Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, виды и средства правового регулирования (МПР).






Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений с помощью правовых (юридических) норм.

Общество характеризуется совокупностью, упорядоченностью, организованностью субъектов. Это вызвано потребностью индивида и общества в целом (больших и малых социальных групп). Достижение такого согласия общества обеспечивается социальным, в том числе, правовым регулированием.

Виды правового регулирования: внешнее и внутренние. Внешнее регулирование по отношению к человеку воздействуют на него из вне, (например, лишение свободы); внутренним регулированием (саморегулирование), внутреннее состояние человека, психологическое отношения к деянию (например, вина).

На протяжении своего развития человечество выработало множество средств и способов регламентации поведения людей.

Средства отвечают на вопрос - чем регулируется поведение людей, а способы – предписания, способы воздействия на поведение людей (управомочивающие, обязывающие, запрещающие).

К средствам социального регулирования относятся, прежде всего:

а) социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др.;

б)норма права – основное, но не единственное средство воздействие на поведение людей. К средствам регулирования относятся также индивидуальные предписания;

в)властные предписания, меры физического, психического, организационного принуждения и др.

В системе социального регулирования важная роль отводится правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств, в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

На общественные отношения оказывает воздействие вся совокупность правовых явлений[15], в том числе и правовые идеи, принципы правовой жизни общества, воплощенные в юридических формах (законы, нормативно-правовые акты, индивидуальные правовые акты), и др.Необходимо понимать, что правовое регулирование есть совокупность средств и способов реализации позитивного права.

46. Примет и методы правового регулирования: понятие и роль.

Предмет правового регулирования- это обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права.

Предмет указывает – что мы регулируем (какие общественные отношения).

Право не должно, да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. На каждом историческом этапе должна быть четко определена сфера правового регулирования.

Если сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе наступает произвол, хаос непредсказуемость в тех областях отношений, которые можно и должно быть урегулировано нормами права. В случае, когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, то создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированность поведения людей, ведущей к социальной пассивности, безынициативности.

Жизнь общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений: 1) отношения по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными; 2) по властному управлению обществом (обеспечиваются государственным принуждением); 3) по обеспечению правопорядка. Общественные отношения, входящие в эти группы и будут составлять предмет правового регулирования.

Методы правового регулирования. Метод указывает –как мы это делаем (какие методы используются при этом).В зависимости от различий в характеристике общественных отношений выделяют два метода регулирования:

метод децентрализованного регулирования. Этим методом регулируются частноправовые отношения (например, заключение договора поставки в ГК РФ);

метод централизованного регулирования. В первую очередь государство. Такое регулирование есть в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

По степени категоричности выделяют два метода правового регулирования:

императивный, субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе (метод власти и подчинения);

децентализитивный, дает возможность сторонам самостоятельно решать какие-то вопросы. Если возникают разногласия, противоречия, лица обращаются в органы государства тогда возникает обязанность вмешаться (например, ст. 135 ГК РФ- принадлежность следовать судьбе главной вещи, если договором сторонами не предусмотрено иное).

47. Способы и типы правового регулирования: управомачивающие, обязывающие, запрещающие; общедозволительный, разрешительный.

Способы правового регулирования определяются характером предписанных в норме права предписаниям, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования: дозволение, обвязывание и запрещение.

Дозволение - предоставление участнику отношений субъективных прав (правомочие). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться вещью).

Обвязывание совершать какие-то действия (например, собственник жилого дома обязан платить налоги).

Запрещение, т.е. возложение обязанности воздержаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение).

Еще дополнительные способы правового регулирования, стимулирующее воздействие норм права (поощрительные нормы).

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования выделяют два типа правового регулирования.

Первый - основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение, дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. По этой формуле построен общедозволительный тип регулирования.

Второй гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Участник может совершать только действия, которые прямо разрешены законом. Такой тип регулирования присущ таким отраслям как Административное право.

Безусловно, нет ни одной отрасли права построенного на одном типе правового регулирования. Так в ГК РФ вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве имеются нормы, сконструированные по общедозволительному типу.

48.Правовые режимы: понятие и роль. Сочетание методов, способов, типов правового регулирования и правовой режим.

Термином «правовой режим» - особенность юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов.

Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом.

Правовой режим выражает степень жесткости правового регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Он связывает воедино целостный комплекс правовых средств, сочетание: способов правового регулирования (дозволение, запрещение и обвязывание); типов (общедозволительный и разрешительный); методов- централизованный, (императивным) или децентрализованный, (диспозитивным) образуют тот или иной правовой режим. Правовой режим может включать в себя все способы, методы, типы, правовых средств, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других (например, закон о ЗАТО).

Использование того или иного вида правового режима ставиться в зависимость от различных обстоятельств, в частности от субъектов регулируемых отношений. Например, от категорий заявителей, ходатайствующих о приеме в российской гражданство, РФ может применить упрощенный порядок приема в гражданство.

Специфическими являются режимы, используемые в публичном и частном праве, в отраслях материального права и в публичном праве. В частности, процессуальный режим представляет собой четко налаженный порядок рассмотрения юридического дела и наиболее эффективного его результата, предусмотренного нормативным предписанием; это своего рода нормативно- организационная обстановка разбирательства юридического дела. Структурно процессуальный режим охватывает принципы процессуальной деятельности. Способы осуществления процессуальных действий, а также правовой статус субъектов юридического процесса.

49.Механизм правового регулирования: норма права, нормативно-правовой акт, акт официального толкования, юридические факты (юридический состав), правоотношения, акт применения права, правосознание и режим законности - их характеристика.

Термин «механизм» - это система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности, внутреннее устройство (словарь С.И. Ожегова).

МПР (механизм правового регулирования) - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. Правовое регулирование- это осуществляемое правом, всей системой правовых средств воздействующих на общественные отношения, на поведение людей.

Структура МПР (С.С Алексеев):

1). Нормы права - юридически обязательные правила поведения всех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Норма права- это изначальный элемент МПР, излагается в различных по юридической силе нормативно-правовых актах.

2). Юридические факты (фактический состав) - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Нередко юридические последствия порождают не один, какой либо факт, а их совокупность (это юридический состав).

3). Правоотношения– это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Если норма права статистическое состояние правового регулирования, то правоотношение- динамическое.

4). Акты реализации юридических прав и обязанностей– это фактическое поведение субъектов правоотношении по осуществлению их прав и обязанностей. Действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязывающих лиц.

Правовое регулирование отражает динамику, само действие юридических норм, всех других правовых явлений, включая как решение судов, правосознание и др. Словом на лицо, реальная деятельность права (в действии), которая должна завершится определенным результатом, (например, получение гражданином пенсии, или другое решение).

Правовые явления выступают в качестве правовых средств, т.е. правовых инструментов для достижения тех или иных задач, и их необходимо точно знать в жизни, в практических делах. Правовые средства тесно связаны между собой и в совокупности образуют довольно сложный механизм, называемый МПР.

5). Правоприменительные акты - индивидуализированные властные предписания, направленные на регулирование общественных отношений. Они могут обретать форму действия или документа, например, решение суда по конкретному делу. Слово «мера» - понятие, характеристика. Право характеризуется тем, что возможности и свобода лиц (субъективное право) и должное, необходимое поведение (юридическая обязанность) не безграничны, не бескрайни, а существуют в известных строгих рамках- это всегда мера поведения.

Факультативные (дополнительные) элементы МПР: а) акты официального толкования; б) правосознание; 3) режим законности.

50. Эффективность правового регулирования: понятие, критерии и факторы обеспечения. Пути повышения эффективности правового регулирования в современной России.

Эффективность правового регулирования- это соотношение между результатом ПР и стоящей перед ним целью. Это способ, которым определяется эффективность достижения целей.

По отношению к личности, эффективность права характеризуется степенью удовлетворения гражданином своих интересов и потребностей.

Под эффективность понимается результативность всех юридических средств используемых в правовом регулировании: нормативных актов, правоприменительных актов, способность осуществлять эффективность в общественной жизни, и др.

На эффективность права воздействуют: экономика, политика, качество нормотворчества, эффективность работы правовых учреждений (органов).

Среда оказывает влияние на все виды правовой действительности. На законодательство, выбор типа и уровня регулирования, способа регулирования, лоббизм, СМИ и т.д. Оказывает влияние и международная среда.

Среда может заблокировать действия качественных и прогрессивных законов. Так, в России, были сбои в реализации законов в сфере экономики, и т.д.

В современных условиях в России можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:

1) совершенствование правотворчества. Надо создать условия, с помощью юридических и информационных средств, когда будет выгоднее не нарушать, чем допускать нарушения. А также усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в МПР;

2) совершенствование правоприменения. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию;

3)повышение уровня правовой культуры субъектов права. Это также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка;

) интересы человека –это главный ориентир для совершенствования элементов МПР, повышения его эффективности. МПР должен быть социально ценным по своей природе, создать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал