Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификации тестов.
Тесты могут быть классифицированы по следующим основаниям с выделением соответствующих видов: 1. По процедуре могут быть выделены стандартизированные и нестандартизированные тесты. Стандартизация психологами понимается в двух аспектах: o стандартизация процедуры и условий проведения тестирования, способов обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности, как на этапе проведения, так и на этапе обработки результатов и интерпретации данных; o стандартизация результатов, то есть получение нормы, шкалы оценки, которая служит основанием для определения уровня овладения тем, что выясняет данный тест, при этом не важно, какого рода нормы получаются и какие шкалы используются. 2. Классификация тестов по назначению: o общедиагностические (тесты личности по типу вопросников Кеттелла или Айзенка, тесты общего интеллекта Векслера, Бине-Симона в редакции Термена и Меррила и др.); o профессиональной пригодности (множество общих классификационных тестов – общий армейский классификационный тест, классификационные тесты способностей Фланагана и др.); o специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов, радиооператоров и т. д.); o достижений (например, произношения, качества написания письменных сочинений и т.п. т. е. тесты, предназначенные для оценивания результатов, достигнутых учащимися в процессе обучения.). 3. По средствам, используемым в процессе тестирования: o бланковые (тесты «бумага и карандаш», в которых используются тестовые тетради или бланки, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы – вопросники личности, тест механической понятливости Беннета, большинство тестов достижений и др.); o предметные (в которых необходимо манипулировать материальными объектами, резул-ть выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий – кубики Косса, тест Стенквиста на сборку конструкций o аппаратурные (тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления – «детектор лжи», аппарат для определения энцефалограмм мозга и др.); o практические (появившиеся относительно недавно, эти тесты схожи с известными у нас лабораторными работами – по химии, физике, биологии и пр., – однако они снабжены соответствующими инструкциями и имеют тестовое оснащение); o программные (тесты с применением программ ЭВМ). 4. По количеству одновременно обследуемых людей: o индивидуальные (тесты Векслера, тест Люшера и др.); o групповые (большинство стандартизованных вопросников, оценивающих основные характеристики личности, набор тестов Фланагана, большинство тестов достижений и т. д.). 5. По форме ответа тесты делятся: o устные; письменные; с применением ЭВМ. 6. По ведущей ориентации: o тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время (Кольца Ландольта, Бурдона, «шифровка» из набора Векслера); 7. тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. 8. смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух вышеперечисленных. В таких тестах представлены задачи различного уровня сложности: от самых простых до очень сложных. 9. По степени однородности задач: o гомогенные, имеющие, как правило, одну шкалу, которые позволяют оценить одно свойство или качество личности и включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием; o гетерогенные, имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся как по характеру, так и по содержанию. 10. По характеру действий: o вербальные (связанные с необходимостью произведения умственных действий – словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и пр.); o невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами – карточками, блоками, деталями). 11. По направленности, т.е. по тому, что именно предполагается изучать с помощью данного теста: o тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего; o личностные тесты (иногда называемые тестами темперамента), с помощью которых изучаются особенности личности испытуемого; тесты настроении и состояний, направленные на изучение временных состояний, таких как эмоции; o другие. 12. По виду нормирования: o ориентированные на статистические нормы – тесты, основанием для сравнения в которых служат соответствующим образом обоснованные статистически полученные значения выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых; o критериально ориентированные – тесты, для определения уровня индивидуальных достижений o прогностические, ориентированные на успешность дальнейшей деятельности; o ненормированные. 13. По характеру ответов на вопросы: o открытого типа (со свободными ответами – когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. д.) o закрытого типа (с предписанными ответами – когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или иной вариант). Кроме этого, выделяют следующие возможные варианты ответов, используемые в тестах открытого типа: · задания дополнения – испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений; · свободного изложения – испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответы, ибо никакие ограничения на них в задании не накладываются. Варианты тестов закрытого типа: · альтернативных ответов, испытуемый должен ответить «да» или «нет»; · соответствия (на восстановление соответствия) – испытуемому предлагается восстановить соответствие элементов двух списков; · множественного выбора (ответы с вариантами выбора) – испытуемому необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов; · исключения лишнего (устранения лишнего элемента, «встретил лишнее – убери»); · аналогии – испытуемый должен выделить отношение аналогии между парами элементов (слов, свойств, качеств тд.); · последовательности (на завершение последовательности) – испытуемый должен запершить некоторую последовательность элементов.
|