Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегическое партнерство России и США






 

Россия рассчитывает на расширение сотрудничества с США в политиче­ской, военно-политической и экономической сферах, а также продолжение сотрудничества с США в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны», на конструктивное взаимодействие с США в деле обеспечения региональной стабильности и нераспростране­ния ОМП на региональном уровне. Россия поддерживает усилия по борьбе с международным терроризмом в рамках антитеррористической коалиции, являющейся элементом глобальной стабильности и средством установления более справедливого нового мирового порядка. В отношениях с США Россия руководствуется необходимостью строгого соблюдения норм международно­го права и приматом собственных национальных интересов. Россия исходит из того, что несмотря на отдельные различия в подходах к решению регио­нальных проблем консенсус должен быть найден на базе уважения норм ме­ждународного права и взаимного уважения национальных интересов.

 

Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС)

 

Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала ШОС сформируется зона мира и ста­бильности на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях, исклю­чающая возникновение крупномасштабной военной угрозы. Если произой­дет полная или частичная ренационализация политики в области безопасно­сти государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и обшей военно-политической нестабильности.

Таким образом, анализ текущих глобальных политических тенденций свидетельствует, что современная международная обстановка, характери­зующаяся динамизмом, многогранностью происходящих процессов, а также эволюцией ряда ключевых международных институтов, ставит задачу по-новому реалистически и комплексно оценить систему угроз безопасности Российской Федерации. И на этой основе выработать приоритеты военной политики и военного строительства, соответствующие новому международ­ному статусу России и имеющимся у нее ресурсам.

Попытка выстроить мировую политику в виде многополярного мира без России и ее политического участия при доминировании США не может дать по­ложительных результатов. В этих условиях наиболее вероятно, что Россия будет осуществлять рациональную жесткую политику достижения своих целей, кото­рые по сути мало чем отличается от прагматической внешней политики США, Германии и КНР, при одновременном осуществлении особенной российской внутренней политикой. Это в принципе обеспечит невмешательство извне и строительство взаимовыгодных отношений со всеми странами. В то же время, спокойная адаптированная к условиям военная сила обеспечит выгодные для развития условий мира с наращивающими военный потенциал соседями.

Учитывая особенности развития многополярного мира, лишенного су­ществовавших ранее противовесов, представляется, что в перспективе Россию ожидают социально-политические катаклизмы не меньшей силы, чем в прошлом и весьма своеобразные «цивилизационные войны», объектом агрессии в которых может стать Россия лишенная главного - способности противостоять внешней экспансии в форме неравноправного экономиче­ского сотрудничества или прямого военного вторжения.

 

2. Национальные интересы России, интересы личности и общества в раз­личных сферах

 

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой исто­рией и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную между­народную обстановку и трудности внутреннего характера, она, в силу уни­кального стратегического положения на Европейском континенте и мире в целом, значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, объективно продолжает играть значительную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными эко­номическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общ­ность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности.

Вместе с тем, активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные си­туации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отно­шениях и наведение (поддержание) конституционного порядка внутри стра­ны и в целом ущемить национальные интересы России.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутрипо­литической, социальной, международной, информационной, военной, по­граничной, экологической и других сферах. Национальные интересы обес­печиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции на основе Конституции Российской Федерации.

Национальные интересы России основываются на национальном дос­тоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обеспе­чиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом мно­гонационального российского общества.

Система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства.

На современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение поддержание общественного согласия, повышение созидательной актив­ности населения и духовное возрождение России.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суве­ренитета и территориальной целостности России, в установлении полити­ческой, экономической и социальной стабильности, в безусловном испол­нении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внут­риполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре.

Национальные интересы России в области экономики являются ключе­выми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией националь­ных интересов России, возможно только на основе устойчивого функциони­рования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественными сырьем и оборудо­ванием, армию - вооружением, население и социальную сферу - предмета­ми потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентоспособными экспортными товарами.

Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обес­печить всем гражданам достойные условия и качество жизни, возможность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни российского общества. Необходимо обеспечить достойную жизнь ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг.

С точки зрения национальных интересов в области экономики наиболее актуальным является обеспечение ее функционирования в режиме расши­ренного воспроизводства, зашиты интересов отечественных производите­лей, повышения инновационной и инвестиционной активности, постоян­ного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержания научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Важнейшим условием реализации национальных интересов в этой облас­ти является переход экономики к модели устойчивого развития с определен­ным уровнем государственного регулирования экономических процессов, гарантирующего стабильное функционирование и развитие многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-эко­номических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовле­творения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Единство экономического пространства, наличие большого и разнооб­разного внутреннего рынка являются важнейшим национальным достоянием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализа­ции регионов имеет консолидирующее значение для российской экономики.

Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заклю­чаются в установлении для российских производителей таких экономических связей, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предпри­ятий, способствовали повышению конкурентоспособности отечественной продукции, эффективности производства и экономическому росту. Россия не приемлет силовых методов во внешнеэкономической деятельности.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориаль­ной целостности, единства правового пространства, стабильности государ­ственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.

Согласование интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной го­сударственной национальной политики - важнейшие задачи, решение кото­рых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и единство Рос­сии. Комплексное решение этих задач должно составлять основу внутренней государственной политики и обеспечивать развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

Национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с пре­ступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и госу­дарства, резкого ограничения экономической и социальнополитической ос­новы этих противоправных явлений, выработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения зашиты личности, обще­ства и государства от преступных посягательств, для создания системы кон­троля за уровнем преступности.

Усилия общества и государства должны быть направлены на формирова­ние системы мер действенной социальной профилактики и на воспитание законопослушных граждан.

Борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресечение противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое пре­ступление и на защиту права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом определяют ход реформ и их результат. Духовное возрождение обще­ства, его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень раз­вития экономики и всех сфер жизни. Чрезвычайно важным является утвер­ждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества.

Реализация этого требует такой государственной политики, при проведе­нии которой исключается возможность нанесения ущерба российской куль­туре, обеспечиваются сохранение и приумножение ее национальных ценностей и национального достояния, дальнейшее духовное и интеллектуальное развитие общества.

Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиций России как великой державы - одного из влиятель­ных центров формирующегося многополярного мира. Основными состав­ляющими этого курса являются:

формирование на добровольной основе интеграционного объединения государств - участников Содружества Независимых Государств;

развитие равноправного партнерства с другими великими державами - центрами экономической и военной мощи;

развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом;

упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми поли­тическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную роль, и в первую очередь укрепление Совета Безопасности ООН.

Безусловно приоритетным направлением внешнеполитического курса России является и будет являться деятельность по обеспечению нерушимо­сти границ и территориальной целостности государства, по защите его кон­ституционного строя от возможных посягательств других государств.

Реализация национальных интересов России в международной сфере во многом определяется характером отношений с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества. Развитие равноп­равных партнерских отношений с ними отвечает статусу Российской Феде­рации и ее внешнеполитическим интересам, призвано укрепить глобальную и региональную безопасность, создать благоприятные условия для участия нашей страны в мировой торговле, научно-техническом и кредитно-финан­совом сотрудничестве.

Национальным интересам России отвечает развитие диалога и всесторон­него сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Амери­ки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно признанных граж­данских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются преж­де всего в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Обеспечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве.

Национальные интересы России в информационной сфере обусловлива­ют необходимость сосредоточения усилий общества и государства на реше­нии таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею, зашита национальных ду­ховных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации, развитие современных телекоммуника­ционных технологий. Планомерная деятельность государства по реализации этих задач позволит Российской Федерации стать одним из центров миро­вого развития в XXI веке. В то же время недопустимо использование инфор­мации для манипулирования массовым сознанием. Необходима защита го­сударственного информационного ресурса от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Национальные интересы России носят долгосрочный характер и опреде­ляют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, реализуются через систему государственного управления.

Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.

3. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в различных сферах

Характер военно-политической обстановки в мире позволяет заключить, что угрозы безопасности Российской Федерации в среднесрочной перспек­тиве носят комплексный характер и предопределяются борьбой мировых центров силы за получение доступа к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим, людским и территориальным ресурсам, в том числе и на постсоветском пространстве.

Наиболее полно весь спектр угроз Российской Федерации получил от­ражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции национальной безопасности РФ, Федеральных за­конах «Об обороне», «О безопасности». Военная сфера и угрозы в ней отра­жены в Военной доктрине РФ.

В настоящее время и в краткосрочной перспективе для уверенного, спо­койного решения вопросов мирной жизни, Россия должна найти убедитель­ные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности3. На фоне активно идущего переустройства мира появилось множество новых проблем, с кото­рыми реально сталкивается наша страна. Эти угрозы менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности в полной мере до конца не осознан. В целом очевидна тенденция к расширению в мире конфликтного простран­ства и, что крайне опасно, его распространению на зону наших жизненно важных интересов.

Так, весьма значительной остается террористическая угроза, причем су­щественной подпиткой для террористов, источником их вооружений и по­лем для практического применения сил остаются локальные конфликты, за­частую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессио-нальное противостояние, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами самых разных мастей.

Серьезные опасности связаны и с распространением оружия массового по­ражения. В случае если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этому стремятся, последствия будут просто катастрофическими.

Российская Федерация однозначно выступает за укрепление режима не­распространения без каких либо изъятий, на основе международного права. Известно, что силовые методы редко приносят искомый результат, а их по­следствия подчас становятся страшнее изначальной угрозы.

Значимым направлением международной политики на протяжении де­сятилетий является разоружение. И наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире. Между тем на фоне такой острейшей угрозы, как международный терроризм, ключевые вопросы ра­зоруженческой тематики фактически выпали из глобальной повестки, в то время как говорить о конце гонки вооружений преждевременно.

Более того, маховик гонки вооружений сегодня раскручивается, и она сама реально выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала так называемых дестабилизирующих видов оружия.

До сих пор не обеспечены гарантии невывода оружия, в том числе и ядер­ного, в космос. Существует потенциальная угроза создания и распростране­ния ядерных зарядов малой мощности. Кроме того, в средствах массовой информации, в экспертных кругах уже обсуждаются планы использования межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками. Пуск такой ракеты может спровоцировать неадекватную реакцию со сторо­ны ядерных держав, включая полномасштабный ответный удар с использо­ванием стратегических ядерных сил.

При этом далеко не все в мире смогли уйти от стереотипов блокового мышления и предрассудков, доставшихся нам от эпохи глобальной кон­фронтации. Не смогли, несмотря на то что в мире произошли кардинальные перемены. И это тоже серьезно мешает находить адекватные и солидарные ответы на общие проблемы.

Продолжают сохраняться угрозы в экономической сфере, проявляющиеся в сокращении и невосполнении производства, снижении инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого секто­ра, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.

Эти угрожающие проявления характеризуются увеличением вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, уве­личением оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собствен­ности из России, неконтролируемой утечкой капитала, ростом зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, не­развитостью финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта.

Падение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Росси­ей передовых позиций в мире, снижению качества исследований на страте­гически важных направлениях научно-технического прогресса, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, росту вероятности техногенных катастроф, технологической зависимости России от ведущих стран Запада и подрыву оборонного потен­циала государства, делает труднодостижимой кардинальную модернизацию национальной технологической базы.

Угрозой безопасности России в социальной сфере, является увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение обще­ства на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граж­дан, усиление социальной напряженности.

Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к сниже­нию интеллектуального и производительного потенциала России, сокраще­нию численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завое­ваний.

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития то­пливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законо­дательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоем­кое, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Нарастает тенденция исполь­зования территории России в качестве места захоронения опасных для окру­жающей среды материалов и веществ, размещения на российской террито­рии вредных производств.

Увеличивается вероятность катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежат практически во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кризисном состоянии систем здравоохранения и соци­альной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкого­ля и наркотических веществ.

Последствиями этого глубокого системного кризиса являются резкое со­кращение рождаемости и средней продолжительности жизни, повышение смертности, ухудшение здоровья людей, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы разви­тия производства, ослабление фундаментальной ячейки общества — семьи. Демографическая ситуация в стране является катастрофической.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в междуна­родной сфере проявляются через попытки других государств противодейст­вовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирую­щегося многополярного мира. Это находит свое отражение в действиях, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, в том числе с использованием межэтнических, религиозных и других внутренних противоречий, а также в территориальных притязаниях со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления государственных границ.

Исходным моментом в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ явля­ется то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая об­становка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

Существуют постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, террито­риальную целостность, социально-политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую стабильность в системе мирового сообщества, свободный доступ к жизненно важным экономико-стратегиче­ским зонам и коммуникациям и другие.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воз­действию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявлять­ся в политической, военно-политической и силовой формах. Можно говорить о том, что в современной международной обстановке существует три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооружен­ных Сил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К основным внешним угрозам следует отнести:

развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное на­падение на РФ или ее союзников;

территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политиче­ского или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

осуществление государствами или общественно-политическими структу­рами программ по созданию оружия массового поражения;

вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Рос­сийской Федерации или ее союзников;

деятельность международных исламских радикальных группировок, уси­ления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;

вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Рос­сийской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой ус­тойчивости войск;

действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям;

дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

попытки насильственного изменения конституционного строя;

планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, воен­ные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструк­туры;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо­руженных формирований;

незаконное распространение (оборот) на территории Российской Феде­рации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

широкомасштабная деятельность организованной преступности, угро­жающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Фе­дерации;

деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националисти­ческих движений в Российской Федерации.

К особому понятию трансграничные угрозы относятся политические, во­енно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Россий­ской Федерации, которые совмещает в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источ­никам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являют­ся внешними. Значение трансграничных угроз для безопасности РФ и для российского военного планирования будет иметь тенденцию к возрастанию. К числу таких угроз можно отнести:

создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союз­ников;

деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа под­рывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, созда­ние угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политиче­ской безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ;

ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союз­никам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;

международный терроризм в случае, если деятельность международных террористов напрямую затрагивает безопасность РФ;

деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки нар­котиков на территорию РФ, или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внут­ренних и трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил и осу­ществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответ­ствующими органами стран-союзников РФ.

Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом по­ложений международного и гуманитарного права, исходя из примата интере­сов национальной безопасности РФ и российского законодательства. На се­годняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликт­ных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то же время, с учетом изменений геополитической обстановки с мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, парт­нерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.

Российское военное планирование в области строительства и примене­ния Вооруженных Сил РФ в первой половине XXI будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности. Под фактором неопреде­ленности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно из­менить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. Однако сам характер факторов неопределенности исключает возможность формулирования одно­значного прогноза их развития. Данное обстоятельство превращает факторы неопределенности в особую категорию военного планирования для россий­ских Вооруженных Сил.

В качестве факторов неопределенности выделяются:

Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое лишение его прерога­тив по санкционированию применения военной силы в мире. Расширение практики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения, существенно уменьшит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуа­ций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил. Это может потребовать от России серьезной корректировки планов военного строитель­ства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопас­ности ООН полномочий по санкционированию применения военной силы в мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранения меж­дународной стабильности.

Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в спектр допусти­мых военных инструментов за счет реализации в новых образцах ядерных вооружений «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое», применение которого не имеет столь значительных негативных последствий, как применение более ранних видов ядерного оружия. Проведение в ряде стран подобных НИОКР и при­нятие политических решений о возможности их расширенного финансиро­вания рассматриваются в Министерстве обороны РФ как фактор, способный серьезно изменить мировую и региональную стабильность. Фактически ста­вится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения в региональных конфликтах против военных и гражданских целей с целью уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объектов граждан­ской инфраструктуры. Понижение порога применения ядерного оружия на оперативно-тактическом и тактическом уровнях, девальвирующее значение обычных вооруженных сил и вооружений, превращает угрозу применения ядерного оружия из политической в военно-политическую. Это потребует от России перестройки системы управления войсками и создания потенциала сдерживания, возможно, не только за счет изменения ядерной политики, но и путем готовности к осуществлению асимметричных мер.

Возможность усиления процессов распространения ОМП, включая ядерные технологии, и средств доставки. Расширение практики применения воору­женных сил без санкции СБ ООН может спровоцировать большую востребо­ванность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональ­ных центров силы, стремящихся создать инструмент сдерживания. Помимо общей дестабилизации международной обстановки это будет иметь и целый ряд военно-прикладных последствий. Появление в региональных балансах сил ядерного фактора с обеих сторон существенно изменит характер воору­женной борьбы. Для России этот процесс, в случае полномасштабной реали­зации, создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разработ­ки и применения ОМП в региональных конфликтах, как на политическом, так и на военно-техническом уровне.

Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по со­трудничеству. В настоящее время Шанхайская организация по сотрудниче­ству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабиль­ности в Центральной Азии и западной части Дальневосточного региона. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и восточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России при­дется противостоять в одиночку. В случае же, если произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и обшей военно-по­литической нестабильности. Это естественным образом может внести кор­рективы в российское военное планирование, а также в принципы разверты­вания группировок сил и средств частей постоянной готовности.

Возможные направления развития процесса расширения НАТО. В случае трансформации НАТО в политическую организацию с исторически сформи­ровавшимся военным потенциалом, процесс расширения Альянса на восток будет оставаться в рамках политического диалога с Россией относительно условий дальнейшего взаимодействия. В этом диалоге неизбежно будут воз­никать сложности, связанные с условиями интеграции новых стран-членов в Альянс и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларациях стран-членов Альянса. В противном случае парт­нерство России и НАТО лишено функционального смысла. Однако в слу­чае, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с преимущественно наступательной военной доктриной, особенно на фоне ослабления роли СБ ООН в принятии решения о применении силы, это потребует коренной пе­рестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил с внесением в спектр возможных действий элементов превентивной стратегии при возникновении угрозы для РФ. Тем более такой перестройки потребует развертывание группировок иностран­ных войск на территории пограничных с Россией государств. Не исключа­ется и изменение российской ядерной стратегии, и повышение значимости тактического ядерного оружия для обеспечения стабильности на Западном стратегическом направлении.

Даже беглый анализ существующих угроз национальной безопасности России, с учетом имеющихся факторов неопределенности, показывает сте­пень изменений, произошедших в мире за последнее десятилетие. Очевидно, что, наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боево­го противостояния, учет которых необходим при оценке перспектив обеспе­чения национальной безопасности в России.

4. Характер современных войн и вооруженных конфликтов

Уровень угроз и факторов неопределенности оказывают существенное влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической об­становки в мире, на создание очагов напряженности и зон конфликтов, на характер войн и вооруженных конфликтов. Следует отметить, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо даже очень весомым фактором, а сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных проти­воречий и причин, которые следует учитывать при раскрытии стратегическо­го содержания вооруженной борьбы будущего.

Рассматривая специфику вооруженных конфликтов 1990-х гг.-начала XXI века необходимо остановиться на следующих принципиальных моментах:

не выявилось обобщенного типа вооруженного конфликта. Конфликты по формам и принципам ведения боевых действий были весьма различными;

значительная часть конфликтов имела ассиметричный характер, то есть происходила между противниками, стоящими на разных стадиях в техниче­ском отношении, а также качественного состояния вооруженных сил;

все конфликты развивались на относительно ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, однако с использованием сил и средств, размещенных за его пределами. Однако, локальные по сути, кон­фликты сопровождались большой ожесточенностью и имели своим резуль­татом в ряде случаев полное уничтожение государственной системы (если таковая была) одного из участников конфликта;

существенно увеличилась роль начального периода вооруженного конфлик­та или войны. Как показывает анализ исхода вооруженных конфликтов, именно захват инициативы на начальном этапе боевых действий предопределял исход;

основная роль в начальный период войны, безусловно, отводилась даль­нобойному высокоточному оружию, действующему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ложилась на Сухопутные войска.

Главной особенностью конфликтов нового исторического периода ока­залось то, что произошло перераспределение роли различных сфер в воо­руженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.

На этом фоне выявилось усиление взаимозависимости и взаимовлияния действий стратегического, оперативного и тактического уровней в вооружен­ной борьбе. Фактически это говорит о том, что прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значитель­ные изменения. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями. При этом, основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей, а путем ог­невого поражения с предельных дальностей.

Говоря о факторе ядерного сдерживания, особенно применительно к сдерживанию угроз связанных с применением противником обычных воо­ружений, нужно учитывать и то, что оно в современных условиях может быть осуществлено эффективно только при наличии высокооснащенных и боеготовых сил общего назначения. Только в этом случае угроза применения ядер­ного оружия в ответ на нападение с использованием обычных вооружений будет выглядеть убедительно.

На основании анализа наиболее общих черт конфликтов конца XX - на­чала XXI веков, можно сделать следующие принципиальные выводы относительно военно-политических особенностей вооруженной борьбы на современ­ном этапе и в обозримой перспективе.

Вооруженные силы подтверждают свою центральную роль в осуществле­нии силовых операций. Реальная боевая роль полувоенных, военизирован­ных формирований, ополчений, подразделений сил внутренней безопасно­сти оказывается существенно меньше, чем предполагалось до начала воору­женных конфликтов.

Решающим моментом для достижения военно-политического успеха яв­ляется захват стратегической инициативы в ходе вооруженного конфликта. Пассивное ведение боевых действий в расчете на «выдыхание» наступатель­ного порыва противника приведет к утрате управляемости собственной груп­пировки и впоследствии - к проигрышу конфликта.

Особенность вооруженной борьбы будущего будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструкту­рой, гражданское население и территория. Несмотря на развитие точности средств поражения все исследованные вооруженные конфликты последнего времени были в той или иной степени гуманитарно «грязными» и повлек­ли за собой значительные жертвы среди мирного населения. В связи с этим возникает необходимость в высокоорганизованной и эффективной системе гражданской обороне страны.

Критерии военной победы в вооруженных конфликтах будут различны­ми, однако, в целом, очевидно, что главное значение имеет решение поли­тических задач в вооруженном конфликте, тогда как военно-политические и оперативно-тактические задачи носят преимущественно вспомогательный характер. Ни в одном из рассмотренных конфликтов победившая сторона не смогла нанести противнику запланированный ущерб. Но, тем не менее, смогла достичь политических целей конфликта.

Несмотря на повышение роли развернутых к моменту угрожаемого пе­риода группировок сил и средств, значительную роль в исходе вооруженного конфликта будет играть наличие боеготового резерва и системы его отмоби­лизования и развертывания. Это даст возможность сохранять стратегический ресурс силового реагирования при любом развитии ситуации в ходе воору­женного конфликта.

Боевые действия будут характеризоваться сочетанием маневренных опе­раций и позиционных действий. Разведывательно-диверсионные действия и партизанская война рассматриваются как часть «обычной» войны. Это под­тверждает необходимость сбалансированного состава сил и средств воору­женных сил, а также комплексной боевой подготовки.

Ключевым условием победы практически во всех конфликтах стал подрыв морального духа войск и стимулирование брожений в офицерском корпусе. Существенную роль в вооруженных конфликтах конца ХХ-начала XXI века будет играть соотношение уровней морально-психологической устойчивости сторон и в особенности, - высшего командного состава. Это означает необхо­димость укрепления воинской дисциплины, законности, создания подлинно эффективной системы морально-психологической подготовки вооруженных

сил от солдата до генерала, а также повышения эффективности деятельности органов военной контрразведки. Большое значение для исхода вооруженных конфликтов будет иметь наличие инструментов ведения информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника.

5. Обеспечение национальной безопасности России.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации путем со­вместной целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а также граждан, принимающих участие в выявлении, предупре­ждении различных угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им, является обязательным и непременным условием эф­фективной защиты национальных интересов России.

Основными направлениями деятельности государства и общества по обес­печению национальной безопасности Российской Федерации являются:

объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз нацио­нальной безопасности во всех сферах;

определение критериев национальной безопасности и их пороговых зна­чений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, обще­ственной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной, ду­ховной сферах и др. сферах;

организация работы законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти Российской Федерации по реализа­ции комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизацион­ных ресурсов государства.

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Фе­дерации является создание и поддержание такого экономического, политиче­ского, международного и военно-стратегического положения страны, кото­рое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности госу­дарства реализовать свои национальные интересы на международной арене.

Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности Россий­ской Федерации являются:

подъем экономики страны, проведение независимого и социально ори­ентированного экономического курса;

совершенствование законодательства Российской Федерации, укрепле­ние правопорядка и социально-политической стабильности общества, рос­сийской государственности, федерализма и местного самоуправления; формирование гармоничных межнациональных отношений;

обеспечение международной безопасности России путем налаживания равноправного партнерства с ведущими государствами мира;

укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах;

обеспечение жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности Рос­сийской Федерации являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности:

единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;

реальность (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдвигаемых задач;

соблюдение норм международного права и российских законов при осу­ществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы);

сочетание централизованного управления силами и средствами обеспе­чения безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Феде­рации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями Совета Безопасности Российской Фе­дерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организа­ционного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Рос­сийской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Не допускается создание органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федера­ции, не установленных федеральными законами, а также применение проти­воправных средств обеспечения национальной безопасности.

Особое значение в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации имеет организация системы подготовки и принятия упреждаю­щих решений по защите национальных интересов страны.

В определении и реализации политики обеспечения национальной безопасно­сти Российской Федерации участвуют:

Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конститу­ционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безо­пасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности; вы­ступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам нацио­нальной безопасности;

Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Рос­сийской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации и с учетом Концепции национальной безопасности Российской Федерации формируют законодательную базу в этой сфере; в пределах своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств обеспечения национальной безопасности, применения военной силы; рассматривают и принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области национальной безопасности;

Правительство Российской Федерации — обеспечивает реализацию Кон­цепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности; осуществляет меры по обеспечению финан­совыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности Российской Федерации; руководит деятельностью подведом­ственных ему федеральных органов исполнительной власти и в пределах переданных ему полномочий координирует деятельность органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации;

Совет Безопасности Российской Федерации - рассматривает стратегиче­ские проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Феде­рации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, общественной, оборонной, пограничной, информационной, экологической и иных сферах, вопросы охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения межнациональных и социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и пре­одоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка; подготавливает рекомендации и предложения по разработке Концепции национальной безопасности Российской Федерации, по осуще­ствлению стратегии и текущей политики обеспечения национальной безо­пасности; координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации по разработке стратегии в области внут­ренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации стратегии и текущей политики в этих областях.

Совет Безопасности Российской Федерации ответствен перед Президен­том Российской Федерации за своевременное выявление угроз националь­ной безопасности Российской Федерации, за подготовку оперативных реше­ний по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных на­правлений стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают соблюде­ние законодательства Российской Федерации, выполнение решений Презипента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Со­вета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности Российской федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты по обеспечению национальной безопасности и представляют их в Совет Безопасности Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации -взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выпол­нения решений Президента Российской Федерации, Правительства Россий­ской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федераль­ных программ и планов в области обеспечения национальной безопасности; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы государственной власти предложения по совершенствованию обес­печения национальной безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Рос­сийской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федераль­ные органы государственной власти, органы государственной власти субъ­ектов Российской Федерации и органы местного самоуправления действуют в пределах своих полномочий и согласовывают усилия в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В случае возникновения непосредственной угрозы национальной безо­пасности Российской Федерации необходимые предложения для принятия решений вырабатывает Совет Безопасности Российской Федерации.

Защита национальных интересов России в военной сфере решается пре­жде всего военной организацией государства, которая представляет совокуп­ность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также выделяемые части научного и производственного комплексов, совме­стная деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

Главной задачей военной организации Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников.

Основные принципы обеспечения военной безопасности:

сочетание твердого централизованного руководства военной организа­цией государства с гражданским контролем ее деятельности;

эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и класси­фикация военных угроз, адекватность реагирования на них;

достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения во­енной безопасности, их рациональное использование;

соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной ор­ганизации государства потребностям военной безопасности;

ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безо­пасности других стран.

Основой военной организации государства являются Вооруженные силы Российской Федерации.

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Воо­руженными Силами РФ совершенно иные задачи, которые могут быть струк­турированы по четырем основным направлениям:

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Фе­дерации.

Осуществление силовых операций мирного времени.Применение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуслав­ливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, по­скольку наиболее проблемные с точки зрения безопасности РФ военно-по­литические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или инте­ресам Российской Федерации обеспечивается:

своевременным выявлением угрожающего развития военно-политиче­ской обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Фе­дерацию и (или) ее союзников;

поддержанием состава, состояния, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, га­рантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

поддержанием боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовно­сти и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного вре­мени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;

поддержанием готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного вре­мени.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федера­ции включает в себя следующие компоненты:

обеспечение безопасности граждан России в зонах вооруженных кон­фликтов и политической или иной нестабильности;

создание условий для безопасности экономической деятельности Рос­сийской Федерации или представляющих ее экономических структур;

защита национальных интересов Российской Федерации в территориаль­ных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане;

проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил средств Вооруженных Сил Российской Федерации заданного масштаба в регионах жизненно-важных экономических и политических интересов РФ.

Осуществление силовых операций мирного времени

выполнение Российской Федерацией союзнических обязательств, в соот­ветствии с международными договорами или иными межгосударственными соглашениями;

борьба с международным терроризмом, борьба с политическим экстре­мизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террори­стических актов;

частичное или полное стратегическое развертывание, поддержание го­товности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;

осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ по сценариям поддержания мира или принуждения к миру;

обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;

зашита Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;

силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на ос­новании решения СБ ООН;

предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуа­ций, ликвидация их последствий;

организация территориальной обороны; организация и ведение информационного противоборства.

Применение военной силы для обеспечения безопасности Российской Федерации

Вооруженные Силы РФ готовятся к прямому участию в следующих видах военных конфликтов:

Вооруженный конфликт. Одна из форм разрешения политических, нацио­нально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы, при которой государство (го­сударства), участвующие в военных действиях не переходят в особое состоя­ние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило, преследуют частные военно-политические цели.

Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооружен­ного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с уча­стием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением воору­женного противоборства в пределах территории одного государства).

Локальная война. Война между двумя и более государствами, ограничен­ная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваются пре­имущественно интересы только этих государств (территориальные, эконо­мические, политические и другие).

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернуты­ми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски до­полнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в регио­нальную или крупномасштабную войну.

Региональная война. Война с участием двух и более государств (групп го­сударств) региона национальными или коалиционными вооруженными си­лами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на тер­ритории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Для ведения региональной войны потребуется полное развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств-участников. В случае участия в ней государств, обладающих ядерным оружи­ем, либо их союзников, региональная война будет характеризоваться угрозой перехода к применению ядерного оружия.

Крупномасштабная война. Война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать ре­зультатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональ­ной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут пре­следовать радикальные военно-политические цели. Она потребует мобили­зации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Современное российское военное планирование, основанное на реали­стичном понимании современных ресурсов и возможностей РФ исходит из того, что Вооруженные Силы Российской Федерации, совместно с другими войсками, должны быть готовы к отражению нападения и нанесению пора­жения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и воору­женных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе ору­жия массового уничтожения всех разновидностей.

При этом, Вооруженные Силы РФ должны быть способны:

В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стра­тегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками (силами) постоянной готовности без проведения дополнитель­ных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миро­творческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональ­ных контингентов.

В случае обострения военно-политической и военно-стратегической об­становки - обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать

'Федеральный Конституционный Закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».

эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра сипами постоянной готовности.

В военное время - на


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.05 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал