Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История развития гостиничного хозяйстваСтр 1 из 2Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ 1. ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС КАК СОСТАВЛЮЩАЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире есть взаимосвязь экономического роста и повышение роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, которые используются в сфере услуг. В условиях развития рыночных отношений, а также экономических и политических катаклизмов, которые происходят в нашей стране, наблюдаются и важные изменения в сфере услуг. Увеличился спектр услуг, связанных с управлением и организацией деятельности органов государственной власти, а также правоохранительных органов. С интеграцией экономики страны в мировое экономическое пространство происходит развитие импорта и экспорта услуг, среди которых важная роль принадлежит туризму. Он сыграет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового ВНП. Эта область экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие года станет наиболее важной в хозяйстве многих стран. В сфере въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туризма в России, конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса. Туристские услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что решает их роль в развитии отечественного туризма, а также стоят определенные задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса. Туризм, в современном понимании этого слова, уже давно перестал быть просто путешествием в разные места с целью отдых. Туризм в настоящее время играет важную роль в жизни общества и способствует увеличению продолжительности и улучшению качества жизни. Ежегодно увеличивается туристский поток, разрабатывается новые туристские продукты, строятся и реставрируются объекты туристской инфраструктуры, а еще вчера непривлекательные регионы и местности, становятся популярными туристскими дестинациями, благодаря грамотному использованию туристского потенциала. Туристская сфера услуг постоянно развивается, развиваются традиционные виды туризма, появляются и набирают популярность новые виды туризма, такие как сельский, экологический, событийный и другие, вовлекая в туризм все большее количество людей и делая этот вид деятельности более востребованным. Понимание туризма как формы использования свободного времени включает путешествия и пребывания лиц в местах, находящихся за пределами их обычной среды обитания, для реализации своей потребности в отдыхе, интересном проведении досуга, получении новых впечатлений, эмоций и знаний. Туризм как вид деятельности направлен на предоставление туристскими предприятиями различного рода услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению разнообразных культурных, духовных, познавательных и других потребностей туристов. Выделяют множество функций туризма, таких как: - оздоровительная, - познавательная, - просветительная, - коммуникабельная, - удовлетворение потребностей в смене впечатлений, - удовлетворение потребностей в смене места пребывания, - способствует рациональному использованию свободного времени людей, - способствует увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного населения, - обогащает социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран и народов. Турист - это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки. Современная система туризма включает ряд хозяйствующих субъектов: • фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.); • фирмы-туроператоры, то есть фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе; • фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами; • специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы, кемпинги и др.); • специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.); • специализированные транспортные предприятия (авиапредприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта); • предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующие на товарах для туристов; • предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.); • рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства и бюро, информационно-туристские центры и т. д.); • государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих началах). Туризм представляет собой не отдельную отрасль экономики, а сложнейший межотраслевой комплекс. Можно привести следующую классификацию предприятий, производящих продукты и услуги для туристов: • первичные – предназначены непосредственно для обслуживания туристов (санатории, пансионаты, турбазы и т. д.). В условиях замкнутого туристского и курортного центра почти все предприятия, находящиеся на данной территории, относятся к этой категории; • вторичные – предназначены для обслуживания преимущественно туристов, хотя их услугами могут пользоваться и местные жители (предприятия общественного питания, культурные заведения и т. д.); • третичные – как правило, предназначены для обслуживания местных жителей, но их услугами также могут пользоваться для удовлетворения своих потребностей и туристы (общественный транспорт, почта и т. д.). Туристская индустрия — совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов и создание материальной базы туризма. Схематично можно представить туристскую индустрию следующим образом Таким образом, туристическая индустрия включает в себя комплекс туристических услуг, основными из которых являются услуги питания, проживания, путешествия, отдых и досуг. Особенностью туристской индустрии является технико-экономическая специфика составляющих ее туристских отраслей, исключающая возможность объединения в рамках одной отрасли всей или большей части ее материально -технической базы, поэтому индустрию туризма можно рассматривать как рынок услуг и товаров туристских отраслей. Туристская отрасль – отрасль общественного производства, состоящая из предприятий, производящих товары или услуги, предназначенные для реализации на туристском сегменте рынка. Туристическая отрасль включает: - Индустрия гостеприимства – предприятия, предоставляющие услуги по размещению: гостиницы, мотели, кемпинги, пансионы, меблированные комнаты, дома отдыха и т.д., а также те предприятия питания, которые являются неотъемлемой частью предприятий, предоставляющих услуги по размещению (рестораны в гостиницах, столовые в пансионатах и домах отдыха и т.д.); - Инфраструктура туроперейтинга – туристские фирмы, занимающиеся организацией и продажей туристских поездок; - Транспортная инфраструктура туризма – транспортные организации, занимающиеся туристскими перевозками; - Учебная инфраструктура туризма – учебные заведения по подготовке и повышению квалификации специалистов туристской индустрии; - Информационная инфраструктура – системы бронирования и резервирования мест; информационные и рекламные службы; - Органы управления туризмом – государственные учреждения, в функции которых входит управление развитием туризма в стране и в регионах; - Научная инфраструктура туризма – научно-исследовательские организации, занимающиеся сбором и обработкой статистических данных по туризму, составлением научных прогнозов и научными исследованиями в области экономики и социологии туризма; предприятия по производству товаров туристского спроса; - Торговая инфраструктура туризма – предприятия розничной торговли по продаже товаров туристского спроса; - Инфраструктура производственная – комплекс действующих сооружений, зданий, сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству туристского продукта, но необходимых для самого процесса производства туристских услуг, - транспорт, связь, сети энергоснабжения, водоснабжения и пр. - Сторонние организации. Помимо этих предприятий обслуживанием туристов занимаются и те организации, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов: - ренткар – предприятия по прокату легковых автомобилей; - автохозяйства, предоставляющие автобусы для экскурсионного обслуживания туристов; -таксопарки; -рестораны; - кафе; -индустрия развлечений – спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, зоопарки, казино, выставочные и конгресс-залы и т.д. Основными факторами роста индустрии туризма в настоящее время являются: • рост доходов населения, которые позволяют сверх удовлетворения первоочередных потребностей (жилье, питание, одежда) употреблять все большую часть их на удовлетворение рекреационных потребностей. В структуре затрат потребительского комплекса жителей экономически развитых стран затраты на туристские услуги вышли на второе место после затрат на жилье; • растущая урбанизация и ухудшение экологической обстановки в городах, быстро активизирующие спрос на отдых в экологически чистой среде, требующие смены стереотипа урбанизированной жизни на другую деятельность, ухода от повседневных забот и бытового стресса; • рост массива свободного времени, то есть того времени, которым человек может располагать не по принуждению, а свободно. В практике туризма экономически развитых стран сложилась следующая дифференциация туризма: обычно отпускной период времени используется на зарубежные туристские поездки, уик-энд – на экскурсии внутри страны, а вечернее свободное время – на отдых в городе. Поскольку в структуре свободного времени уик-энд занимает ведущее место, потребность во внутреннем туризме в развитых странах все более возрастает и индустрия внутреннего туризма развивается более быстрыми темпами; • развитие организационных средств и инфраструктуры, позволяющих сделать уникальные туристские ресурсы более доступными, а туристскую деятельность по их потреблению – более комфортной; • развитие международных торговых обменов, в которых туризм вышел на первые позиции, прежде всего, благодаря его высокой эффективности в удовлетворении быстро растущего туристского спроса; • развитие средств массовой информации, паблик рилейшнз в туризме и телекоммуникационных системах и информационных технологиях, позволяющих не только развить рекламу, но и быстро и удобно обслужить миллионы туристов. Одним из важнейших компонентов туризма является гостиничное хозяйство, так как места размещения являются основой для формирования любого турпродукта практически в любом виде туризма.
|