Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Праздники как культурное явление зарождаются в первобытном обществе и связаны с мифологическим сознанием
Праздники как культурное явление зарождаются в первобытном обществе и связаны с мифологическим сознанием. И в дальнейшем, утрачивая сакрально-мистический характер, праздники остаются важным компонентом культуры общества. Феномен городских праздников связан с развитием городов и, как следствие – с формированием городского варианта в культуре народа, с появлением особого городского образа жизни и менталитета населения. Городская культура на только формирует свои специфические праздники (например – День города), но и – видоизменяет сложившиеся праздничные традиции, восходящие к архаическому сельскому быту и образу жизни. В городской праздничной системе можно выделить особенности: а) во-первых, утрачиваются прежние сакральные мотивы, и ослабевает этикетный характер праздников, на первое место выдвигаются веселье и эмоционально-развлекательные функции; б) во-вторых, городское праздничное пространство более регламентировано, в нем большую роль играет торжественно-официальная часть, распоряжения властей и т.д.; в) в-третьих, при организации и проведении действий в городе определяющее значение имеет анимация, организация и проведение праздника осуществляется профессиональными специалистами. Следует еще раз подчеркнуть, что праздники играют важную роль в жизни современного общества. Значение праздников определяется не только их рекреационной функцией (организация свободного времени, восстановление сил, эмоционально-психологическая разрядка и др.), но и тем, что они имеют консолидирующее значение, формируют мировоззрение людей. Сказанное относится и к праздничной культуре крупнейшего экономического и культурного центра на Юге России – г. Ростова-на-Дону. Тем более что она не являлась объектом специального изучения. Одной из актуальных социокультурных проблем является создание современного праздничного календаря города, точный отбор праздников, предвидение их динамики в соответствии с традициями города и ориентиром на будущее. Изучение материала позволяет сделать следующие выводы. 1. Исходя из сказанного, можно отметить, что Ростов, будучи «молодым» городом, по сравнению с рядом других городов России (Москва, Новгород, Воронеж и др.) прошел интересный исторический путь развития, для его развития характерна высокая динамика. Это создает событийную основу для развития праздничной культуры. 2. Прослойка потомственных горожан («старых ростовцев-ростовчан») росла медленно, политические потрясения в 1-й пол. XX в. (Гражданская и Великая Отечественная войны) нарушали формирование традиций, изменяли быт и состав населения. Быстрый демографический рост обеспечивался в основном благодаря миграциям. 3. Заслуживает внимания встречающееся в литературе мнение о неустойчивом, переходном характере населения современного Ростова, в котором более половины – ростовчане в первом поколении. 4. Как следствие можно говорить о незавершенном характере праздничной культуры города, в структуре которой еще не сложился комплекс местных тематических праздников, отражающих специфику именно Ростова. Исключением является День города, празднование которого проводится с 1989 г. 5. Усложняет формирование «местной» праздничной традиции размывание идеологических ценностей в сознании людей, внедрение новых иноэтнических праздников (День Св. Валентина, Хеллоуин), появление новых молодежных субкультур (Готы, Эмо и др.). Эти реалии следует учитывать при проведении культурной политики. 6. Развитие праздничной культуры Ростова и, особенно – праздников, отражающих специфику его развития имеет большое воспитательное значение для формирования городского сообщества ростовчан. В заключение следует сказать, что дальнейший событийный ряд в жизни города жизни Ростова будет откладывать определенный отпечаток на ростовские праздники. В обществе идет процесс естественного отбора праздников. Впервые удачно организованный праздник может больше никогда не повториться, поскольку должна сформироваться устойчивая привычка, привычным должен стать сам праздник и способ празднования. Должна сложиться традиция, а на это требуется время.
Библиография
1. Энциклопедия ритуальной жизни. Обряды, обычаи, праздники. (Пер. с польского). М.: Просвещение, 1989. 2. Кац И.М. Праздники //Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 13. 3. Жирмунтский С.С. Социология праздников. (Пер. с польского). М.: Наука, 1993. 4. Бондаревская О.М. Праздники церковные и светские. Исторические очерки. Ростов- на- Дону.: Феникс, 1998. 5. Келлер Э.А. Праздничная культура Петербурга. Спб.: Невские огни, 2003. 6. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1988. 7. Иконников С.Н. Культурное пространство в контексте изучения социокультурных процессов //Вопросы истории, 1998. № 4. 8. Даунис Д.М. Игра // Культурология. Век XX. Спб.: Просвещение. 2003. 9. Лотман Ю.М. Игра //Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 10. 10. Шангина И.П. Вводная статья //Русские праздники. Энциклопедический справочник. СПб.: Искусство, 2005. 11. Лавриненко Е.В. Тенденции развития праздников в современном российском городе //Рубикон, 1999. № 1. 12. Жигульский К. Праздник и культутра. М.: Прогресс, 1995 13. Шангина И.И. Праздник //Свод этнографических понятий и терминов для составления справочника «Духовная культура народов Европейской части РФ». М.: Наука, 2004. 14. Бенифанд А.В. Праздник. Сущность, история, современность. СПб.: Изд. СПбГУ, 1996. 15. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л.: Изд. ЛГУ, 1989. 16. Будина О.Р. Город и народные традиции русских. М.: Наука, 1989. 17. Астапенко М.П. «Останется вечно монументом». Очерки истории Старого Черкасска. Ростов–на–Дону.: Ростовское книжное издательство, 2000. 18. Козлов А.И. Ростов–на–Дону. Очерки истории. Ростов–на–Дону.: Ростиздат, 1989. 19. Бойко А.Л. Результаты археологических исследования российских крепостей XVIII в. на Нижнем Дону. Ростов-на-Дону.: Изд. РГУ, 2004. 20. Бусленко Ю.П.. Ростовское купечество. Ростов–на–Дону.: ГинГо, 2005. С. 87-88 21. Есаулов Г.В. Архитектурная летопись Ростова–на–Дону. Ростов–на–Дону.: Ростовское книжное издательство, 1999. 22. Ильин А.М. История города Ростова–на-Дону. Ростов–на–Дону.: Ростовское книжное издательство, 1991. 23. Захарьянц Г.Н., Иноземцев Г.А., Семерин П.В. Ростов–на–Дону.: Ростиздат, 1987. 24. Кузнецов И.А. Прошлое Ростова. Очерки по истории города Ростова–на–Дону.: Изд. «ГинГо», 2002. 25. Кукушин В.С. История архитектуры нижнего Дона и Приазовья. Ростов–на–Дону.: ГинГО, 1996. 26. Венков А.В. Гражданская война на Дону. Ростов-на-Дону.: Изд. РГУ, 2004. 27. Перехов Я.А. Очерки истории Ростова и Ростовской области. Ростов-на-Дону, 1989. 28. Чернопицкий П.Г. Тихий Дон сражается. Ростов-на-Дону.: Ростиздат, 1990. 29. Афанасенко В.И. Ростов в годы Великой Отечественной войны. Ростов-на-Дону.: Изд. РГУ, 2005. 30. Ростов-на-Дону – город воинской славы https://www.nprus.ru/ufo/22.html 31. Рабинович М.Б. Метафизика Петербурга. СПб.: Невские огни, 2005. 32. Сущий В.П. Динамика численности населения ЮФО. Этнодемографический дискурс. Ростов-на-Дону.: Изд. ЮНЦ РАН, 2008.
|