![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема бытия — это проблема способа, целей и смысла существования мира в целом, который только и может наполнить смыслом индивидуальное человеческое сушествование.
Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует? Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. взгляды на феномен бытия, сложившихся в истории философской мысли: проблема бытия была затронута: Впервые понятие бытия было введено Парменидом для обозначения целостной, неразделимой вечной сущности мира. Конкретные, чувственно-наглядные вещи изменяются. Бытие не возникает и не разрушается. Оно вечно. В Библии говорится о сотворении бытия Богом из ничего. В эпоху Возрождения и Нового времени. Бытие понимается как нечто телесное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания: «Я мыслю, следовательно, я существую». Это значит, что бытие постигаемо в самосознании. Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. В философской системе Гегеля бытие рассматривается в чистом виде как абстрактная, лишенная качественной определенности всеобщность. В философских концепциях XX в. акцент делается на бытии, прежде всего как человеческом существовании: бытие есть наша жизнь, т.е. бытие имеет смысл лишь как бытие человека. В религиозном экзистенциализме бытие трактуется как осознание временности, как постоянный страх перед небытием, сознание бесценности своей личности. Бытие фиксирует не просто существование чего-нибудь, а сложную связь всеобщего характера. Основные формы бытия: 1– бытие вещей; 2 – бытие человека; 3 – бытие социального; 4 – бытие духовного. 1 – Бытие природы, вещей – существующей независимо от сознания человека, сложно и противоречиво. Оно является предпосылкой человеческого существования. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени (была, есть и будет). Но бытие отдельных ее явлений, процессов, состояний – преходяще. Они возникают, изменяются, умирают, то есть становятся небытием. Бытие и небытие диалектически связаны между собой. Например, живой организм умирает, но его тело, перестав существовать как Живое, не исчезает из бытия природы. Но живут дела человека, результаты его труда. Природа материальна и составляет объективную реальность, развивающуюся по законам, которые от человека не зависят. 2. Бытие человека осуществляется в диалектическом единстве его телесного и духовного существования. Человек существует как индивид, и вместе с тем его индивидуальное бытие включено в человеческую историю, связано с бытием социально-историческим. 4. Бытие духовного (идеального) складывается из индивидуального человеческого сознания и общественных идей. Это наука, культура, искусство, идеалы, ценности и т. д. 3. Бытие социального включает в себя как индивидуальное бытие человека в обществе, так и бытие самого общества, представляющей собой непрекращающуюся смену поколений людей. Все существующее, все, что может возникнуть и возникло, образует реальность, различают 2 вида реальности: объективную и субъективную. Объективная реальность – действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него. Субъективная реальность внутренний мир человека. Глубинную связь между ними, их единство и фиксирует категория «бытия».
|