Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гудбай Бисмарк.






Прагматические многосторонники: (власть сейчас: ХДС) за развитие междун институтов, сотр-во ориентировано на США и НАТО больше (из-за прошлого боятся отстать от либер ценностей).

Интернационалисты: устойч развитие, экология (зеленые, левые, левое крыло СДПГ), против мирового правительства (ООН, СБ…).

Умеренные националисты: (ХДС/ХСС, правые СДПГ) созд нов европ нацию, нем идентичность, нация на первом месте, не подд-т расширение ЕС. Счит, что хватит Герм ориентироваться на США или евроатлант ценности и пр.

Европеисты: место герм только в ЕС. «Не германская Европа (по Гитлеру), а европейская Германия»

Евроскептики: ЕС слишком сильно разрастается, и нет смысла подменять немецкие ценности.

Отношение к РФ. СДПГ (Шредер): не против (укрепл стратегич партнерство, не лезут во внутр пол-ку), а Меркель (ХДС) дистанцируется от тесных контактов с РФ: стратегич партнер тоже, но если что не нравится во внутр пол-ке, мы д об этом сказать. Меркель знает русский, родилась в ГДР, ей в соцлагере не нравилось. Долгое время была помощницей Гельмута Коля.

Речь Меркель: надо реабилитировать ФРГ в глазах конгресса. + Выступление в конгрессе – верх любой карьеры, особенно на западе. С Россией, наряду с Кит и Инд, надо устан сотр-во и партнерство (не не любит РФ, скорее ненавидит соц прошлое).

Амер базы на территории Германии (сам крупные): 70000 чел военный контингент. Сам крупн база – Раммштайн (авиац) на юге, крупнее база только под Косово.

Старая Европа – герм фр бенилюкс – так Рамсфельд обозвал Германию, когда Шредер отказ посылать контингент в Ирак. Новая Европа – более направленная на сотр-во с НАТО и пр. (ВБ, Польша…).

Франция в системе современных МО.

Old france and constructing Europe.

Очевидно, что европ напр-е – приоритетное во внешн пол-ке, это даже больше чем внешн пол-ка: она неизб перетек во внутр-юю.

Истоки. Фр не такая как все ост страны, как дум все французы (до сих пор великая держава, 1 из гл игроков, Фр имеет свои цели и задач планетарного хар-ра). Французы убежд, что за пол-кой франции набл весь мир. Такое восприятие идет из средних веков (соврем европ цивилиз началась с королевства франков (1 из герм племен): созд нов европ гос-ть, вост римск империя – все-таки ближе к востоку. В 800е император франков – Карл Великий (Шарль ле Маль??) провозгл себя императором всего запада (имел право, завоевали итал, герм и пр). => Франция созд всю соврем европ цивилизацию. => Гл европ король – франц король. Во время раздроб-ти Итал, Герм Франция всегда оставалась централизов-й, процветающей, стабильной и оч населенной. Позже насл-ки Карла Великого стали делить империю, возн неск частей – соврем Франц, Бургундия и пр.

Во врем Петра I во Фр жили 20 млн, и в Росс тоже 20, при этом Фр гораздо меньше. => Фр имела право заявлять о своей важности, пытались завоев всеевроп гегемонию в Европе (Людовик XIV пытался, но все против него, и не получилось). Но Фр была великой державой.

Со временем Фр свои позиции теряет, но надежды на возвращ свой роли остаются. Конечно, на гегем-ю претенд не м. Но роль гос-ва на межд арене опред-с не столько эком и военн мощью и населением.

РФ сейчас не рассм-ся как полюс, кот м б противопоставлен США (РФ свой статус потеряла). Во врем СССР мы накопили ядерных воор-й, чтобы уничт планету 8 раз. Сейчас мы все еще м уничт нашу планету (раза 3), но нам уже не дают статус сверхдержавы: изменилось восприятие мира, т.к. никто теперь не верит, что РФ применит ядерн оружие, б не рассм в кач-ве потенц агрессора, ракеты никого не пугают.

Китай: огр население (1 млрд 300 млн), мощн эк-ка, но в кач-ве сверхдержавы противост США на равных не рассм-ся. Т.к. у него практ нет военн союзников (пол-ка китая), + несм на экон и полит мощь, Китай на периферии того мира, установленного зап державами. Нет влияния.

Сейчас вел держава – гос-во, кот м серьезно влиять на принятие решения в МО: в рамках межд орг-ий (ООН) или межд клубов (G-20 и пр). Если гос-во – вел держ, то его голос слышат. Даже США в одиночку ничего не м сдел, вынужд договар-ся с партнерами. Тем не менее голос США иногда решающий.

Голос Франции тоже вроде бы слышен, но ясно, что ей хочется большего. В 2003 фр была категор против вторжения в Ирак, но США все равно сделали, что хотели. => Ее влияние не оч велико.

Саркози пост говорит о величии Франции. Если рассм степ вел-я фр как влияние на межд арене – то у Фр т 1 шанс: стать доминирующей в ЕС и добиться того, чтобы ЕС был главным в мире. Оба этих вопроса оч сложны. Доминирование Фр в ЕС уже ушло в прошлое, но это офиц пол-ка, опред ориентиры.

Еще 1 франц приоритет (любим идея) – идея межд организации франкофонии. В мире огр кол-во гос-в, кот так или иначе исп-т французский (гос-й язык в бельг, швейц, люксемб, монако, канада, мног африк страны). Сам больш кол-во франкофонов за пред-ми франции живет в Алжире. Это простр-во с т-ки зрен Франции предст оч удобную и незаменимую базу для подд-я франц величия. Лидером, конечно, выст Фр, и все страны д на фр ориентироваться. Чтобы оформ этот союз, в 1970 была создана Межд Орг-я Франкофонии (56 стран). Она созд не раньше из-за де Голля: не хотел созд культурное сообщ-во франкояз-х стран. Странно: пост твердил о величии Франции, спас ее от оконч краха во 2МВ (Фр капитул, подпис мир с Гитл и т де Голль не признал этот мир и сумел реабилитировать Фр, верн ей статус вел державы и отдать ей место в ООН). Прич в том, что де Голль был реалистом: если возн это культ аморфное объед-е, то бывш колонии захотят от Фр денег, и взамен чего. => предлагал странам двусторонние блоки и отношения, созд зона франка в Африке и пр, но против аморфной идеи (не понимал ее назначения). А зря, т.к. орг-я франкофонии стала влиятельным полит инст-м. Бывш колонии Фр – «французский заповедник» (неформ термин). Объединившись с ними в един культ сообщ-во, Фр созд нов идеологию: для того чтобы быть вел держ, нужна идеология, откр и притягательна для всего мира (в США она есть, в СССР была, в РФ нет). С идеологией во Фр всегда было туго: везде написано, что знамя свободы несет не США, а Фр с 1798. Поэтому свою идеол сформ через франкофонию.

Предлагает организация новое прочтение глобализации. Есть плохая глобал-я (англо-саксонская), кот возгл США и ВБ. Она уничт все национ культуры, делает богатых богаче, а бедных беднее, не уваж истор наследие разн стран, служит только англо-амер кошельку. Но глоб-ю не остановить, это объект-й процесс. И французы предложили свою хорошую глобализацию – «мондиализацию»: глобализация с человеческим лицом; истор корни сохранены, всем помогаем и пр. Мондиализация – офиц идеология франкофонии, туда вступ все, кто с ней согласен и выступают они единым фронтом. Туда даже записались страны, кто никогда не б фр колониями (Молдавия, Румын, Болг, Албан, Македония, Украина, Польша, Грузия – наблюдатель).

В 2003 во время голосования СБ ООН по поводу Ирака США хотели сделать так, чтобы больш-во членов СБ проголос против (агитир непост членов чтобы обвинить Фр с ее вето, что она ни к кому не прислушивается). Тогда в СБ было много африк членов: в итоге все они встали на сторону Фр, а не США. США дальше не стали продвиг эту мысль, т.к. поняли, что проигрывают.

РФ по этому же принципу думает о созд-ии такой же русофонной орг-ии: «Русский мир» и пр. Снач культ объед-е, а потом перейдет в полит-е (как во ФР).

Франкофония для Фр вроде бы рассм-ся как глоб-й проект, кот обесп Франции будущее, вернет ей утраченное величие. Но приоритеты во фр пол-ке все же иные.

Главный приоритет – Единая Европа, ее строительство. Столько сил и ср-в тратится на франкофонию, т.к. это нужно чтобы увел свой вес в един европе (показ, что за ней выстроилось уже 55 стран, мы 1 из миров идеолог-х лидеров, а у герм т экон-ка, но это еще не все). Чтобы внутри ЕС Фр не рассм-сь как все остальные (во фр яз есть такое выраж-е – «такая же страна как и все»).

Европейская пол-ка Франции. Во врем де голля в ЕЭС доминировали Фр и Герм, т.к. ВБ Франция не пускала (если она войдет, то вся для фр ухудшится, => ВБ – троянский конь США). После де Голля в 1970-е ВБ вступ, роль Фр сразу же нач снижаться (объект процесс). Сам тяж время наступило, когда появл наднацион-е институты: бюрокр команда Еврокомиссии взяла на себя роль арбитра в экон, а затем полит вопросах. Францию не устраивает возн-е на месте ЕС единого европ гос-ва. В нем роль Фр исчезнет как таковая: по демогр потенц и демогр мощи не б доминир-ть – Европа не б гов по-французски, мб по-англ или по-немецки. => Фр пытается оставить интегр-ю на межгосуд-м уровне. С 1й стор, интегря это хорошо, но чрезмерн интегр м поглотить Фр, => двойственность пол-ки.

Но во Фр есть консенсус по поводу европ стр-ва. 4 гл полит силы:

1) Правящ право-центристская партия ЮМП (союз за нар движ-е): бывш голлисты, либералы, центристы. Больш-во мест в Нац собр, она форм прав-во и опред осн напр-я внешн пол-ки. Эта партия проевропейская: нет никакой альтернативы для европ интеграции.

2) Гл соперник ЮМП – ФСП: социалисты. Они умер-е, не треб сейчас строить соц-м во Фр, гов что соц-м – это процесс, рез-т возм в далеком будущем. Не отриц принц-в демократии. Она также полностью проевропейская. => какое бы прав-во не пришло к власти, фр б проевроп-й.

3) Радикалы: троцкисты и пр, тесно связ с антиглобалистами. Против един европы капитала, за то, чтобы оно б созд на социалистич началах.

4) Откровенные противники европ строит-ва – Национальный Фронт (ультра-правая для нас и фр политологов, сами себя они так не называют; никакого экстремизма в их программе нет, т.к. лидеров бы осудили и партию распустили). Выст за пол-ку в отн-ии семей, против миграции и пр. Категор против евро, полит интегр в ЕС и пр, т за эконом союз (то, что было раньше). Ле Пен гов, что первое что он сдел когда станет премьером, б отмена евро. В ближ перспективу (20-30 лет) НФ не придет к власти и не войдет в прав-во, т.к. с лидерами НФ нельзя общаться, все лидеры их бойкотируют. М догов-ся даже с троцкистами, но не с НФ – позор и отставка.

Голосование во фр в 2 тура. У представителей НФ деп-х мест нет, несмотря на огр кол-во голосов (18%). Т.к. для получ-я деп-х мест надо как мин 50% в 1м туре. А если он вых во 2й тур, то, несмотря на его противников, все другие партии объед-ся против НФ. Причина такого бойкота в том, что в их программе отдает расизмом, но Ле Пен оч осторожен в высказываниях, чтобы его не посадили. Также криминальн дух. Неск лет назад НФ все же получила 1 депутатское место, а потом решила, что ей там плохо (никто с ней не общ), => заявила, что выходит из партии и перех в др фракцию, => ее убили. ИТОГО: эта партия маргинальная, и к власти не придет, и евроинтеграции ничего не угрожает (есть единство).

Борьба с экон могущ-м Герм: Франция пыт-ся проглотить Герм, предл ей проект объед-я (созд ядра стран, кот готовы к полн интеграции – фр герм бенилюкс). Подчерк всегда и языков фактор: един европа не д б англоязычной, надо школьникам обязно учить в герм французский, и наоборот. => слабая фр использ силу противника против него. По-другому бороться невозм.

Иммиграция: нет единства. С НФ все ясно (нулевая иммиграция, больше никого не пускать, НО высылать никого не планируют: есть французская нация, нет этноса). Саркози: мы не б брать к себе никого, кто не знает фр язык – будет экзамен. Ультра-левые: пусть едет как м больше народу, чем больше культ разнообразие, тем лучше для соц-ма. Социалисты: средняя: пускать, но не всех, высылать (прест-ков…; напр, отловили 100 граждан Мали, решили выслать, их надо посадить на самолет, они улет в Мали, а они в Мали разгромили в ответ самолет, потому что обидно, => невыгодно терять самолет), но не всех… Высылка иммигрантов в проблемные страны (Сомали и пр) не практикуется.

Борьба с иммиграцией – в реальности мало что можно изменить. Но надо работать с принципами впуска/выпуска в страну уже на погран постах.

ВБ и Фр: традиц-но у фр с вб сложн отн-я. У Тэтчер с Миттераном и личн отн-я были сложные. Сейчас Фр идет на сближ-е с ВБ не т полит-ки, но и культурно. Есть Франкофония, есть Брит содр-во: Ф объяв Б своим партнером (пыт оторвать вб от США и сдел ее ч-ю един европы). Ливия: Фр с ВБ задумали, а США выступ на вторых ролях. Традиц сопер-во уходит в прошлое.

Фр-НАТО: достичь величия в совр мире м только путем дост-я влияния на полит решения (право голоса в серьезн военн структуре). => Фр не зря вернулась в военн блок НАТО (т в полит структ Фр влияла минимально на НАТО: при Шираке проблема для возвр б только одна – чтобы пост командующего на средиземноморье отдали Франции, а США снач не согласились; поэтому возобн после распада СССР), теперь ее влияние в НАТО возросло. Саркози уверен, что это фр использует НАТО, а не наоборот: прим та же опер-я в Ливии. Внешн пол-ку альянса д опред прежде всего Франция, как счит Саркози, а не наоборот. Фр до сих пор мечтает об особой роли, и быть как все не согласится.

А во врем конфл в Югославии фр офицер выдавал инф-ю о НАТО Сербии. Об атаке на Косово Ельцин узнал за 3 часа до начала: позвонил лично Жак Ширак.

ВБ-НАТО: ВБ – гл союзник США, и снач обсуждают с ВБ, а потом с Европой.

Франция by Katsy

Франц гос-ть и остальной мир.

Водопровод – двигатель (см картинку). Двигатель европ интеграции – Фр и Герм (исходя из масс предст-й французов о том, чем д б Европа, а не о том, какая она сегодня есть и какой м стать в будущем).! Современный ЕС не основывается лишь на франко-германском сотрудничестве. Со дней своего основания ЕС сильно изменился и обновился. Двигателей в Европе теперь много…

Печерская (статья читать в сакае)

Гл причины этого:

1) циклы и темпы экон развития не совпадают (локальные мб одни, а глобальные другие: поэтому, напр, лок произв-ва разор из-за глобализации).

2) Кач-во полит управления и общественной поддержки (отдельные страны и наднац уровень).

3) Стабильность/нестабильность (экон и полит) самой европы и периферии. Гос-ва, кот полит-ки не призн-ся европой (Груз, Киргизия и пр): де юре для еврокомиссии Монголия – Европа (есть договор), а Укр нет. Границы не совпадают. Плюс есть конфл (даже заморож – Приденстровье локализовано, но есть).

4) Степень влияния США на европ дела и динамика развития трансатл отношений (внутр и внешн): крупн инвестор и предприятие по разв армии, крупн получатель инвестиций (не Китай!)

Ш. де Голль: «Наше поведение стрем к целям, кот, поскольку они французские, отражают цели всего челов-ва». «Европа пойдет той дорогой, кот ей укажет Франция» 1967. «Продолжением фр европа не станет» МИД, 1994. «ЕС привел к утрате фр влияния» (МИД) - взгляды мен-ся.

Эволюция взглядов или боязнь маргинализации (выйдет за пределы миров сист)

1) Взгляды полит элит на роль и миссию страны принципиально не переменились, хотя действит роль франции в ЕС снизилась

2) Особенностями полт мысли остаются привязка внешн пол-ки к роли гос-ва, воле полит лидера и взаимод между ними (хотя Фр сегодня не относят к лидерам мирового эконом развития)

3) С 1989 внешн пол-ка строится на 2х противореч-х др др концепциях: многополюсного мира и (одновременно) – сильн ЕС под собств влиянием и возм устан в нем желаемый баланс сил

Конечно, в большей степени боязнь маргинализации.

Де голль пришел к власти после 2МВ: Фр облад больш амбициями, авторитетом, побед-ца, хор кухня и пр. Возн необх-ть контрол гос-во (бывш конкурент Фр) – Герм. В реаль-ти у Фр был реальн шанс домин в ЕС и они попыт им восп-ся. Но экон роль потом нач снижаться.

При этом раскладе важны:

1) Эволюция 2-стор отн-й между ЕС (компромиссы между крупн игроками): чем крупн роль фр в ЕС, тем больше ее величие. Необяз решать все коллективно, а добив макс возм из 2-стор отн-й (класс фр дипломатия). Напр, при опред-ии повестки дня в ЕС закл-ся блок между крупн гос-ми: (Фр+герм+велик) +исп+ит. К этому блоку присоседиваются менее крупн.

2) Важно полит внимание к обществ взглядам в отд странах и рег-х европы (мессианская роль). Напр, (фр+герм+росс) не= (вб+сша) вторжение в ирак (позиции не сошлись).

Представления фр элиты.

1) Сущ «европа государств»: общ и эффект пол-ка по отн к др центрам миров развития, в т.ч. к США.

2) «Европа как государство»: домин-е национальных интересов над над национальными и форм-е внутр альянсов, на практике фрагментирующих ЕС изнутри. В вопросах права в ЕС консенсус между национ и наднацион законами. Но в др обл-х приоритет на национ стороне (сув-т полн-ю никто не отменял).

У фр иная с америк-ой система ведения переговоров: торгуются и действ исходя из своих приоритетов (США более прямолинейны). «США следует игнорировать Герм, наказ францию, простить РФ» К. Райс.

Соотв, в РФ м счесть выгодным подд-ть герм и хвалить фр, не простив США, разумеется (с) Кацы.

Франц и вост европа.

Риск: фр в дипл игре м не т выигрывать, но и проигрывать.

Надо по-разн рассм отн-я РФ-Фр на разн уровнях (мнения мб разные): полит, культ, а также на ур-нях рук-ва, чиновнич-ва, простых рядовых граждан.

ВБ.

Член ЕС с 1973 (вступ в силу договор).

Исторические особ-ти форм-я взаимоотношений ВБ в Европе (Constructing Europe): с начала ВБ отделяла себя от Европы, др идентификация. Черчилль: мы не хотим быть под Европой, но хотим быть С Европой. Венгерское председ-во в ЕС: четко прослеж-ся позиция ВБ, что она не совсем согласна с тем, что предл Венгрия.

British agenda: брит контекст нахождения ВБ в ЕС довольно расплывчатый.

Когда в ЕС начались проблемы, ч-ть консерват партии (слишком много полномочий ВБ дала ЕС) – надо провести рефер-м (т.к. тогда люди не голосовали за те изменения, кот сейчас проводит ЕС). Лейбористы и либ-демы выступ за то, чтобы держаться с ЕС. Кэмерон подчеркивает, что в контексте ЕС ВБ проводит в перв очередь свои интересы (экономические: подд-ть страны, с кот они имеют взаимоотношения), вне зав-ти от общих интересов европы.

Референдум об участии в ЕС был в 1975 – лейбористы хотели проверить общественное мнение по этому поводу, 76% сказали, что они за дальнейшее участие ВБ в евроструктурах (из 60% пришедших). Сейчас из-за ситуации с евро сит-я, наверное, хуже.

+ Вб держится особняком из-за экономических особенностей (ЕАСТ: зона свободной торговли, не более (ВБ до сих пор на этом настаивает, а насчет общей валюты и пр -вопрос): экономическая интеграция в основном, полит взаимосвязи, в отл от ЕС, на втором плане – модель похожая). У ЕС более высок степень интеграции, даже в экономике: своб рынок, но еще и валюта и передача суверенитета.

ВБ вступ в ЕС, т.к. пошлины, кот устанавливались для внешних гос-в раза в 2 выше, чем пошлины для членов ЕС, => выгоднее торговать с ЕС, чем с США из-за издержек по налогам, перевозкам и пр. Это относ к истории тоже: после 2МВ больш-во гос-в Европы разрушено, а ВБ сильно не пострадала, => у ВБ появился больш шанс получать выгоду от торговли с ЕС, и ее объем сильно возрос, но барьер в виде пошлин, кот надо было снимать. => Когда ВБ вступила, она всем объяснила, что это вынужденный шаг, иначе брит производителям будет невыгодно.

В программе Венгрии по поводу председ-ва: поэтому позиция ВБ отлич от европ (не подд-т раздутую соц систему, налоговая система меньше, профсоюзы в ВБ слабее – были сильны до Маргарет Тэтчер, и профсоюзы в Герм сильнее: существует «социальное партнерство» - если более-менее крупн бизнес, надо договориться с профсоюзами по поводу своей пол-ки и пр – вмешательство в дела предпринимателя с самого начала).

Юридическое закрепление вхождения в ЕС: ратификация в ВБ – право фатсонби??? – все дог-ры переходят парл-ту и происх дебаты. По европ интегр принимается отдельный Акт: прописывается, какие обяз-ва ВБ принимает на себя – это показ, как серьезно ВБ к этому относится (в Герм отдельно ничего не принимается, только обсужд конституционным судом).

Кроме комитета по внешн делам, во многих странах есть спец комитет по европ делам, а также министр по европ делам (подчин МИДу – замминистра).

Изначально ВБ предст-ла себе европ интеграцию (Черчилль): ВБ хотела быть С ЕС; Вб не будет участвовать в европ федерации, хотя будет поддерживать такую глубокую интеграцию. Идея соединенных штатов Европы была предложена Черчиллем в 1942, предполагая, что они б работать против СССР. Фултонская речь: Европа – железный занавес. Цюрихская речь – более подробная: опред стадии развития взаимодействия: двигаться к таможенному союзу, но структура дб более экономически ориентирована. Если посчитать кол-во упоминаний слов «ВБ» и «Брит содр-во» -Бритаиию и Англию упоминает оч редко, больше про империю и пр. Евроинтеграция – только одно направление содружества. Идея британского содружества наций еще не умерла тогда (дб быть главным), а сейчас это стало больше культурным аспектом, а ЕС главным. После 2МВ ВБ решила, что ФР и герм виноваты во всем, и Вб должна способствовать миру на континенте, но не более того. Сейчас сит-я с евро: опять ВБ гов, что вы сами доигрались, а мы предупреждали.

Деколонизация завершилась в 1960-м (переломный этап) – год Африки, и ВБ уже потер больш-во колоний.

Европ сообщества после вступления ВБ: в с/х – ВБ д отдавать больш взносы в с/х ЕС, и ВБ от этого отказалась (постоянные претензии к общей с/х пол-ке). Вопросы финансирования сообщ-ва: бюдж формируется из взносов отд-х стран + налоги => ВБ счит, что слишком много отдает, => придумали и утвердили схему возврата этих денег (до сих пор возвращают).

Еще конфликты: в сер 90-х – скандал с коровьим бешенством, кот обнаружили в брит: еврокомиссия реш ограничить ввоз мяса из ВБ, это сильно ударило по брит фермерам, и в итоге речь дошла даже до выхода из ЕС, => провели особые переговоры. ВБ обещ уничт-ть часть поголовья, но взамен ЕС снимет запрет.

Еще пробл: сотр-во ВБ с США – в разн сферах. 1) система «Эшелон»: ПОСМОТРЕТЬ.

Тэтчер сформ 5 принципов общей европы (1988): необх-ть участия в интеграции сувер-х госв (против федераций); эфф-ть европ сообщ-в (если есть с/х пол-ка, то она дб эффективна, т.е. нет уничтожения излишков по европ квоте); свободная экономика (продвигать предпринимательство, минимум соц нагрузки); отказ от протекционизма в торг (для чего созд зоны своб торг); роль НАТО как гаранта безоп-ти Европы.

Сейчас эти принципы довольно стабильны.

ВБ не выйдет из ЕС, т.к. это невыгодно: тесное сотр-во с ЕС повысит брит внутр безоп-ть против межд терроризма, энергетич рынок как возм-ть стать менее завис-ми от России (возм туда вступ Турция, кот станет каналом поступления газа). В ближ 20 лет ВБ придется закупать много энергоносителей, т.к. запасы в сев море иссякают. Плюс есть диаграмма баланса торговли: ЕС заним в миров торговле гораздо большее место, чем США, и ВБ уже интегрирована, так что нельзя теперь сказать, что ВБ может спокойно остаться в стороне – контекст изменился!

Стратегия национальной безопасности ВБ. «Союзник сам надежный – США, а с ЕС мы разделяем общие ценности», но во 2ю очередь: не сильно все изменилось с Фулт речи (Черч: сущ европа, откуда пошли все соврем крупн цивилиз, но одновременно мы отдельно – упор на культуру). Но Вб досталось за Ирак (за помощь США). Сейчас сокращ военн расходы, списывается техника – постеп понижеиие военного фактора (в рамках общеевроп экономии, это 1 из прич, почему Фр вернулась в военн структуру НАТО: чисто прагматич сообр-я). Год назад еще обсужд-сь возм-ть создания общей армии ВБ и ФР с целью оптимизации расходов на содержание.

ВБ – кроме Герм, крупнейшее место по кол-ву амер контингента, военных баз.

В Стратегии: Брит заним специфич положение: 1) геогр-ки между европ и амер, 2) несм на то, что ВБ – это 1% насел-я земли, мы 6я эк-ка, англ язык так распростр, ценности своб и прав чел-ка всемирные и универсальные и пр. 3) много стран, кот несут брит наследие (США, Канада). 4) Лондон – деловой центр (размещ-е ценных бумаг на лонд фондовой бирже для выхода компании намиров арену обяз-но!). + Кажд 10й гражданин ВБ живет за пред-ми страны (намек на сильную интеграцию).

Тони Блэр – сейчас возгл группу экспертов по экономике в Казахстане, есть собств фонд по развитию экологии, консультант кучи корпораций и европ компаний, а во времена премьер-министерства был избран старшим вождем племен Сьерра-Леоне (к вопросу об активности участия ВБ в урегулировании конфликтов), много мемуаров; а Шрёдер занимается голубым потоком.

Баронесса Кэтрин Эштон (брит пожизненный пэр): высокий представитель ЕС, вице-председатель Еврокомиссии (отвеч за внешнеполит блок). Теперь полн-ю за ЕС, брит интер не продвигает. До высокого предст-ля была в Еврокомисии. До этого у ВБ были не очень значительные должности.

Крис Партен: комиссар Еврокомиссии по внешн связям, пол-ка расширения (во врем вступ Польши, Венгрии и пр), форм европ пол-ки соседства. До ЕС был губернатором Гонконга. Оч известный чел-к в ВБ. В отл отЭштон, пол-ка более пробританская: типичная позиция «есть Вб, есть ЕС, есть США». Много публикаций.

В рамках ЕС ВБ м следить за работой Брюсселя и Еврокомиссии через Представительства ЕС (у всех членов ЕС) – у них свой статус: это отдельная дип миссия, кот занимается только представительством при ЕС. Комитет постоянных представителей (КОРИМПЕР с фр.): сначала Акт ЕС обсуждается здесь, а потом они дают инф-ю/мнения своим министрам, кот приезжают на встречу. Предст-ва бывают не т у стран-членов (у Молдовы, напр).

Практику созд-я теневых кабинетов переняли и другие, напр, Украина. В РФ отд-е полит силы (КПРФ) пытаются форм свое оппозиц-е прав-во, но у нас более вялая.

Есть 5 уровней террористической угрозы от низкого до критического (по всей ВБ сейчас существенный – 3): в Сев Ирландии есть отдельный уровень (4 – предкритический: вероятность террор атак высока).

Молдова.

3 млн населения. Сепаратизм, т.к. Молд наход-сь всегда под властью империй. Герой – Стефан Великий, успел повоевать с Польшей. Молдова факт-ки была центром, крупнейшим гос-вом, а Румыния на периферии. Румыния сейчас претенд на то, что Стефан – их герой, хотя он молдавский. Из Молдовы сейчас ¾ чел-к работает зарубежом, самое бедное гос-во Европы, хотя м посоревноваться с Албанией.

15.11.11. лекция просмотр фильма “Blood and belonging”, “dreaming a nation” (1994 год)

Хорватский сюжет: balkanization (м напис контр раб – исходя из внутр факторов, что там с внешн пол-кой и что случилось с премьером?).

Курдский сюжет: имеет прямое отн-е к европе: огр кол-во курдов живут в ЕС – ключ фактор, ЕС об этом не знал до 1999, когда поймали 1 из лидеров Пи Кей Кей (радик полит партия, лидер другой партии – Мустава Барзани) – террор орг-я, 1 из сильн в мире – и состоялись массовые выступления в грец, ит, вб, германии и в мск (2 самосожжения на красной площади, это в прессу не попало – совершенно ясно, что курдский сюжет очень важен); задержали его в Найроби; курдские племена разделились – для одних он герой, для других наоборот. А также имеет косвенное отношение.

Фильм. Как национализм м создать нацию? 25 млн курдов в Турции, 3 млн – анклав Курдистана в Ираке. Хуссейн забрал всех мужчин из деревни, пытал людей: курды ненавидят Саддама, но многие на него работали. У Курдистана есть свое прав-во и действующая оппозиция, но он банкрот и полностью зависит от зап помощи. Отец нации – мулла Мустафа Барзани (в 1947 увел курдов на территорию Азербайджана и СССР – тесно общался с сов рук-вом (газета Советский Курдистан, учились в военных академиях и пр), спас народ).

Почему они любят Курдистан? – «Курдистан прекрасен» (чувство, кот не бывает правильным или неправильным; национализм - чувство). «Это наша страна».

Эрбил – столица Курдистана. Курды сущ-т от 4 до 7000 лет! На границе контрабандисты: в стране не хват пропитания, => везут продукты из Ирака и обратно, и не т питание – возн более сложный сюжет с перевозкой наркотиков, => взятки и пр, что злило курдов. Импорт бензина.

15 марта 1998 над г. Халабджи самолет сбросил канистру с фазгеном – первый случай после 1МВ, когда население своей страны пострад от действий своего рук-ва, когда Саддам их бомбил газом (хоть это запрещено, но в сувер-х гос-х это случалось, и в СССР тоже – во время Антоновского восстания?). Погибли 5000 чел (все кто был в городе). Курды точно этого не забыли. Геноцид прямо относится к национализму: евреи и курды – чувство незащищенности.

Гл прич почему у курдов не было за столько лет гос-ва – из-за самих курдов. Полит предст-ль курдов гов, что им нужна федерация курдов и Ирака (??? лукавит, на камеру говорит оч осторожно): граница не совпадает (не нация-гос-во).Реальный предст-ль власти – полевой командир. Съемочную группу пригласил в гос-во сын Мустафы Барзани (демократическая партия Курдистана).

Курды преследуются по пр-ку национализма и религии (курды сунниты, религ противоречие с Ираном => жестоко изгоняли курдов оттуда).

Пи Кей Кей – одна из сам организованных террор орг-ий: женщины-воины (у курдов женщина – равноправный член общ-ва). Национализм в конечном итоге приводит к насилию. 2 национализма – между ними конфликт, кот обычно приходит к войне. (Там больше радик группировок, но они пост меняют назв и пр.)

Курды в Турции: нет религ противоречия (как в Иране шииты против суннитов; в Турции все сунниты), но есть другие – языковые и национальные, еще более жестоко в итоге. На юге и востоке шла гражд война, но ее старались замалчивать (в 60е получалось), а в 90-е уже никак. Теперь по отн-ю к курдам внутр пол-ку изменили, но не все курды это чувствуют.

1 из высокопост-х чиновников (МВД) - можно ли проводить их нац праздники? - Сказ, что да, а потом в фильме показ, как всех людей разогнали турки. За корреспондентом пост наблюдают люди. Сит-я оч неоднозначная. Но курды не ощущ себя турками, хоть и знают язык, но сперва у них курдская идентификация. Турки же строят унитарное гос-во с 1й нацией (Ата-Тюрк).

Курды играли роль в отн-ии РФ-Турц: сейчас сохран сильн курдск диаспора, раньше СССР сдавал/не сдавал курдов в зав-ти от уровня отн-й с Турцией. Еще они прожив в Иране, Ираке, Сирии (самое светское из всех арабских гос-в, поэтому есть от них претензии), в Египте (уже гораздо меньше).

Когда произошло вторжение США в Ирак, это был реальн шанс созд незав курдск гос-во, т.к. иракское прав-во было никакое, но этого не произошло.

Экономич состояние никакое, натур хоз-во, т.к. территория оч нестабильна. Т.о. как ты можешь бороться за нез-ть?? Особенно контраст виден по сравн с курдск диаспорой, кот хорошо образована.

Сейчас с курдами все спокойно: в 2011 курдский комитет объяв о курдской автономии, призывает все гос-ва подд-ть их. Теракты летом в турецком Курдистане (в отн-ии военнослужащих и военны баз Турции, полицейских) – курды деят-ть продолжают. Крупнейшая курдск диаспора в Германии, Франции, ВБ – не уверены, Азерб, Армения, в США диаспора оч старая.

Организации курдов: Рабочая партия Курдистана (где-то призн террор-й, где-то нет, где-то просто партия). Лидеры: Барзани, Аджалан (ловили по всей Европе, поймали в Африке, посадили пожизненно).

В Южн Осетии выборы недавние были признаны незаконными: Алла Джиоева давила на избир комитет во 2м туре, возм фальсификация. Поэтому проводят 3й тур.

Кипр и Турция. Кипрск респ-ка признана только турцией, кипр получ незав-ть в 1964 (?). ВБ помог писать конституцию, влож свое понимание как греки и турки д сосущ-ть: през-т – грек, вице-президент – турок. Сформ общее прав-во, но потом прояв конфликты из-за внешн проявл-й в т.ч. (из-за Греции)… О единстве речи не идет, и Турции сказали, что пока она не реш проблему кипра, ее не примут в ЕС.

Любин: вступление Турции в ЕС. Почему Турцию не хотят брать в ЕС? На протяжении 40 лет Турция пытается попасть в ЕС. Вплоть до 90 годов Турция вступала в различные там союзы типа (Совета Европы, НАТО), в 90е годы к власти в стране приходит исламистская партия во главе с Эрбанканом и дабы он не стал правителем его свергают, но данный прецедент не понравился ЕС и Турции отказывают, т.к. ЕС- «проект – цивилизационный». А в Турции практикуют пытки и нарушают права человека, поэтому в 1997 г Турцию вычеркнули из стран– кандидатов в ЕС. + Войска на Кипре и сложные отношения с Грецией! В 1999, боясь прихода к власть исламистов, предоставили статус кандидата, связано не только с внутриполитическим фактором, но и с возникновением очага напряженности в Балканском регионе. (Турция играет важную роль в укреплении НАТО в регионе Адриатики) Турция мусульманская мтрана и могла бы помочь в борьбе с международным терроризмом. В 2002 г. К власти пришла радикально-исламистская партия Справедливости и развития. Глава партии Р. Эрдоган не смотря на направленность партии, став премьером, объявил главным приоритетом вступление в ЕС. К 2004 году были проведены различные реформы: судебная система, отмена смертной казни, расширены права этнических и религиозных меньшинств и др. Хотя по существу многие утверждали, что реформы имели место только на бумаге. Не смотря на это, Турция стала ассоциированным членом. Турция хотела добиться экономических и политических выгод от ЕС. ЕС нужна была мощная мусульманская страна-союзница, это повысит авторитет ЕС в мире и на международной арене среди мусульманских стран. Скептики склоняются к тому, что вступление не выгодно для ЕС по ряду причин: экономика, т.к. ЕС будет больше отдавать денег и не будет ничего получать(как в бездонную бочку, больше, чем в 10 новых включенных стран вместе нужно вкладывать), возникнут культурные конфликты из-за невозможности быстрой интеграции. Вступление Турции преведет к перераспределению сил внутри ЕС, так же в МО. Т.к. Турция имеет большую армию, займут одну из лидирующих позиций в НАТО, большинство мест в Европарламенте и т.д. Хантингтон описывал, что при вступлении Турции в Европу под угрозой будет евробезопасность, возможность вовлечения мира в состояние мирового хаоса.

Вступление Турции в ЕС: снач заявку на ассоц членство в ЕЭС подала в 1959 (ее рассматривает Совет ЕС, но еврокомиссия готовит доклад: либо рекоменд начать переговоры либо не рекоменд: но напр Грецию принять не рекомендовали, а Совет ЕС принял), соглаш-е об ассоциации 1968 в Анкаре подписано (Тамож союз создан в 1995) – подгот-ка к членству. Когда Совет ЕС принимает реш-е нач переговоры, дает мандат на переговоры еврокомиссии (проф и эксперты). Переговоры проходят по пунктам: еврокомиссия делит все сферы жизни на разн п-ты: образование, внешн полка, с/х и пр. Переговоры нач-ся по кажд отд сфере отдельно (у Турции ок 30 пунктов). По кажд работает собственная рабочая группа. Когда переговоры завершены, то подгот соглашение о вступлении страны в ЕС, оно идет на одобрение в европарл-т (предварительное одобрение), после этого подпис, идет на ратификацию в страну-кандидати в кажд страну-члена ЕС (ратификация в зав-ти от страны, в парл-те или президентом).

Копенг критерии 1993: приняли на саммите европейского совета. Включают в себя три составляющие:

· Политический критерий: институциональная стабильность как гарант демократического и правового государственного устройства, защиты прав человека, а также уважения и защиты прав меньшинств.

· Экономический критерий: работоспособная рыночная экономика и способность противостоять давлению конкуренции и рыночных сил в рамках Союза.

· Принятие правил, правовых актов Сообщества («acquis communautaire»): способность взять на себя возникающие в результате членства в Союзе обязательства и демонстрировать приверженность целям политического, экономического и валютного союза, приведение в соответствие с законодательной базой ЕС внутреннее законодательство страны-кандидата.[4]

Позже к этим критериям был добавлен еще один:

· Существование юридических и административных структур, способствующих принятию и внедрению европейского права.

И еще 1: критерий насколько ЕС сам готов принять данное гос-во. Осн статья – Маастр дог-р, ст 49: «Членом Союза имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее демократические принципы общественного строя: «принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства»[5].

Кандидаты (предбанник): Исландия, Македония, Хорватия уже 1й ногой в ЕС. Потенциальные кандидаты (предпредбанник): Босн и Герцеговина, Сербия, Косово, Албания. Украине и Молдове даже потенц кандидата не дают.

Вступление Турции в ЕС с т-ки зрен европ ценностей: ценности различны (но это спорно, т.к. даже если абстрагироваться от пробл Ислама, явл ли он антиподом христ-ва, то ЕС секуляризован и это не важно). ЗА: ЕС не д явл закрытым сообщ-вом. Плюс надо опред, что считать европой географически (Кипр офиц-но азия, но по культуре и ценностям «европейские»; кусок Турции тоже опред к Европе, но нет смысла входить в ЕС по частям, т полностью). Турция не поним, что такое «ассоц членство»: это не гарант вступления, а путь для реформирования. Осн проблемы – права чел-ка (женщин и пр).

В 1999 дали статус кандидата, переговоры начались с 2005.

Кипр пытался объединиться и войти в ЕС полностью (ООН пытался, «план Кофи Аннана»), но план не сработал и в итоге на референдуме греки его завалили (рук-во Сев республики), и в ЕС не вступ. А рук-во Респ-ки Кипр расстроилось, т.к. думали, что удастся вступить целиком и утихомирить турков. Т.о. Северный Кипр формально наход в межд изоляции, члены ЕС не м с ним торговать, т.к. это самопровозгл территория, => переориентация на Турцию; также сложности с приобретением недвиж-ти на терр Сев Кипра для граждан ЕС (по суду ЕС), к РФ это не относится (на севере дешевле, чем на юге: недвиж-ть побросали турки-киприоты во время переселения!).

Города-призраки на терр сев кипра: Фамагуста – терр, лишенная населения: греки убежали, а кварталы остались законсервированными, квартал оцеплен. В США Детройт чуть не стал городом-призраком, т.к. пром-ть переструктурировалась, и оч многие разорились, целые кварталы стояли пустыми.

Непризнание Турцией Кипра: это мешает вступлению в ЕС, т.к. тур войска еще там + факт самого непризнания члена этой организации, куда собир вступать. Это выражается в том, что Тамож союз м-у Турцией и ЕС не распростр на Кипр (заканч на Греции): условие ЕС – либо признавайте Кипр и распростр на него действие тамож союза, или нет. Некот п-ты – един рынок, с/х и пр – переговоры заблокированы, пока Турция не признает Республику Кипр.

Европа, м сказ, боится Турции, т.к. у нее другое развитие, и в истории они часто конфликтовали м-у собой. В ЕС по отн Турции двойные стандарты: гл гос-ва был одновременно главой мусульм секты, при этом не берут в расчет, что в ВБ глава гос-ва = гл англик церкви.

До нез-ти Кипр входил в состав ВБ с конца 19 до серед 20 вв.

Американский фактор в Европе.

(РФ-США). Зевелев, статьи про ЕС.

Самост рассм-е: речь вице-президента байдена на 41й мюнхенской конференции по безоп-ти 2009 (перв речь вице-през после прих к власти новой админ-ии), мюнх речь путина 2007.

2 осннаправления сотр-ва США-ЕС: экономическая безоп-ть и просто безоп-ть в мире (урегул конфл-в в ливии и пр).

Созд Трансатлантический экономич совет: торг партнерство, экон безоп-ть, решение конкр экон вопросов. 1 из ключ моментов – торговые войны (происх между США и ЕС с завидным постоянством: либо несоотв фитостандартов, либо квот, субсидирования и пр, чаще всего кризисы в обл-ти с/х, рыболовства – обычно регул-ся в рамках ВТО, а Трансатл экон совет созд для того, чтобы эти пробл решались до вынесения их на высший уровень; до создания Совета – послались переговорщики).

Также занимаются проблемами положения в Белоруссии (со времен когда Белор оказ-сь в изоляции в европ пол-ке в 1990-нач 2000-х; гов, что пока нет изменений, общаться не будем, визовые ограничения белор чиновникам с 2004; торговли с США почти нет, с ЕС осн статья – энергоносители РФ; когда создавалось Вост партнерство запад решил пол-ку смягчить, т.к. без Белор это невозможно (с черн морем и пр есть «Синергия Черного моря» - орган-я), и формально Лукашенко даже пригласили в 2009 в прагу на саммит Вост парт-ва, но он не приехал т.к. многие гос-ва против; но после выборов дек 2010 пол-ка изоляции с ЕС фактически реанимирована; НО торговля с ЕС выросла в 2, 9% (=> санкции недействительны); единодушие между США и ЕС: напр, выборы в белор оцениваются единодушно отрицательно – делают совместные заявления, даже не дубли – из-за этого когда б выдвинуты инициативы ЕС на пост-советском простр-ве, в РФ закричали, что это рука США) и Украине.

В США и ЕС списки тех, кому нельзя выдавать визы, прим одинаковы (Приднестр, Белор, список магнитского для РФ).

Во всех конфл-х на пост-сов простр-ве США имеют как мин статус наблюдателя: в Приднестровье (инициативу перенял ЕС в посл время, США присоед к их позиции: Молдова единое гос-во, приднестр неотдел часть, надо ее всячески возвращать; переговоры тормозят власти приднестровья, РФ реагирует в зав-ти от своей выгоды; 1 из вар-тов – интеграция Молдовы в Румынию (в плане вступления в ЕС: введение румынск языка и пр), при этом приднестровье остается за кадром (хотят оставить русск яз как гос-й и пр): негат реакция на такие планы, раскол начался как раз из-за румынского фактора), в нагорном Карабахе и пр.

Оценки выборов в РФ. Оценка Клинтон (довольно мягкая!) => такая болезненная реакция РФ из-за арабской весны: плохое отн-е к фондам (ФРГ), Госдеп, USAid и пр, кот финансируют гражд общ-во. Страх перед революциями, в т.ч. ливийскими (страх прецедента). Влияние внешн фактора на внутр пол-ку.

Европ пол-ки оценивали сит-ю даже мягче Клинтон.

ENEMO– неправительственная орг-я, поставляющая межд наблюдателей (сеть объед-я многие орган-ии: нужно туда обращ, если хотим поехать наблюд-ми куда-нибудь еще). Есть орг-я СНГ. Еще есть наблюд-ли от межд орг-ий (ОБСЕ), или от стран конкретно.

Номенклатура в РФ заменила элиту. Номенклатура (назначенцы) – назначенная элита, и ты отвеч не перед общ-вом, а перед тем, кто назначил. Элита же зависит от общ-ва (появл новая контрэлита).

Сила и влияние в американо-росс отношениях (Зевелев, Троицкий). Гов-ся о семиотике (сфера знаний о знаковых системах – математика и лингвистика: семиотика дел-ся на семантику, прагматику и синтаксис): полит элиты обеих стран припис опред коды др стране. Есть критич различия между междунар субъектами, и они иногда др др не поним (ввиду различий в их интерпретационных кодах). Т.к. у разн народов разн языки, то народы вкладывают разл значения в эти слова (основа семиотики: для фр нация не совсем то, что для РФ). В кажд гос-ве есть общая (особ для элиты тк. Она руководит) знаков сист, сост из понятий, отношений к чему-то, взглядов (в росс номенклатуре – межд терроризм плохо, США не совсем демократия, амер мечта разлагает духовность и пр). В амер элите: у РФ небольш опыт разв-я полит инст-в, РФ негат восприним поп-ки установления глоб сист безоп-ти, РФ хочет возрод СССР и пр. Т.о. информация когда попадает в СМИ, расшифровывается по-разному (Фр и Герм легко договориться, а США и Японии гораздо сложнее – у них вообще все коды дб разными).

Коды развив и эволюц: в 1990 коды США и РФ вообще не совпад, потом нач сближаться (наше представление о межд терроризме и пр совпали, проще дог-ся после 2001), а после цветн револ-й на пост-сов простр-ве снова ухудшение и еще большее расхождение кодовых систем. Больше всего не совпали в отн-ии пост-сов простр-ва, особ в Украине (РФ за стаб-ть и кучму, США против резко). Также не совпали по поводу ПРО.

Повлиять на передачу инф-ии, коммуникацию можно посредством: (Джозеф Най)

1) мягкое влияние: распростр своих культ ценностей на мир, внешн пол-ка – оч продуманная манипуляция, чтобы другие несли схожую систему кодов, понимали нашу. Мб и посредник: расшифров сигналы 1 стороны, переносили их 2 стороне НО при этом м и со своей стороны производить кодификацию. Но это не обяз-но циничное действие: напр, когда страны схожи (США и ВБ) – кодовые сист др на др похожи, => мягкое влияние не слишком серьезное. Также пример мягкого влияния ФРГ на Польшу и пр.

2) жесткая сила: не важны коды – мы приняли, а вы что хотите, то и делаете. Прим, расширение НАТО (сколько РФ не гов, что мы не хотим, чтобы НАТО расшир, оно все равно расшир-ся).

ПРО. Осн дог-ры:

ОСВ-1 (1972), ОСВ-2 (1979: не подпис из-за ввода войск ссср в афганистан), 1987 дог-р о ликвидации ракет малой и средней дальности, СНВ-1 (1991), СНВ-2, СНП (сокр наступ-х потенциалов, 2002) – слабенький (нет мех-мов контр др за др, заканч в 2012, продливать не собираются). СНВ-3 (2010, Прага, вступ в силу в РФ и США (были пробл)). Была акт критика СНВ-3 (аналитик Ивашов): крышка росс ядерн потенциала. Но то, что мы обязались сократить, уже выходит из строя. США тоже заинтер в сокр-ии (дорого содержать и пр).

МБР (межконтинент баллист ракеты),

БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок).

CFE (conventional force treaty: дог-р об обычных вооруженных силах в европе – ДОВСЕ), переговоры между НАТО и Варш дог-ром (еще в СССР), подп в 1990. Прописано квоты: сколько кто м содержать войск вблизи границ на разном удалении. После развала СССР квоты снова поменялись (стр-чл захотели в НАТО), поэтому в 1999 подп обновленный ДОВСЕ с РФ, Казахст и пр, а НАТО его не подписали (ни 1 страна). РФ уже в 2007 из ДОВСЕ вышла (мораторий на участие), хотя Путин только угрожает.

INF (intermediate nuclear forces: дог-р ликвидации ракет средней и малой дальности 1987 г) – не оч актуален, все ликвидировали видимо.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал