Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условия возникновения и сущность рынка
В основе экономических систем большинства стран мира в настоящее время лежат рыночные принципы хозяйствования. Существует множество подходов к определению рынка. В обыденном смысле под рынком понимается место или территория, где встречаются продавец и покупатель и где осуществляется регулярный процесс купли-продажи тех или иных экономических благ. В экономической теории рынок рассматривается как экономическая категория, выражающая специфический характер связей между экономическими субъектами. Для того, чтобы отношения между ними принимали рыночный характер необходим ряд условий. Первым условием возникновения рыночных отношений является общественное разделение труда, а точнее разделение труда по сферам деятельности, по отраслям и между различными хозяйствующими ячейками. Неотъемлемой стороной общественного разделения труда выступает специализация, то есть закрепление работников за определенным специфическим видом деятельности. Поэтому возникает насущная необходимость в обмене результатами специализированного труда. Сегодня насчитывается множество тысяч различных профессий, причем значительная часть из них требует достаточно длительного обучения. В настоящее время специализация достигла такой степени, когда практически все окружающие нас предметы невозможно произвести в одиночку. В данном случае работник, выполняющий определенные операции, получает возможность пользоваться продуктами другого вида труда. И, следовательно, рыночные отношения охватывают сферу обмена. Углубление общественного разделения труда и специализация связаны с развитием экономических потребностей субъектов и ограниченностью экономических ресурсов. Именно разделение труда и специализация позволяют увеличить степень удовлетворения изменяющихся человеческих потребностей на основе совершенствования экономических ресурсов, ибо обеспечивают возможность выявить и закрепить навыки и способности человека к определенному конкретному виду труда (к определенной профессии), а, следовательно, позволяют увеличить производительность труда (количество экономических благ в единицу времени или количество экономических благ на одного работника), уменьшить потери рабочего времени и улучшить качество создаваемых экономических благ. В современных условиях общественное разделение труда предполагает взаимосвязанное функционирование многочисленных отраслей, подотраслей и видов деятельности. (Так, в экономически развитых странах только одно машиностроение сегодня насчитывает несколько десятков подотраслей.) Однако общественное разделение труда и специализация являются необходимыми, но недостаточными условиями для того, чтобы отношения между субъектами приняли рыночный характер. Вторым обязательным условием возникновения рыночных отношений является экономическая обособленность субъектов хозяйствования, как частных собственников, которые имеют свой особый (обособленный) от других членов общества экономический интерес, и через обмен они хотят получить выгоду, выражающуюся в получении либо других экономических благ, либо определенных доходов. Одновременно экономическая обособленность субъектов хозяйствования предполагает, что они являются экономически свободными, могут самостоятельно распоряжаться теми или иными объектами собственности и могут самостоятельно, свободно принимать экономические решения, в том числе решения относительно того: что, как и для кого производить. Чем больше объектов находится в частной собственности, тем шире развиты рыночные отношения. Именно частная собственность на экономические ресурсы позволяет экономическим агентам полнее реализовывать свои хозяйственные способности и полнее извлекать полезные свойства из экономических ресурсов, а тем самым и полнее реализовать свои особые экономические интересы. При общественном разделении труда и обособленности субъектов хозяйствования, а, следовательно, и обособленности экономических интересов продавцов и покупателей, рынок является способом взаимосвязи продавцов и покупателей через куплю-продажу. Поэтому с научной точки зрения под рынком понимается способ связи между субъектами хозяйствования, занимающимися специализированной деятельностью и имеющими свой особый экономический интерес, который выражается в форме купли-продажи экономических благ. Одновременно рынок выступает способом координации различных экономических интересов продавцов и покупателей. Продажа экономических благ – это путь к реализации экономического интереса продавца, а купля – путь к реализации экономического интереса покупателя. Совершившийся процесс (акт) купли-продажи выступает процессом взаимоувязки интересов одних и других. При этом, продажа товара для производителя-продавца означает, что товар доказал свою необходимость какому-то субъекту как члену общества. Поэтому через рынок частный, отдельный труд тех или иных производителей по созданию определенных благ признается обществом как общественно необходимый. Рынок в этом смысле выступает специфическим способом включения частного обособленного конкретного труда в совокупный труд общества через обмен, через куплю-продажу. Понятие «рыночная экономика» является более широким понятием, чем понятие «рынок». Понятие «рыночная экономика» предполагает: во-первых, существование специфического способа организации хозяйственной жизни, при которой продукты и услуги перемещаются от производителя к потребителю под воздействием законов товарно-денежных отношений, когда отношения между субъектами хозяйствования носят рыночный характер. Во-вторых, это понятие предполагает функционирование всех тех организаций, которые призваны быстрее, с меньшими затратами произвести необходимые потребителям экономические блага и свести вместе производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Поэтому, характеризуя рыночную экономику речь ведется не только о специфической форме связи между продавцами и покупателями, но и о различных формах хозяйствования (частные предприятия, кооперативы, товарищества, акционерные общества и др.), о различных формах торговли, об элементах рыночной инфраструктуры.
|