Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология устройства дорожек и площадок
При устройстве садово-парковых дорожек и площадок с различными типами покрытий соблюдается ряд общестроительных норм и правил. Сначала вся дорожно-тропиночная сеть с площадками выносится в натуру в соответствии с проектом и разбивочным чертежом планировки по общепринятым приемам с применением геодезических инструментов и приборов (рис.31, 32). Выносятся трассы основных дорог по их осям с привязкой- к основным базисным линиям по разбивочному чертежу. Затем проверяются продольные уклоны в соответствии с проектом вертикальной планировки, и закрепляются в натуре точки пересечений дорожек, поворотов и радиусов закруглений, а также переломов рельефа. В дальнейшем проводится комплекс земляных работ по вырезке " корыта" и планировке полотна дорожки в соответствии с требуемыми уклонами. После подготовки дорожного полотна и корыта для площадок вновь необходимо проверить продольные уклоны поверхности. Затем отбиваются границы сооружений, размечаются в натуре колышками и натягиваемым шпагатом. Важным моментом является создание поперечного профиля дорог. Поперечный профиль небольших дорожек создается вручную с помощью специально вырезанного шаблона из толстой фанеры с заданным профилем. На больших дорогах и аллеях профиль создается с помощью автогрейдера или бульдозера с профильным ножом на отвале. Поперечному двухскатному профилю конструкции придается соответствующий уклон. Например, при уклоне поверхности 2 %о подъем грунта на 1 м поверхности участка дороги составит 2 см. Все микрорельефные изменения на поверхности полотна выравниваются, строительный мусор выбирается или может быть частично использован при устройстве основания. Поверхность пологий уплотняется моторными катками с проходом от края к середине 5-6 раз по одному следу. Перед уплотнением полотно орошается водой с пропиткой слоя на 5...6 см. Грунтовая поверхность полотна дороги или площадки считается готовой и хорошо укатанной, если тонкие круглые предметы - гвозди, проволока и др. - вытаскиваются из грунта без нарушения его целостности. Дорожки и площадки с покрытием из бетонных плиток Конструкции дорожек и площадок с покрытием из плит могут быть: Дорожки и площадки с покрытием из камня, кирпича и дерева Укладка покрытий по готовому основанию из каменных плит, распиленных машинным способом, кирпича, дерева- торцовые шашки-принципиально не отличается от укладки бетонных плиток. Укладка производится вручную по нивелированному основанию. Основание, в свою очередь, укладывается на хорошо утрамбованный грунт полотна дорожки или площадки. Материалом для основания являются, как указывалось выше, песок или размельченный шлак. После выравнивания поверхность обрабатывается катком с двумя горизонтальными барабанами, имеющими сетчатую фактуру. При укатке грубо выровненного бетона крупные зерна заполнителя вдавливаются вниз, а на поверхности остаются мелкие частицы. В настоящее время применяют различные моторные механизмы, выравнивающие и трамбующие поверхность бетона. Рисунок наносится на поверхность после того, как с нее испарится влага и пока бетон сохраняет свою пластичность. Для нанесения рисунка используют различные приспособления. После достаточного схватывания бетона поверхность и швы обрабатываются мягкой щеткой. Рисунок можно наносить с помощью различных устройств и получать узоры в виде сочетаний кругов, квадратов, волн и т. п. В ряде случаев монолитный бетон применим с обнаженным заполнителем, в качестве которого используется цветной гравий с зернами в 1...2см в диаметре. Гравий наносится на поверхность бетона, которая предварительно сглаживается лопаткой и мастерком. Как только бетон затвердевает, поверхность затирают специальной доской из магниевого или алюминиевого сплава (или тем же мастерком). Раствор должен полностью обволакивать отдельные зерна заполнителя, не оставляя отверстий на поверхности. После этого раствор удаляется щеткой или струей воды из шланга; сильное обнажение зерен гравия не рекомендуется. Затем поверхность покрытия шлифуется и полируется; температурные и декоративные швы наносятся по поверхности пилой на глубину 2...3 см. В температурные швы могут быть уложены деревянные рейки, которые размещают перед укладкой бетона по основанию. Укладка реек имитирует плиточное покрытие. Декоративную поверхность можно создавать простым вдавливанием цветной гальки в еще не затвердевший бетон, но такое покрытие не является всегда прочным и устойчивым. Цветную гальку можно чередовать с гравием, получая разнообразные участки. Простейшие площадки криволинейной конфигурации с покрытием из монолитного бетона делаются путем разбивки площадки (или дорожки) по чертежу, выемки грунта на заданную глубину, планировки и утрамбовывания полотна (корыта) и заполнения полученной " формы" раствором бетона. В дальнейшем выполняются все вышеуказанные операции. Дорожки и площадки с покрытием из специальных смесей При устройстве дорожек и площадок с насыпными (набивными) конструкциями " одежды" большое значение придается устройству опорных бровок по границам и контурам. Опорные бровки устраивают строго по шнуру. Бровку устраивают вдоль границ дорожки путем подсыпки валика из растительной земли. Высота валика должна составлять не менее 15 см и может быть увеличена в зависимости от толщины одежды на 5 см и более. Валик земли плотно утрамбовывается, и по его поверхности расстилается лента дерна с наклоном в сторону дорожки или площадки. Вместо опорной бровки из земли устраивается бордюр, или садовый поребрик, из камня, бетона. Для установки бордюра отрывается канавка глубиной 10 см, шириной в 12 см; ложе канавки планируется. По шнуру определяют высотное положение бордюра и затем устанавливают сам бордюр. Пазухи канавки засыпают грунтом, поливают и тщательно утрамбовывают. Швы между поребриками заливают цементным раствором. Опорная линия из поребрика должна быть прямолинейной в горизонтальном и вертикальном положениях. Закругления дорог и площадок плавно обводят поребриком, заполняя при этом образовавшиеся углы цементным раствором. На главных дорожках и площадках производится стационарная установка бордюра - бортового камня. Сначала устраивают канавку глубиной в 25 см. В подготовленную канавку укладывают бетонную смесь- " подушку" - толщиной в 10 см, на которую и устанавливают бордюр, втапливая его в бетонную массу и выравнивая деревянными трамбовками вручную. Швы между бордюрными изделиями заливают цементным раствором, а в основание добавляют бетонную массу, уплотняя ее. После установки бордюра и подготовки полотна (см. выше) по поверхности рассыпается слой щебня. Слой щебня выравнивается в соответствии с поперечным и продольным профилем дорожки. Спрофилированную поверхность увлажняют водой, - 10 л/м2 поверхности- и укатывают катком весом не менее 1, 0 т 5-7 раз по одному следу от краев к середине с перекрытием каждого следа на 1/3. Первой укаткой достигается " обжимка" россыпи, и обеспечивается устойчивое положение щебня. Вторая укатка придает основанию жёсткость за счет взаимного " заклинивания" щебенки. При третьей укатке происходит образование плотной корки на поверхности: мелкие фракции щебня " расклинивают" и закрывают отверстия и поры. Толщина уплотняемого слоя щебня не должна превышать 15 см. Щебеночное основание считается подготовленным, когда не происходит какой-либо подвижности частиц щебня по поверхности, а брошенный кусок щебенки под вальцы катка раздавливается. На подготовленное основание наносится слой специальной смеси по установленному рецепту и разравнивается по шаблонам в соответствии с поперечным профилем и продольным уклоном дорожки; покрытие увлажняется водой, - 10 л/м2 поверхности, - а затем, после подсыхания влаги, укатывается катком до 1, 5 т весом 5-7 раз по одному следу до достижения плотности покрытия, упругости и эластичности его поверхности. Песчано-гравийные и грунтоцементные смеси укладываются по заранее подготовленному и спрофилированному грунтовому основанию. Полотно основания предварительно подлежит мелкому рыхлению, или фрезерованию, и по нему рассыпаются указанные смеси. После этих операций производятся профилирование полотна и последующая укатка. Эксплуатацию готовых дорожек и площадок рекомендуется начинать через 3-5 дней. Устройство дорожек и площадок с комбинированными типами покрытий требует знания структурных и механических качеств материалов, из которых состоят данные покрытия. В соответствии с их особенностями производятся устройство оснований и укладка элементов покрытия. Необходимо стремиться к такому подбору материалов, составляющих комбинированное покрытие, при котором можно было бы принять общую конструкцию основания и одинаковый способ укладки. Для покрытия из каменных и бетонных плит при правильном подборе технических характеристик и размеров можно сделать одно основание и использовать одну технику укладки. Для каждого типа покрытия необходимо соблюдать соответствующую технологию или для общего основания выбрать ту конструкцию, которая имеет наиболее высокие показатели прочности; в противном случае покрытие быстро деформируется и разрушается. Спортивные площадки К спортивным площадкам относят: Отвод воды из собирательных колодцев производится через трубопроводы в ливневую канализацию (см. рис. 22). Укладку упруговлагоемкого слоя начинают после выполнения всех работ по устройству дренажа и подготовке основания. По границам площадки устанавливается облегченный бетонный поребрик или деревянная опалубка размером 10x15 см высотой, равной толщине всех слоев конструкции. Поребрик устанавливается на цементном растворе. Опалубка устраивается из обрезных антисептированных досок размером 20 х 120 см и толщиной 4 см. Доски укладывают «на ребро» и прибивают гвоздями к приколышам, которые предварительно забивают в грунт на расстоянии не менее 1 м друг от друга. Длина приколышей составляет 30...40 см, толщина 8... 10 см, нижняя часть должна быть заострена. Приколыши забивают в грунт по внешней стороне площадки, после чего к ним крепят доску. Опалубка или поребрик по границам площадки позволяют сохранить четкие линии границ и удержать слои одежды от расползания. На тщательно спланированное и укатанное основание укладывают упруговлагоемкий слой толщиной 8...10 см (в плотном укатанном состоянии) в два приема. Упруговлагоемкий слой поливают и укатывают катком массой до 2 тонн. Укатку производят с проходом катка не менее 5-6 проходов по одному следу. Чтобы смоченный материал при укатке не прилипал к вальцам катка, на него укладывают слой в 1...2 см инертных материалов (мелкого щебня, фракцией в 2 мм) среднего промежуточного слоя. При расчете потребности в материалах для упруговлагоемкого слоя учитывать их значительное уплотнение - до 50...55 %. Средний промежуточный слой из инертных материалов раскладыва-ется по упруговлагоемкому слою. Он состоит из щебня марки М-800. Толщина слоя 10... 12 см, фракция зерен 20...35 мм. Слой тщательно разравнивают с приданием ему проектных уклонов. Поверхность обильно поливают водой из расчета 10... 12 л/м и уплотняют катками массой 3... 5 тонн с проходом 5~7 раз по одному месту. Слой считается подготовленным, если при проходе катка на поверхности слоя не появляются «волны» и положенная на него щебенка более мягких пород давится катком. Следующий слой - изоляционный. Изоляционный слой укладывают толщиной 4 см в плотном теле из упруговлагоемких материалов. Его составляющими являются специальные смеси для верхних покрытий спортивных площадок. Рекомендуемые конструкции для покрытий теннисных кортов (опыт Санкт-Петербурга) Основание корта - уплотненный грунт; Верхнее покрытие, толщиной 4 см, из спецсмеси: глина-порошок -45 %; клинкер молотый - 45 %; известь-пушонка - 10; Упругий слой из лигнина, толщина 1 см; Известняковый щебень (фракция 10...20 мм), толщина 2 см; Гранитный щебень (фракция 20...40 см), толщина 13 см; Песок крупнозернистый, толщина 5 см.Покрытие поливают путем «дождевания», прикатывают катком массой 2 т с проходом по одному месту 2-3 раза. Для предупреждения прилипания к вальцам катка поверхность посыпают тонким слоем каменной крошки. Укладка верхнего покровного слоя (специальной смеси) является ответственной частью создания площадки. Покров должен обладать высоким качеством, поэтому материалы для него подбирают по одному из рекомендуемых рецептов с учетом гранулометрического состава смеси: В настоящее время для футбольных полей разработаны искусственные типы покрытий из синтетических * материалов, заменяющие спортивные газоны из злаковых трав. Содержание дорожек и площадок Дорожно-тропиночная сеть и специальные плоскостные сооружения садово-паркового объекта должны постоянно нести в себе санитарно-гигиеническое, архитектурно-художественное и утилитарное начало. Это возможно только при постоянном сохранении и правильном их содержании - уборкой, поливом и промывкой покрытий, удалением сорняков, уходом за бровками и бордюрами, добавкой инертных материалов верхнего слоя с укаткой полотна сооружений, текущим и капитальным ремонтами. В зимний период дорожки и площадки следует постоянно убирать от снега и наледи. Такие меры дают возможность безопасно использовать их прохожими, а также сохранять верхний покров дорожной одежды. Рыхлый снег на дорожках шириной до 2, 5...3 м убирают с помощью специальных машин. На широких аллеях и площадках снег убирают с помощью малогабаритных тракторов со щётками. Уплотненный или окученный снег убирают с помощью фронтального ковша, погрузчика с вывозкой на малогабаритных машинах-самосвалах или самоходных тележках. Ежедневно дорожки очищают от различного бытового мусора, который складывают в мусорные контейнеры. Весенние работы. При сильном потеплении и таянии снега движение по дорожкам и площадкам с мягким (щебёночным) покрытием становится невозможным, так как оно приводит к порче верхнего слоя. Поэтому такие дорожки временно закрывают и делают около них предупредительные надписи, устанавливают указатели и аншлаги, ограждения. После очистки от снега и льда и просыхания покрытий дорожки и площадки открывают для посетителей. На местах с поверхностными плывунами или ручейками, временно отводящими талые воды, следует укладывать временные щитовые мостики, деревянные или металлические, которые могут быть использованы после просушки дорожек и для других целей или в осенне-весеннее время следующего периода. Для ускорения таяния снег рыхлят на обочинах дорожек и площадок и разбрасывают по газону. Образовавшийся лед скалывают, освобождают от него крышки ливневых колодцев канализации или дренажа и дают возможность свободного стока талой воды. В случае отсутствия канализационной или дренажной сети на объекте сток воды обеспечивают по поверхностным уклонам с устройством временных канавок до ближайшего городского, ливневого колодца или водоприемника- пруд, озеро, река - внутри объекта. Летние работы. Дорожно-тропиночную сеть очищают от бытового мусора, опавших листьев, мелких камней, пакетов стекла 1-2 раза в день. Расстановка мусорных ящиков и контейнеров зависит от интенсивности объекта посещения, средней замусоренности объекта на единицу площади, например на 100 м2, и расстояния перемещения мусора разными способами. Все это должно быть учтено при планировании приобретения оборудования и его расстановки. Уборка широких аллей, парковых дорог с твердым покрытием производится специальными уборочными машинами. Небольшие дорожки убирают с помощью щеток на малогабаритных тракторах или вручную стальными метлами от края дорожек или площадок к середине с захватом и перемещением только мусора. В течение лета дорожки и площадки систематически поливают, чтобы создать комфортные условия для отдыха и движения. Дорожные одежды с мягким верхним покрытием поливают в жаркое время умеренно, чтобы не размыть поверхность покрытия, ежедневно из расчета 3...5 л/м2, что позволяет сбить пыль. Аллеи и проезды с твердым покрытием поливают из поливомоечных машин 1-2 раза в день со смывом пыли и удалением ее в ливневую сеть. Детские и спортивные площадки с мягким покрытием поливают ежедневно 2--3 раза из шлангов с распылителями, средством «дождевания» из расчета 5...8 л/м2. Борьба с выросшими сорняками на дорожках и площадках проводится механическим или химическим способами. Механический способ заключается в прополке и подрезке специальными скребками и мотыжками неприхотливых, быстроразмножающихся трав, таких, как птичья гречишка, одуванчик, подорожник и др. Эти работы очень трудоемки, малоэффективны, кроме того, разрушают верхний дорожный покров. Более эффективен химический способ - внесение различных химических веществ путем посыпки или поливки раствора на выросший сорный травостой. В парках применяют 1%-ный водный раствор бертолетовой соли в количестве 20...30 г на 1 м2 площади. Эффективны и различные гербициды, которые должны быстро разлагаться в растениях и почве и быть нетоксичными для человека и животных. Гербициды разводят в воде - 5 л действующего вещества препарата на 80 л воды - и затем опрыскивают осторожно дорожки из опрыскивателя, 3 раза через каждые 20 дней, не нанося раствор на бровки и приграничную часть газонов. Обрабатывать поверхность дорожек следует в теплую безветренную погоду при температуре наружного воздуха 18...24 °С. Рекомендуемая смесь- симазин и атро-зин1 в равных объемах с оптимальными сроками применения - ранняя весна, до всходов или по всходам сорняков. Организованность движения посетителей и транспорта, а также внешний вид дорожек и площадок зависят от состояния и четкости бордюров - поребриков или земляных бровок. Бордюры (поребрики) из искусственных или естественных камней тщательно осматривают, сдвинутые части устанавливают вровень с линией. Отдельные, потерявшие декоративность, поребрики заменяют по технологии первоначальной установки. Земляную бровку в течение сезона обрезают 1-2 раза механическим способом- бровкообрезной машиной или вручную- прямоугольной остро отточенной лопаткой - по шнуру. Шнур натягивают по колышкам, установленным на проектных (или установленных промерами в нескольких местах) границах дорожных сооружений. Срезать дернину бровки нужно с небольшим уклоном к дорожке, соблюдая ее поперечный профиль. Деформированные бровки засевают после рыхления или дернуют в ленту. Посев производят двойной нормой семян газонных трав, идентичных растущим в существующем газоне. Одерновка бровки в ленту предпочтительна посеву семенами, но затруднена отсутствием качественного дерна, который можно получить либо со специально устраиваемых питомников, либо с хороших лугов Практический опыт показывает, что одерновка позволяет удерживать земляную бровку в нормальном состоянии в течение 5-6 лет. По мере просыхания территории садово-паркового объекта приступают к поправочному или текущему ремонту дорожек и площадок. Ремонт производят в том случае, если в результате интенсивной эксплуатации -проездов автотранспорта или механизмов по не устоявшемуся весной или осенью покрытию и т. д. - дорожные одежды с мягким верхним покрытием повреждены значительными углублениями и ямками. Выявить все неровности и отметить контуры микропонижений лучше всего в тот момент, когда имеющиеся впадины заполнены водой. После удаления воды и просушки такие места рыхлят, выравнивают вручную и засыпают щебнем-клинцом слоем в 3...3, 5 см, который либо укатывают, либо уплотняют трамбовкой. Затем сверху наносят слой специальной смеси, составленной из материалов, имеющихся в первоначальном верхнем слое покрытия. Этот слой разравнивают вручную, проливают и укатывают заподлицо с общей поверхностью прилегающего полотна дорожки. Для лучшего сохранения верхнего покрова ежегодно следует добавлять 1... 2 см крошки инертного материала, входящего в состав специальной смеси, и прокатывать катком 5-6 раз в 4-5 следов для создания слоя износа. Плиточные покрытия ремонтируют заменой отдельных поврежденных плиток; выравнивают и уплотняют основание, затем на бетонном растворе или песке укладывают плитки, плотно пригоняя их друг к другу и уплотняя трамбовкой через дощатую прокладку. Капитальный ремонт производят в зависимости от срока давности проводимых текущих ремонтов и степени износа дорожных одежд: отсутствие верхнего покрова до 70 %, наличие многочисленных ям с выбитыми всеми слоями или земляной бровкой. Минимальный срок эксплуатации дорожек для назначения капитального ремонта- 10 лет; при особых обстоятельствах - прокладка инженерных сетей и т. д. - не менее 5 лет после капитального строительства или очередного капитального ремонта. При ремонте следует строго выполнять все технологические операции в опре- деленной последовательности, соблюдая продольные и поперечные уклоны дорожек и площадок. Капитальный ремонт садово-парковых дорог и площадок состоит из следующих операций:
|