Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы управления дебиторской задолженностью
5. Управление дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью тесно связано с управлением денежными средствами и запасами готовой продукции. Функции, которые должен выполнять финансовый менеджер по управлению дебиторской задолженностью: Определение политики предоставления товарного кредита и инкассации дебиторской задолженности покупателей. Анализ и ранжирование показателей в зависимости от объема покупок, кредитных историй и условий оплаты. Контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности. Прогноз объемов поступлений денежных средств и определение приемов ускорения расчетов с покупателями. Конкретные приемы по управлению дебиторской задолженностью включают: - Применение АВС метода контроля дебиторской задолженности (дебиторская задолженность ранжируется и анализируется по аналогии с АВС методом контроля за запасами). - Анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров. - Оценка реальной стоимости дебиторской задолженности с учетом временного фактора. - Учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. - Уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов. - Определение соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. - Определение размеров скидок при досрочной оплате. - Оценка возможностей факторинга.
Большую роль играет правильное заключение договоров с покупателями и поставщиками. С целью максимизации притока денежных средств предприятию необходимо использовать договора с гибкими условиями, сроками и формами оплаты. Формы оплаты: - предоплата (обычно сопровождается скидкой); - частичная предоплата; - передача на реализацию (предприятие сохраняет право собственности на товар до момента оплаты и может его вернуть, если за продукцию не рассчитаются); - выставление промежуточного счета (эта форма характерна при длительных договорах; она предполагает оплату по мере закрытия этапов работ; применяется в строительстве, при оказании консультационных, научных, конструкторских услуг); - банковская гарантия (банк возмещает поставщику некоторую сумму, если должник не оплатит товар). Гибкое ценообразование используется в договорах для защиты предприятия от инфляционных убытков. Гибкие цены могут быть привязаны к доллару, к общему индексу инфляции, к индексу инфляции на конкретную продукцию. Гибкие цены могут учитывать фактический срок оплаты и прибыль от альтернативных вложений. Налоговый кодекс ужесточил санкции за ошибки в расчетах. Предприятия должны продавать свою продукцию по цене не ниже рыночной (раньше было не ниже себестоимости). Стратегия заключения договоров: Желательно, чтобы договора были гибкими. Если невозможна полная предоплата, то надо включать частичную предоплату в договоре. Надо оценивать влияние скидок на финансовые результаты. Надо устанавливать вознаграждение персоналу отдела сбыта в зависимости от эффективности мер по продажам и получению платежей. Предложение скидок оправдано в тех случаях, когда оно ведет к увеличению объемов продаж и прибыли. В тех случаях, когда скидки снижают финансовые результаты предприятия, но одновременно предприятие испытывает недостаток денежных средств, надо предоставлять скидки, даже если финансовый результат отрицательным. В данной ситуации назначение скидок – это приток денежных средств. При прочих равных условиях скидкам за предоплату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просрочку платежей.
|