Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 14. Система права, система законодательства.
65.Понятие термина «система» права. Дифференциация права: частное и публичное. Роль предмета и метода ПР. Термин «система» понимается как: правовые средства расположенные структурно в определенной последовательности, что в совокупности образует систему права. Система – это совокупность явлений расположенных в определенной последовательности (например, ст. 44 УК РФ «система наказаний») от менее строгого, к более жесткому. Частное и публичное право. Частное право (гражданско-правовые отношения): имеет место «истец» и «ответчик», субъекты отношений равны между собой. Бремя доказывания лежит на истце. Юридическая ответственность – в большинстве своем материальная. Публичное право, одной из сторон выступает государство (его представители), бремя доказывания вины лежит на представителях государства: следователе, дознавателе, прокурору, суде. Субъекты отношений не равны между собой (властные правоотношения; следователь спрашивает- обвиняемый отвечает). Мировой судья РФ рассматривает все категории дел юридической ответственности: частные, честно-публичные, публичные, их характеристика, чем они отличаются друг от друга. Предмет и метод – это правовые средства, исполняющие роль деления системы права по отраслям (уголовное право, административное право, гражданское право и т. д.). В основу деления по отраслям положены однородные общественные отношения. Если предмет отвечает на вопрос, что мы регулируем (какие отношения), то метод отвечает на вопрос, как мы это делаем (какими методами, способами, средствами). 66. Система законодательства: понятие, структура. Классификация НПА: горизонтальная, вертикальная, федеративная и комплексная, их характеристика. Под системой законодательства понимается совокупность нормативно- правовых актов, в которых отражаются структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Свое реальное, совершенствование получает в правовых актах - документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от критериев можно выделить: горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства. Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное - конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, уголовное законодательство, КоАП РФ, гражданское законодательство). Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты. Федеративное строение основано на двух критериях - федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации - республик в составе РФ (Конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления). Комплексные образования в системе законодательства складываются, в зависимости от объекта правового регулирования, система государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).
|