Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура как предмет философского исследования. Культура и цивилизация






культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание, почитание) с давних пор используется как синоним общественного в противоположность естественному, природному. Так термином культура обозначают все то, что было создано человеком. Как самостоятельное понятие впервые термин культура появляется в работах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632 – 1694). При помощи этого термина он обозначал результаты человеческого труда. Культуру С. Пуфендорф противопоставлял природному состоянию человека.

Культура охватывает собой всю область общественной деятельности человека, те формы участия людей в исторических процессах, которые в своей совокупности выражают существование человека в качестве субъекта истории. Культура — это особого рода объективная действительность, которая в отличие от природной действительности, создается целенаправленной человеческой деятельностью. Предмет культуры в отличие от предметов природы является предметом труда и обладает не только природными свойствами, но и свойствами, привнесенными в предмет человеком. Всякий предмет труда создается для удовлетворения конкретных человеческих потребностей. Однако предметы культуры служат удовлетворению не любых потребностей человека, а только тех, которые характеризуют его как общественное существо и могут быть носителем общественного отношения. Они являются формой, в которой один человек существует для другого человека, общество — для человека, связующим звеном, объединяющим людей в процессе их исторического развития и совместного существования.

 

Все сферы социального бытия человека пронизаны культурой, которая, в свою очередь, изучается множеством наук, в том числе культурологией, историей, этнографией, археологией, антропологией, семиотикой, лингвистикой и др. Каждая дисциплина, изучающая феномен культуры, рассматривает культуру как предмет собственного исследования, потому представления о культуре в науке столь разнообразны. Достаточно сказать, что в современной литературе можно обнаружить свыше 200 различных определений термина культура, в каждом из которых фиксируются самые разнообразные аспекты, черты и проявления культуры.

Потому в силу сложившихся обстоятельств значение и саму сущность культуры представляется возможным определить лишь на уровне философского анализа. Только так можно выявить природу культурных универсалий, выделить самые общие черты явления и зафиксировать его основные характеристики. Прийти к теоретическому осмыслению культуры – основная задача такой самостоятельной области философского знания, как философия культуры, о которой первым заговорил немецкий философ А. Мюллер в начале 19 века.

Первыми разработчиками философских проблем культуры стали французские и немецкие просветители (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Ф. Шиллер, И.В. Гете и др.). Отвергая феодальную культуру, просветители представляют классическую модель культуры, которая включает в себя идеи гуманизма, рационализма и историзма. Идея гуманизма указывает на прямую связь культуры с деятельностью человека, который эту культуру создает и без которого культура не существует. Идея рационализма выделяет в качестве главной человеческой черты разум, благодаря которому человек может преодолеть свою биологическую ограниченность. Идея историзма указывает на понимание просветителями культуры, как исторического пути, пройденного человеком.

Ж.-Ж. Руссо пришел к выводу, что все созданное человеком для счастья оказалось помехой ему. Мораль стала ханжеской и лицемерной. Искусство стало одним из элементов роскоши. Государство и вовсе стало подавлять человека. Потому философ предложил отказаться от государственного устройства и частной собственности, вернуться к естественному состоянию человечества.

Классик немецкой философии И. Кант определял культуру как нравственность, не считая образованность и разум гарантией поддержания культурного уровня. Он считал, что человек по своей природе не является ни злым, ни добрым. По мнению философа, культура исходит из внутреннего долга человека и является автономной, не определяясь при этом пользой или приятностью.

Ф. Шиллер полагал, что человек становится культурным благодаря искусству. Г. Гегель считал приобщение человека к общественному порядку основной задачей культуры, а саму философию располагал на вершине человеческой культуры.

А. Шопенгауэр и Ф. Ницше господствующим началом, определяющим развитие человеческого сообщества, считали волю к жизни. Именно она, по мнению немецких мыслителей, становится движущей силой развития культуры.

Русский философ А.С. Хомяков называл культуру ведущим фактором развития истории человечества, считая при этом ядром культуры религию. Мыслитель считал, что в культуре друг другу противостоят два вида установок: иранство и кушитство. Иранство нацелено на личность, свободу и духовность, кушитство — на материальность и потребность, отношения формальны. Идеальное сочетание, по мнению автора, может быть достигнуто при наличии сильной государственной власти и сохранении традиций.

Немецкий ученый Освальд Шпенглер полагал, что культура переходит в новое состояние, называемое цивилизацией. Культура имеет гуманитарный характер, цивилизация же — технократический. Культура, по мнению философа, рассчитана на меньшинство и потому аристократична, цивилизация же, наоборот, демократична и рассчитана на всех.

Игровую концепцию культуры развивал Й. Хейзинга. Игра — общебиологический феномен, из которого возникает культура. Под культурой автор понимал конкретное культурное сообщество, например нация, государство, племя и т.д.

З. Фрейд определял культуру как систему запретов, которая делает жизнь в обществе безопасной. Он считал, что культура противостоит желаниям человека. Фрейдистское понимание культуры существенно повлияло на ход ее развития в 20 веке


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал