Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные школы и направления в философии
Восточная философия Первые философские учения возникли в VI в. до н.э. в трёх центрах древней цивилизации - Древней Греции, Индии и Китае. Здесь сложились общества разного типа, и различия между ними вызвали в жизни проблему “Запад - Восток”. Различие обществ выразилось и в несходстве духовной жизни. Поэтому всю совокупность философских учений, созданных за две с половиной тысячи лет, принято разделять на две большие группы: западную и восточную философию. Западной философией -это философские учения, возникшие в Европе, начиная с Древней Греции, и распространившиеся в эпоху колониальной европейской экспансии на остальные регионы Земли. Под восточной философией имеются в виду философские учения, возникшие в Древней Индии и Древнем Китае и развивавшиеся до XIX в. Античная философия Античная философия - первый период в истории западной философии (VIв. до н.э. - VI в. н.э.) - включает в себя философские учения Древней Греции и Древнего Рима. Колыбель западной философии - в греческих колониях по берегам Средиземного моря, на побережье Малой Азии и в южной Италии. Для времени возникновения греческой философии характерен переход от традиционного родоплеменного строя к новым формам территориального объединения, городского полиса. В это время осуществляется переход в от мифа к логосу, т. е. от веры в рассказы о богах и героях к личному, самостоятельному исканию истины и объяснению мира. Важнейшие вопросы античной философии: 1) вопрос о бытии, о сущем, об “архэ”, т. е. о единой первооснове, первоначале, первопричине всех вещей; 2) вопрос об истине - “алетейя”, или о раскрытии бытия в мышлении человека, о его познании; 3) вопрос о человеке, о свойствах и строении души и её связи с телом, о назначении человека. Средневековая философия Философия средневековых феодальных обществ VI-XIV вв. характеризуется своей неразрывной связью с христианством и исламом. Появление и распространение христианства в Римской империи в конце античности - это начало новой эпохи всемирной истории. Христианские представления о Боге, мире, человеке, жизни, истории коренным образом противоречили всем представлениям греков, римлян, античных “языческих” философов. Достигнутый в результате синтез античной философии, прежде всего учений Платона и Аристотеля, с библейской верой в личного Бога определил духовные основания современной западной цивилизации. Два крупнейших представителя этого периода олицетворяют две позиции отношения человека к Богу: для философа самосознания, платоника Августина Бог - в душе, богопознание есть нечто первое, непосредственное, внутреннее. Для крупнейшего систематика средневековья, аристотелика Фомы Аквинского, путь к познанию Бога ведёт через познание внешнего мира, его причин и оснований. Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) Философия эпохи Возрождения - это учения эпохи перехода от феодального к раннебуржуазному обществу, эпохи зарождения европейского капитализма. Культура этого общества XV-XVI вв. также имеет переходный характер - религиозные ценности постепенно утрачивают своё господство и во многом уступают место мирским, светским. В городах появляется новая, светская интеллигенция - образованные люди, не связанные с церковью и университетом. Церковь теряет авторитет и власть, утрачивает духовную монополию, исключительное право на обладание истиной. Философия понемногу освобождается от её власти. Античное философское наследие восстанавливается- возрождаются забытые в Средние века античные философские школы. Заново переосмысливаются и учения Платона и Аристотеля - они освобождаются от схоластической оболочки. Впервые делаются попытки превзойти античность (самого - Аристотеля) и создать принципиально новое объяснение мира. Благодаря развитию ремесла и кругосветному мореплаванию появляется масса новых сведений, благодаря которым рушатся прежние авторитеты. Философия Нового времени - это философия эпохи раннебуржуазных революций(XVII-XVIII вв.). Девиз Просвещения: имей смелость пользоваться собственным умом. Его ведущие принципы - 1) автономия (самозаконность) и верховенство разума, 2) свобода, самостоятельность, самоопределение личности. Для этой эпохи характерно критическое отношение к прошлому, к традиции и авторитету (церковному) и вера в будущее, в прогресс. Неиссякаемым источником прогресса человечества должен быть разум. Власть церкви просветители хотели заменить властью науки. Развитие философии Нового времени начинается с постановки вопроса о необходимости создания совершенно нового метода научного познания. Два основоположника Новой философии - Р. Декарт и Ф. Бэкон - равно уверены в необходимости пересмотра всех накопленных ранее знаний о мире и построении всех наук заново. Новейшая и современная философия XIX-XX вв. Новейшую и современную философию XIX-XX вв. называют неклассической философией. Разум теряет свою автономию, единство, чистоту и суверенность. Многообразные течения неклассической философии объединяет отказ от понятия философии как высшей науки.Итак, начало новейшей и современной философии - это так называемое “разложение гегелевской школы” и критика Гегеля. Гегель, по мнению родоначальников современной философии, игнорирует живую, конкретную личность, взятую во всей её неповторимой индивидуальности, взятую в её неповторимой жизненной ситуации. Поэтому А. Шопенгауэр, Л. Фейербах, ранний Маркс, С. Кьеркегор начинают движение от Канта и Гегеля - к “конкретному человеку”, от “спекуляции” - к настоящей “жизни”.
|