Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Три вопроса
Практика эта была разработана японцем Исин Йосимото, преуспевающим бизнесменом и буддистом-мирянином, и нашла широчайшее применение в сеансах психотерапии, избавлении от пагубных зависимостей, реабилитации заключённых, а также в работе психологов со школьниками и деловыми людьми. Йосимото назвал свой метод naikan, «взгляд внутрь». Цель его, я думаю, пояснений не требует. Итак, начнём… Вспомните кого-то из своих знакомых или близких. О ваших с ним взаимоотношениях на протяжении некоего промежутка времени: вчерашний день, прошедший месяц, позапрошлый год или, например, с трёх до пяти лет вашего детства. Спросите себя: · Что он мне дал? · И что ему дал я? А также: · Какие неприятности и трудности я ему доставил? Ответы – письменные! – должны быть чётки и лаконичны. Обычно, как показывает опыт, люди применяют вначале этот тест к своим родителям, начиная с матери, Не был исключением и я, когда впервые с ним ознакомился. Далее я привожу свои варианты ответа (выбранный период – школьные годы) в качестве иллюстрации правильного подхода к тесту. Что я от неё получил? Ответ «она много работала, чтобы помогать мне» – не годится. Слишком расплывчато, обобщённо. Конкретные воспоминания выглядят так: «Моя мама приготовила мне более тысячи школьных завтраков. Отводила меня каждый день в школу. Тратила около трёх часов в день на проверку домашних заданий. Всегда стирала мне одежду…» Бойтесь недооценить чужие усилия из-за того, что вы считаете их обязанностью или работой. Даже намерения и мотивы, стоящие за этими действиями, менее важны, чем факт того, что вы извлекли из них пользу. Что я ей дал? Опять же, не нужно писать: «Я давал ей возможность гордиться моими хорошими оценками» (которые, к слову, принесли пользу, в первую очередь, вам). Лучше конкретнее: «Я поклеил обои в её комнате. Заработал на каникулах немного денег и купил ей на день рождения цветы и серёжки». Какие неприятности и трудности я ей доставил? Для тех, кто хочет жить осознанно, – это самый важный вопрос. Именно в размышлениях над ним – самым, с непривычки, трудным – рекомендован Исин Йосимото тратить большую часть отведённого на тест времени. Кстати, вы обратили внимание на отсутствие вопроса «какие неприятности доставил мне этот человек?» Как и большинство людей, я был настоящим мастером подробных ответов на этот вопрос, проявляя чудеса мнемоники в припоминании всех и всяческих невзгод, причинённых мне окружающими (даже с поимённым их указанием). Но когда я, многократно работая с naikan-тестом, начал замечать, сколько раз сам становился источником беспокойств и неприятностей, – это дало мне больше, нежели все тренинги личностного роста, в которых я участвовал. Что касается отношений с матерью, то я был просто ошеломлён обилием обличительных воспоминаний. Я не давал ей сомкнуть глаз, когда болел, и при этом мне никогда не приходила в голову мысль о том, что ей завтра рано вставать на работу. Как часто она переживала из-за моей привычки быстро ездить и из-за постоянных школьных вечеринок, тянувшихся за полночь. Пробуждённая память отчётливо показала, заставив меня вспыхнуть от стыда, даже тот момент, когда я набросился на мать с упрёками за то, что она купила мне чипсы не того сорта. Вспоминания лились и лились болезненным потоком подробностей. Naikan-тест раскрыл для меня реальность куда менее лестную, чем флёр приятных воспоминаний о себе, взлелеянных эгоизмом. И эта горькая микстура возымела исцеляющий эффект: самоощущение стало меняться от чувства подспудной обиды к сердечной благодарности, а желание получить то, что мне «задолжали», – к побуждению вернуть те долги, о которых я ранее и не подозревал. Тень начала светлеть…
|