровня сервисного технического обслуживания на уровне конкурентов предлагается: 1. На уровне ООО " Ультра" - заключить договор на сервисное обслуживание в ООО " Про-Сервис". Обеспечивается более быстрое сервисное обслуживание, чем через авторизированные сервисные центры. Поскольку имеются собственные ремонтные мощности, появляется возможность выполнения платного сервиса. 2. Уточнить условия сервисного договора с Nokia. При подтверждении информации о закрытии авторизированного сервисного центра в г. Омске - предоставление покупателям возможности сервисного обслуживания телефонов Nokia за плату, либо - гарантийное обслуживание через авторизированный сервисный центр в г. Москве. Поскольку ООО " Про-Сервис" аккредитован Nokia, гарантия не снимается. 3. Разместить информацию об условиях сервиса в салонах " Ультра-Омск" для повышения привлекательности покупок для пользователей. 4. Поскольку уровень сервисного обслуживания в фирменных сервисных центрах ООО " Связной" крайне низок, конкурентное преимущество в виде высокого уровня технического обслуживания может быть использовано при проведении ООО " Ультра-Омск" рекламных кампаний. 5. Поскольку многие пользователи испытывают затруднения в установке программного обеспечения на современные мобильные устройства, возможна дополнительная опция - оказание услуг по установке программного обеспечения за отдельную плату в авторизированном сервисном центре. На сегодняшний день, в г. Омске на рынке услуг по установке специализированного программного обеспечения, например, переустановки операционной системы на смартфонах, представлены только частные компании. При обращении в подобную организацию телефон снимается с сервиса, соответственно, возможность авторизированной установки программного обеспечения будет востребована многими потребителями. С одной стороны, подобная возможность повышает уровень торгового обслуживания ООО " Ультра-Омск", с другой стороны, улучшаются взаимоотношения с ООО " Про-Сервис", поскольку, на сегодняшний день, сервисный центр ООО " Евросеть" не осуществляет предоставление данного вида услуг, в то же время, предоставление подобных услуг обеспечит прирост выручки организации. Представленные рекомендации по совершенствованию технического сервиса не только обеспечат ООО " Ультра-Омск" конкурентоспособность по послепродажному обслуживанию на уровне конкурентов, но, за счет более высокого уровня обслуживания, по сравнению с ООО " Связной", и дополнительных услуг в виде авторизированной установки программного обеспечения создадут дополнительные конкурентные преимущества. Мероприятия по оптимизации работы с ассортиментом представлены в табл. 3.4.
Таблица 3.4 Мероприятия по совершенствованию работы с ассортиментом в ООО " Ультра"
Рекомендации по совершенствованию работы с ассортиментом обеспечивают организации не только сегментацию потребителей и выбор поставщиков в зависимости от сегмента рынка, но и создают ориентиры для формирования ассортимента цифровой техники. Продвижение новинок через Интернет позволит организации, при неизменных сроках доставки поставщиком, более эффективно использовать возможности новинок. Исходя из имеющихся данных по рынку сотовых телефонов и цифровой техники г. Омска, можно предложить мероприятия по оптимизации структуры продаж. По данным исследования, пользователь мобильного телефона имеет в среднем еще 3 устройства с выходом в Интернет. Большинство пользователей мобильных телефонов помимо своего устройства имеют стационарный компьютер (77%) и ноутбук (68%). Растет популярность планшетных компьютеров: 16% пользователей уже владеют этим типом устройств. При этом планшет является наиболее желаемым устройством для покупки. Наиболее активные пользователи планшетов относятся к возрастной группе от 25 до 34 лет и составляют всего 22%. Данные о структуре спроса цифровой техники представлены на рис. 3.1.
Учитывая рекомендации по увеличению эффективности использования торговых площадей, можно определить и количественное увеличение ассортимента, как показано в табл. 3.5.
Таблица 3.5 Рекомендации по структуре ассортимента ООО " Ультра-Омск"
Из табл. 3.5 видно, что предлагается увеличить ассортимент организации на 158 ед. или на 19, 67%, что, в целом, приемлемо для финансовых возможностей ООО " Ультра-Омск". Ассортимент сотовых телефонов предлагается увеличить на 68 ед., фотоаппаратов - на 15 ед., MP3 - на 14 ед., компьютеров - на 17 ед., что обеспечит соответствие структуры ассортимента рынку. Дополнительно можно рекомендовать поддерживать долю смартфонов на уровне 29% ассортимента сотовых телефонов. Долю мобильных компьютеров оптимально установить на уровне 45% ассортимента компьютеров, планшетов - 36%, оставшаяся доля - игровые устройства. Поскольку основу ассортимента организации составляют сотовые телефоны, а структура ассортимента не соответствует оптимальной, проводится оптимизация ассортимента сотовых телефонов по брендам, как показано в табл. 3.6. Таблица 3.6 Оптимизация ассортимента сотовых телефонов ООО " Ультра-Омск" по брендам
Из табл.3.6 видно, что предлагается расширить ассортимент телефонов Samsung, LG и Sony Ericsson. Учитывая проблемы компании Nokia, ассортимент телефонов данного производителя предлагается сократить. Учитывая возрастающую популярность продукции компании Apple, ассортимент продукции данного производителя предлагается расширить. Также предлагается расширить ассортимент продукции Phillips, поскольку это телефоны, ориентированные на наиболее состоятельных покупателей, минимальный выбор дорогих моделей должен быть представлен в наличии. Таким образом, делаются следующие выводы по возможностям повышения конкурентоспособности организации: 1. Предложено развитие продаж через Интернет. Обеспечивается повышение качества сервиса, поскольку покупатели получают возможность заказа актуальных моделей, располагают информацией по времени и условиям доставки, получают информацию о заказе через продавцов-консультантов, потребителям оказывается помощь в выборе аксессуаров. 2. Предложено развитие послепродажного технического обслуживания на базе сервисных центров ООО " Евросеть", что не только обеспечит ООО " Ультра-Омск" конкурентоспособность на уровне конкурентов, но, за счет более высокого уровня обслуживания, по сравнению с ООО " Связной", и дополнительных услуг в виде авторизированной установки программного обеспечения создаст дополнительные конкурентные преимущества. 3. Предлагается увеличить ассортимент организации на 158 ед. или на 19, 67%, что, в целом, приемлемо для финансовых возможностей ООО " Ультра-Омск". Ассортимент сотовых телефонов предлагается увеличить на 68 ед., фотоаппаратов - на 15 ед., MP3 - на 14 ед., компьютеров - на 17 ед., что обеспечит соответствие структуры ассортимента рынку. Предлагается поддерживать долю смартфонов на уровне 29% ассортимента сотовых телефонов. Долю мобильных компьютеров оптимально установить на уровне 45% ассортимента компьютеров, планшетов - 36%, оставшаяся доля - игровые устройства. 4. Предлагается расширить ассортимент телефонов Samsung, LG и Sony Ericsson. Учитывая проблемы компании Nokia, ассортимент телефонов данного производителя предлагается сократить. Учитывая возрастающую популярность продукции компании Apple, ассортимент продукции данного производителя предлагается расширить. Также предлагается расширить ассортимент продукции Phillips, поскольку это телефоны, ориентированные на наиболее состоятельных покупателей. 3.2 Экономическая эффективность мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО " Ультра-Омск"
Экономическая эффективность мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО " Ультра-Омск" определяется сопоставлением прироста оборота торговли организации с расходами на проведение мероприятий. Конечный эффект определяет прирост прибыли организации с учетом затрат. Поскольку обосновано, что организации оптимально ориентироваться на внутренние конкурентные преимущества, и соответствующим образом обоснованы решения по работе с поставщиками, принимается, что уровень валового дохода организации к обороту розничной торговли останется неизменным, то есть структура ценообразования, с учетом цен поставщиков не меняется. Определяется прирост оборота торговли организации за счет предлагаемых мероприятий, как показано в табл. 3.7 Из табл. 3.7 видно, что за счет предлагаемых мероприятий оборот розничной торговли организации возрастет на 39, 88%.
Таблица 3.7 Влияние мероприятий на оборот торговли ООО " Ультра-Омск" в 2013 году
Расходы по реализации мероприятий представлены в табл. 3.8 В расчетах принимаются данные компаний, предоставляющих Интернет-услуги в г. Омске. Оценка стоимости изготовления информационных материалов - по расценкам поставщика данных услуг ООО " Ультра-Омск". Расценки на торговое оборудование определены по данным предприятий г. Омска, предлагающих изготовление торгового оборудования.
Таблица 3.8 Расходы на проведение мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности ООО " Ультра-Омск" в 2013 году, тыс. руб.
Из табл. 3.8 видно, что расходы по реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организации, составят 5412, 6 тыс. руб. Для расчета экономического эффекта от предлагаемых мероприятий закладывается прирост издержек обращения на 10, 4% к уровню 2012 г., с учетом индекса потребительских цен в Омской области. Влияние предлагаемых мероприятий на показатели эффективности коммерческой деятельности организации представлено в табл. 3.9.
Таблица 3.9 Влияние мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО " Ультра-Омск" на показатели коммерческой эффективности в 2013 году
Из табл. 3.9 видно, что за счет предлагаемых мероприятий обеспечивается прирост оборота торговли организации на 188415 тыс. руб., себестоимость проданных товаров возрастает на 135409 тыс. руб. Сумма издержек обращения организации увеличивается на 16510 тыс. руб. или на 15, 47% к уровню 2012 года. За счет более интенсивного прироста товарооборота, по сравнению с суммой издержек обращения достигается снижение уровня издержек обращения с 22, 58% в 2012 году до 18, 64% в 2013 году, то есть на 3, 94%. Прирост прибыли от продаж составляет 36496 тыс. руб. Обеспечивается прирост рентабельности продаж организации с 5, 55% в 2012 году до 9, 49% в 2013 году, то есть на 3, 94%. Рентабельность издержек обращения возрастает на 26, 33%, рентабельность затрат - на 4, 61%. Обеспечивается прирост чистой прибыли на 29197 тыс. руб. Чистая рентабельность продаж возрастает на 3, 15%. Достигается увеличение оборота розничной торговли на одного работника, равное 1216 тыс. руб., прирост товарооборота на одного продавца составляет 2812 тыс. руб. Товарооборот на 1 кв. м торговой площади возрастает на 280 тыс. руб. Отрицательно влияют разработанные рекомендации на прирост товарных запасов, который составляет 7108 тыс. руб. или 19, 67% к уровню 2012 года. Вследствие роста товарных запасов более медленными темпами, чем розничный товарооборот, достигается сокращение периода оборачиваемости товарных запасов на 3, 98 дня. Таким образом, экономическая эффективность мероприятий по повышению конкурентоспособности организации характеризуется следующими показателями: 1. Оборот розничной торговли организации возрастет на 188415 тыс. руб. или на 39, 88%. 2.. Расходы по реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организации, составят 5412, 6 тыс. руб. 3. 3. Прирост прибыли от продаж составляет 36496 тыс. руб., прирост чистой прибыли - 29197 тыс. руб. 4. 4. Обеспечивается прирост рентабельности продаж организации с 5, 55% в 2012 году до 9, 49% в 2013 году, то есть на 3, 94%. Чистая рентабельность продаж возрастает на 3, 15%. 5.
Список использованных источников и литературы Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2013». Росстат. - M., 2013. Буров В. Ю., Потаев В.С., Суходолов А.П Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе / В.Ю. Буров, В.С. Потаев, А.П. Суходолов, – Иркутск, 2011:. – изд. С 287 Сущность, роль и значение малого бизнеса.URL: https://psyera.ru/6579/sushchnost-rol-i-znachenie-malogo-biznesa Статья Малое И среднее предпринимател ство Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) " О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Нормативная литература: Уголовный кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвёртая [Текст]: по состоянию на 15 марта 2013 г. – М.: Прос-пект, 2013. – 175 с. Литература: И В Сергеев, И И, Веретенникова- Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И. В. Сергеева.3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-560 с Чередниченко, Е. Е. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации [Текст] / Е. Е. Чередниченко; ред. Н. А. Лопашенко. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 179 с. Белкин, А. Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве [Электронный ресурс] / А. Р. Белкин. – Электрон. текстовые дан. (2, 26 Мб). – М.: Норма, 2005. – Режим доступа: https://elib.mubint.ru/lib/knigi/Teoria_ dokaz.pdf Литература из ЭБС IQLib: Жариков, Ю.С. Теория и практика обеспечения и охраны законности в сфере уголовно-правового регулирования: научное издание. – М.: Юриспруденция, 2010. – 160 с. – Режим доступа: https://www.iqlib.ru/book/preview.visp? uid=326C90C-A982-409-228-71046656E6F& action=text& idsLink=3008& resIndex=5& resType=1& searchWithText=True Статьи: Диканова, Т. Нужна ли декриминализация преступления, предусмот-ренная ст. 193 УК РФ? [Текст] / Т. Диканова, В. Остапенко // Уголовное право. – 2011. – № 2. – С. 4–9. И В Сергеев, И И, Веретенникова- Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И. В. Сергеева.3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-560 с Дяйкина М.А - Разработка адаптивной стратегии коммуникации бренда фешн-ритейла в условиях снижения покупательной способности на примере Gloria Jeans. 2015. – 140 с. Приложение. Операционные расходы Наименование затрат % от всех затрат Аренда торговой площади (тыс.руб) ФОТ (тыс.руб) 259, 1 279, 3 286, 1 Расходы на содержание Авто и транспортировку товара ИТОГО:
|