Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение в макроэкономику. Национальная экономика и ее структура.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Тема 6. Национальная экономика в целом Лекция, отведен 1 час 1. Введение в макроэкономику. Национальная экономика и ее структура. 2. Результаты функционирования национальной экономики и система национальных счетов. 3. ВВП: методы измерения и виды Для самостоятельной работы студентам рекомендуется вопрос: Соотношение между основными показателями системы национальных счетов: ВНП, ЧНП, национальный доход, личный доход, личный располагаемый доход. Основные макроэкономические показатели в России. Введение в макроэкономику. Национальная экономика и ее структура. МАКРОЭКОНОМИКА (от греч. macros -большой и экономика) — часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Таким образом, в широком смысле слова макроэкономика представляет собой совокупность экономических факторов, процессов и явлений, функционирующих на региональном, национальном (государственном) и международном уровнях. При этом следует различать реальную макроэкономику и макроэкономику как отрасль экономической научной теории. Реальная макроэкономика – это совокупность конкретных экономических явлений и процессов, результаты которых выражаются в совокупных показателях объема производства, доходов, занятости и уровня инфляции, имеющих место в региональной, национальной и мировой экономике. Макроэкономика как теория представляет собой раздел экономической науки, исследующей содержание реальных экономических явлений и процессов с целью определения их сущности, закономерностей проявления и взаимозависимости для выработки направлений экономической политики органами власти (управления) соответствующего уровня. Предметом макроэкономики является система возникающих на уровне национальной экономики экономических отношений и связей, определяющих ее состояние и взаимодействие с мировым хозяйством. В предмете макроэкономики можно вычленить три составные части: национальная экономика, государственная экономическая политика и регулирование, взаимодействие национальных экономик в рамках мирового хозяйства. Объект исследования макроэкономики – целостная национальная экономика, которая представляет собой систему, взаимообусловленную прямыми и обратными связями между ее элементами. Главное отличие макро от микроэкономики состоит в: аспекте и методике исследования национального хозяйства.В том, что в микроэкономике рассматривается лишь реальный сектор национальной экономики, макроанализ же включает также исследование монетарного сектора и его взаимодействие с реальным. Кроме того, макроэкономический подход к исследованию экономических процессов и явлений имеет ряд особенностей. Во-первых, он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом: национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, общий уровень цен, темпы экономического роста и т. д. АГРЕГИРОВАНИЕ — укрупнение экономических показателей посредством их объединения в группу. Агрегированные показатели представляют обобщенные, синтетические измерители, объединяющие в одном общем показателе многие частные. Так, например, показатель объема промышленного производства в стране представляет суммарную величину объемов производства всех промышленных предприятий. Агрегирование осуществляется посредством суммирования, группировки или других способов сведения частных показателей в обобщенные. Основные субъекты рыночной экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности. Это означает, что мотивы поведения и действия экономических агентов интерпретируются таким образом, как будто все взаимосвязанные производители объединены в лице одного, выпускающего национальный продукт, а все потребители представлены на рынке как совокупный потребитель, предъявляющий спрос на этот продукт в обмен на доход, полученный от продажи факторов производства. Кроме того, макроэкономический взгляд на национальное хозяйство различает в нем лишь четыре экономических субъекта (сектора): домохозяйства, бизнес, государство и заграница. Каждый из этих секторов представляет собой совокупность реальных хозяйственных субъектов. Очевидными издержками макроэкономического агрегирования являются частичная потеря информации и повышение уровня абстракции экономических исследований. В то же время благодаря агрегированию облегчается выявление сущности сложнейших процессов, происходящих в национальной экономике. Чтобы агрегированные показатели не потеряли смысл и научную ценность, необходимо соблюдать определенные правила агрегирования, которые излагаются в специальном разделе эконометрики. Во-вторых, в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения производителей и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, изучение экономики в целом предполагает необходимость рассмотрения взаимодействия между экономическими субъектами через систему взаимосвязанных рынков. В-третьих, при макроэкономическом подходе расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики. В состав этих субъектов помимо производителей и потребителей входит государство, воздействие которого на экономику становится объектом изучения. Кроме того, в открытых моделях функционирования национальной экономики в состав субъектов макроэкономического анализа включаются совокупные производители и потребители, а также правительства других стран. При микроподходе воздействие внешнеэкономических факторов на функционирование фирмы или отраслевого рынка, как правило, не рассматривается. К специфическим методам макроэкономических исследований относятся: метод графического рисунка, математические методы и прогнозирование. Каждый из них используется при составлении макроэкономической модели. Макроэкономическое моделирование является основным методом макроэкономического анализа. При построении моделей используется соответствующий понятийный аппарат и особые совокупные, т.е. объединенные, или агрегированные показатели. Такая модель есть математический или графический образ определенной экономической системы или ее отдельного звена, на основе которого устанавливаются результаты конкретных экономических взаимозависимостей. Причем в макроэкономике активно используется как логическое, так и формально-математическое моделирование. МОДЕЛИРОВАНИЕ экономическое (франц. modelle от лат. modulus — мера, образец) — воспроизведение экономических объектов и процессов в ограниченных, малых, экспериментальных формах, в искусственно созданных условиях (натурное моделирование. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ - упрощенное представление действительности, абстрактное обобщение; нередко находит воплощение в форме экономико-математической модели. Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. Они создаются на основе анализа статистических данных. При этом разрабатывается общий теоретический подход к их объяснению, т.е. разрабатывается модель, упрощенная, с рядом допущений (абстракций) теория, выражающая часто в математическом виде соотношения между различными экономическими переменными (эндогенными — зависимыми и экзогенными — независимыми, вводящимися извне как исходная информация). Наряду с классификацией экономических переменных как эндогенных и экзогенных важна и другая группировка, связанная со способом измерения их во времени. Переменные запаса могут быть измерены только в определенный момент времени и характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату - начало или конец года и т.д. Примерами запаса могут служить государственный долг, объем капитала в экономике, общее число безработных и т.д. Переменные потока измеряются в единицу времени (в месяц, в квартал, в год и т.д.) и характеризуют собственно " течение" экономических процессов во времени: размер потребительских расходов за год, объем инвестиций за год, число потерявших работу в течение квартала и т.д. Потоки вызывают изменения в запасах: накопление бюджетных дефицитов за ряд лет приводит к увеличению государственного долга; изменение запаса капитала в конце текущего года по сравнению с его величиной на конец прошлого года может быть представлено как поток чистых инвестиций за год и т.д. Взаимосвязь запасов и потоков составляет основу исходной макроэкономической модели круговых потоков.
Под национальной экономикой понимается существующая в рамках национальных границ совокупность хозяйственных сфер, отраслей, производств и возникающих в них и между ними экономических отношений. СТРУКТУРА экономики, производства, потребления, капитала, цен - это разделение экономики, экономического объекта или экономической категории на составные части по определенным признакам, установление взаимосвязей между этими составными частями; состав, строение экономического объекта. Согласно определению предложенному французским экономистом Ф.Перру, структура экономической единицы есть совокупность пропорций и отношений, которые характеризуют эту единицу в данных условиях и в данный момент: - пропорции, т.е. относительная величина и значимость элементов, составляющих данную экономическую единицу; - отношения, т.е. такие отношения, которые устанавливаются, с одной стороны, между элементами, составляющими единицу, и с другой – между этой единицей и другими экономическими единицами. Экономические структуры в собственном смысле слова характеризуют деятельность простых (домохозяйства, фирмы) и комплексных (группа, сектор деятельности, страна, международные объединения) экономических единиц. Причем анализ структуры особенно важен в масштабах страны. Экономическую структуру страны можно изучать по следующим параметрам: А) характер производственной деятельности (с/х, промышленность, торговля и тд.); Б) размеры экономических единиц (мелкие, средние и т.д.); В) экономическая система (капиталистическая, докапиталистическая и т.п.); Г) тип экономической организации (централизованная, рыночная и т.д.); Д) распределение активного населения и уровень производительности (первичный, вторичный и третичный сектора); Е) распределение национального дохода между группами (социальными); Ж) ориентация экономической деятельности (внутренний или внешний рынок) Структуры обрамления, т.е. те структуры, которые образуют окружающую среду экономической деятельности. Их изучение тесно связано с другими дисциплинами, и экономист не должен ими пренебрегать. К ним относятся демографические, социальные, институциональные и ментальные структуры. Между первыми и вторыми устанавливаются определенные отношения, которые создают проблемы их взаимной совместимости (несовместимости), которые имеют решающее значение для экономического роста и НТП. Роль структурного анализа в экономике заключается в следующем. Он позволяет: - лучше понять общее функционирование экономики; - избегать механистических (упрощенных) интерпретаций (объяснений); - уточнить возможность применения экономических теорий и законов; - в аспекте действия вырабатывать эффективную экономическую политику (большинство структурных реформ провалилось из-за того, что не было точного анализа структур!). В отечественной литературе в зависимости от задач, стоящих перед исследователями, определяются виды структуры. Выделяют следующие из них. СТРУКТУРА ОТРАСЛЕВАЯ — разделение хозяйства, экономики на отрасли. Она характеризует сложившийся уровень разделения труда и кооперации. Она отражает пропорции между отдельными отраслями и производствами. СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНАЯ - разделение экономических объектов по региональным признакам. Она отражает территориальное разделение труда в рамках отдельной страны. По сути — это соотношение долей отдельных территорий в произведенном ВВП. СТРУКТУРА ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ - 1) структура основных средств производства, характеризующая меру их обновления; 2) структура капитала, характеризующая, какая его часть направлена на поддержание действующего производства и на его развитие, расширение, обновление. Воспроизводственная структура характеризуется способностью эффективного развития национальной экономики. Она зависит в основном от пропорций между потреблением и сбережением, между подразделениями общественного производства, активной и пассивной частями основного капитала и пр. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА - проводимая правительством страны, регионов, администрацией предприятий политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления, накопления, экспорта и импорта. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – это проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны. Это система мероприятий, которую государство предлагает к исполнению экономическим субъектам в рамках реализации определенной экономической доктрины для достижения конкретных социально-экономических целей. Включает институциональную, структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику. Если же система государственных мероприятий конкретизируется установлением количественных показателей, приоритетов и сроков, она становится экономической программой. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА —действия государства, правительства, направленные на регулирование экономики в целом с целью поддержания ее необходимого состояния, обеспечения надежного функционирования, достижения подъема, предотвращения кризисов и спада. Наиболее распространенные цели макроэкономической политики: стабильность цен, высокий уровень занятости, положительные внешнеторговый баланс, экономический рост. Эти цели образуют так называемый «магический четырехугольник». 1) постоянный и соразмерный экономический рост, с учетом требований сохранения окружающей среды 2) стабильный уровень цен 3) высокая степень занятости 4) сбалансированность внешнеторговых операций Отдельные цели экономической политики могут согласовываться между собой или оказаться несовместимыми. Согласованность (совместимость) целей имеет место, когда достижение поставленной цели благоприятствует одновременно реализации другой цели. Несовместимость (конфликт) целей имеет место, когда цели конкурируют между собой, т. е. приближение к одной цели связано с отдалением от одной или нескольких поставленных целей.
В экономической теории и статистике зарубежных стран (в нашей стране такая система только начинает применяться) для характеристики конечных результатов годового производства используются показатели, исчисленные на основе системы национальных счетов. Национальные счета позволяют упорядочить информацию о хозяйственной деятельности, выполняя для национальной экономики роль, подобную системе бухгалтерских счетов на предприятии. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА ( система национальных счетов –СНС ) - определенный способ представления упорядоченных данных о производстве в различных секторах экономики, источниках доходов, ценах,, расходах на приобретение различных видов товаров. Это набор единых международных экономических терминов, систем, показателей и правил учета, используемый на национальном (государственном) и международном уровнях. На основании этих данных исчисляется валовой национальный продукт, национальный доход страны, выявляется общая картина экономической деятельности и ее результатов. Система национальных счетов представляет набор взаимосвязанных счетов и балансовых таблиц, отражающих разные стадии процесса воспроизводства и важнейшие взаимосвязи в экономике. В каждом счете представлены, с одной стороны, ресурсы, а с другой стороны — их использование. На макроэкономическом уровне применяются следующие счета: счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счет использования доходов, счет капитальных затрат, финансовый счет, дополняемые счетами внешнеэкономических связей. Предполагается, что счета ведут агенты - участники экономических отношений: нефинансовые предприятия, домашние хозяйства, государственный и частный административный аппарат, финансовые учреждения, заграница. Основу этой системы составляют сводные счета валового внутреннего продукта, капиталовложений, доходов и расходов домохозяйств и государственных учреждений, внешнеэкономических операций. СНС призвана выполнять следующие функции: • аккумулировать базисные данные (показатели) для составления макроэкономической отчетности, для анализа текущей макроэкономической ситуации и для обоснования прогнозов; • предоставлять аналитическую информацию для сопоставления результатов деятельности и состояния экономик различных стран мира; • служить источником данных для осуществления определенной экономической стратегии и реализации текущей экономической политики регионов, стран и международных экономических сообществ. На базе СНС рассчитываются следующие макроэкономические показатели
|