Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Место в культуреСтр 1 из 141Следующая ⇒
Голубинцев В.О. Данцев Андрей Андреевич Любченко Василий Сергеевич МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ф И Л О С О Ф И Я Учебник для технических направлений И специальностей вузов Г. ББК 87 Ф 56
Ф 56 Философия. Учебник для технических направлений и специалностей вузов.
Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В нем дается изложение взглядов на предмет философии в ее историческом становлении и развитии. В учебнике освещены основные этапы исторического развития и школы философии, охарактеризованы философские и научные картины мира, вопросы взаимосвязи природы и общества, философии истории, изложены проблема человека в философской мысли, вопросы взаимосвязи познания и практики, дана характеристика методов научного познания, показана специфика и взаимодействие науки и техники. Учебник завершается рассмотрением глобальных проблем современности. ББК 87
О Г Л А В Л Е Н И Е I.1. Предисловие II. Глава. I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА И III. МЕСТО В КУЛЬТУРЕ I.1. Что такое философия? …………………………………………….10 I.1.1. Философия в обычном словоупотреблении……………………10 I.1.2. Философия: взгляд изнутри……………………………………..13 I.1.3. Философы о философии…………………………………………17 I.1.4. Философия в первом приближении…………………………….28 I.1.5. Философия как теория и «теоретический» образ жизни……………………………………………………...31 I.1.6. Философия и наука………………………………………………35 I.1.7. Философия и мировоззрение……………………………………38 I.1.8. Философия и ценности…………………………………………..41 I.1.9. Место и роль философии в культуре…………………………...48 I.2. Возникновение философии……………………………………….51 I.2.1. Традиционное общество и мифологическое сознание………………………………………52 I.2.2. Мир и человек в мифе…………………………………………..58 I.2.3. Мир, человек, боги в поэмах Гомера и Гесиода…………………………………………………………..70 I.2.4. Ситуация «потери Пути»………………………………………..77 I.2.5. Предфилософия: Гесиод………………………………………...80 I.2.6. Мудрость и любовь к мудрости………………………………...86
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ II.1. Характерные черты античной философии. Натурфилософия античности. Первая историческая форма диалектики………………………..91 II.2. Классическая греческая философия…………………………….96 II.2.1. Сократ……………………………………………………………98 II.2.2. Платон……………………………………………………………99 II.2.3. Академия Платона…………………………………………….103 II.2.4.Аристотель……………………………………………………...105 II.3. Философия эпохи эллинизма…………………………………...109 II.3.1. Эпикуреизм…………………………………………………….110 II.3.2. Стоицизм……………………………………………………….113 II.3.3. Общая характеристика античной философии……………….117
II.4. Философия древней Индии и Китая. ………………………….122 II.4.1. Философия древней Индии…………………………………...126 II.4.2. Буддизм………………………………………………………..131 II.4.3. Три драгоценности буддизма………………………………...134 II.4.4. Чань-буддизм………………………………………………….137
II.5. Философия древнего Китая……………………………………145 II.5.1. Даосизм: ………………………………………………………147 II.5.2. Конфуций………………………………………………………157 II.5.3. Сократ – Конфуций …………………………………………..166 II.6. Философия в средние века…………………………………….169 II.6.1. Античная культура и христианство………………………….169 II.6.2. Религиозный характер философии средневековья. Патристика и схоластика……………………………………...178 II.7. Философия Нового времени..Выдающиеся европейские философы XVII-XVIIIвв.. Русская философия XVIIIв……………………………………183 II.8. Немецкая классическая философия. Вторая историческая форма диалектики…………………….196 II.9. Философия марксизма. Третья историческая форма диалектики……………………………………………………..208 II.10. Философский иррационализм…………………………………216 II.10.1. Шопенгауэр…………………………………………………..216 II.10.2. Ницше…………………………………………………………224 II.11. Русская философия XIXв……………………………………...236 II.12. Панорама философии ХХ века………………………………..249 II.12.1. Философия «серебряного века» русской культуры………..249 II.12.2. Советская философия………………………………………..256 II.12.3. Неопозитивизм……………………………………………….261 II.12.4. Феноменология……………………………………………….266 II.12.5. Экзистенциализм…………………………………………….268 II.12.6. Герменевтика…………………………………………………273 ГЛАВА III. ФИЛОСОФСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ КАРТИНЫ МИРА III1. Понятия «картина мира» и «парадигма». Естественнонаучная и философская картины мира…………….278 III.2. Натурфилософские картины мира эпохи античности……….280 III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма………………………………280 III.2.2. Второй (афинский) этап развития древнегреческой натурфилософии. Возникновение атомистики. Научное наследие Аристотеля……………………………….283 III.2.3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой натурфилософии. Развитие математики и механики………..287 III.2.4. Древнеримский период античной натурфилософии. Продолжение идей атомистики и геоцентрической космологии…………………………………………………….289 III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи средневековья…………………………………………..290 III.4. Научные революции эпохи Нового времени и смена типов миропонимания…………………………………………292 III.4.1. Научные революции в истории естествознания…………….292 III.4.2. Первая научная революция. Смена космологической картины мира…………………………………………………..293 III.4.3. Вторая научная революция. Создание классической механики и экспериментального естествознания. Механистическая картина мира………………………………296 III.4.4. Естествознание Нового времени и проблема философского метода………………………………………….303 III.4.5. Третья научная революция. Диалектизация естествознания и очищение его от натурфилософских представлений………………………………………………….305 III.5. Диалектико-материалистическая картина мира второй половины XIXв………………………………………...318 III.5.1. Формирование диалектико-материалистической картины мира…………………………………………………..318 III.5.2. Эволюция понимания материи в истории философии и естественознания. Материя как объективная реальность……………………………………………………..321 III.5.3. От метафизико-механистического – к диалектико- материалистическому пониманию движения. Движение как способ существования материи……………..324 III.5.4. Понимание пространства и времени в истории философии и естествознания. Пространство и время как формы бытия движущейся материи……………………..327 III.5.5. Принцип материального единства мира……………….……331 III.6. Четвертая научная революция первых десятилетий ХХ века. Проникновение в глубь материи. Квантово-релятивистские представления о мире……………335 III.7. Естествознание ХХ века и диалектико- материалистическая картина мира……………………………340
ГЛАВА IY. ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА. IY.1. Природа как естественная основа жизни и развития общества……………………………………………..345 IY.2. Современный экологический кризис………………………….354 IY.3. Общество и его структура. Социальная стратификация. Гражданское общество и государство…………………………………………………….359 IY.4. Человек в системе социальных связей. Свобода и необходимость в общественной жизни………….367 IY.5. Специфика философского подхода к культуре. Культура и природа. Функции культуры в обществе……….371 ГЛАВА Y. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Y.1. Возникновение и развитие философии истории………………380 Y.2. Формационная концепция общественного развития в философии истории марксизма…………………………………382 Y.3. Цивилизационный подход к истории человечества. Традиционные и техногенные цивилизации…………………386 Y.4. Цивилизационные концепции «индустриализма» и «постиндустриализма»………………………………………….393 Y.4.1. Концепция «стадий экономического роста»………………..393 Y.4.2. Концепция «индустриального общества»…………………..394 Y.4.3. Концепция «постиндустриального (технотронного) общества»………………………………………………………396 Y.4.4. Концепция «третьей волны» в развитии цивилизации……………………………………………………398 Y.4.5. Концепция «информационного общества»………………….400 Y.5. Философия истории марксизма и современные «индустриальные» и «постиндустриальные» концепции развития общества………………………………..403
ГЛАВА YI. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ, НАУКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ. YI.1. Человек во Вселенной. Антропный космологический принцип……………………………………405 YI.2. Биологическое и социальное в человеке. Человек как индивид и личность…………………………….410 YI.3. Сознание и самосознание человека…………………………..415 YI.4. Проблема бессознательного. Фрейдизм и неофрейдизм…………………………………………………426 YI.5. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность………………………………………………..432 YI, 6. Мораль, нравственные ценности, право, справедливость…………………………………………………442 YI.7. Представления о совершенном человеке в различных культурах………………………………………...451 ГЛАВА YII. ПОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА YII.1. Субъект и объект познания…………………………………...456 YII.2. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания……………………459 YII.3. Мышление и формальная логика. Индуктивный и дедуктивный типы умозаключения………………………………………………..468 YII.4. Практика, ее виды и роль в познании. Специфика инженерной деятельности………………………………….…474 YII.5. Проблема истины. Характеристики истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины……………...482 ГЛАВА YIII. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ YIII.1. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания…………………………………..489 YIII.2. Принципы диалектического метода, их применение в научном познании……………………………..492 YIII.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный подход в познании……………………………………………………...492 YIII.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание…………………………………………..493 YIII.2.3. Принцип детерминизма. Динамические и статистические закономерности. Недопустимость индетерминизма в науке………………………………………495 YIII.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подходы в познании……………………………497 YIII.3. Общенаучные методы эмпирического познания…………...499 YIII.3.1. Научное наблюдение ………………………………………499 YIII.3.2. Эксперимент………………………………………………..503 YIII.3.3. Измерение…………………………………………………..507 YIII.4. Общенаучные методы теоретического познания…………..511 YIII.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному………………………………………………….511 YIII.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент…………………..514 YIII.4.3. Формализация. Язык науки………………………………..520 YIII.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания…………………………..523 YIII.5.1. Анализ и синтез……………………………………………..523 YIII.5.2. Аналогия и моделирование………………………………...524 ГЛАВА IX. НАУКА, ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ. IX.1. Что такое наука? ………………………………………………..528 IX.2. Наука как особый вид деятельности…………………………..533 IX.3. Закономерности развития науки………………………………536 IX.4. Классификация наук……………………………………………539 IX.5. Техника и технология как социальные явления……………………………………….542 IX.6 Взаимоотношение науки и техники……………………………552 IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические и социальный последствия……………………………………557 IX.8. Социальные и этические проблемы научно- технического прогресса……………………………………….567 IX.9. Наука и религия………………………………………………...572 ГЛАВА Х. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ Х.1. Социально-экономические, военно-политические и духовные характеристики мировой ситуации на рубеже ХХ и XXI веков……………………………………….577 Х.2. Многообразие глобальных проблем, их общие черты и иерархия………………………………………………582 Х.3. Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций и стратегия дальнейшего развития человечества……………584
|