Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восхождение внимания
Как утверждают древние традиции Индии и Китая, внимание свершает путь восхождения через семь уровней опыта и осознанности. На самом низком уровне оно поглощено проблемой безопасности и выживания. На втором уровне, когда эти вопросы решены, – обращается к взаимоотношениям, удовольствию и страданию. Поднявшись на третий уровень – фокусируется на теме власти, личной силы, самоконтроля и (если говорить об эмоциях) гнева. Все драмы и коллизии повседневности прочно завязаны на эту троицу: выживание (страх), взаимоотношения (страдание) и власть (гнев). Только когда здесь не остаётся ни малейших проблем, внимание восходит на четвёртый уровень человеческого опыта – любви и служения (и далее, на последующие уровни мистических реалий). На нижнем уровне выживания и страха любовь проявляется как телесное вожделение. На втором – взаимоотношений и страдания – явлена в форме романтических сантиментов и чувствительности (свидания и размолвки. Ссоры и примирения – неизменная начинка любовных романов и мыльных опер). Но третьем уровне гневливой властности любовь – это долг и верность, но также и подчинение, контроль. В редкие моменты свободного внимания осознанность может подняться к сердцу, в котором от этого рождается безусловное, жертвенное чувство любви, подобное тому, которое родитель испытывает к своему ребёнку. И также крайне редко внимание остаётся в области сердца – так, чтобы его не стягивали вниз проблемы нижних уровней (именно тех людей, которым это удаётся, обычно называют святыми). Такое восхождение внимания и называется пробуждением сердца. Это постепенный процесс просветления: свет осознания очищает, озаряет изнутри этот орган – телесную обитель духа, – настраивая такт его биений в ритм пульсаций вселенской любви.
Memento amore [49] «Царствие небесное, – сказал один человек, хорошо знавший, о чём говорит, – внутри нас». И там же – мудрость, сила, храбрость и любовь. Но люди забыли об этом. Забыли доверять себе и жизни. Забыли обращаться к Высшему внутри себя. Ибо спят наяву, туманят себя грёзами, слепят мороком желаний и несбыточных надежд. А любовь тем временем будит, тормошит, зовёт открыться и впустить в сердце свет осознанности. Пришло время взять судьбу в свои руки, принять реального себя и реальный, каков он есть, мир, стремясь при этом к горним идеалам. Пробуждённое сердце даст состояние безусловной любви – без требований и привязок. И тогда вам ничего не остаётся, кроме как любить, даже если в ответ вас ненавидят. Это, правда, не означает, что удастся всегда испытывать это благодатное чувство. Как и не означает, что вы сможете «на заказ» полюбить, кого захотите. Но вместе с сердцем пробудится и благая воля – и вы сможете поступать с другими сострадательно и по-доброму, вне зависимости от испытываемых в данный момент чувств. Нельзя ждать подходящих ситуаций эмоций. Нельзя зависеть от переменчивости чувств, что появляются и исчезают, как воспоминания о похождениях молодости. Если уж говорить о романтике – то она без должных дел вянет, как и всякий живой, не искусственный, цветок, за которым забываешь ухаживать.
С кого начать? «Других любить – это правильно, а себя самого – подозрительно» – таково одно из самых странных людских заблуждений. Я полагаю, чем больше человек способен понять, принять и полюбить то воплощение Высшего Духа, которое смотрит на него в упор из зеркала – иными словами, себя самого, – тем больше у него шансов узреть тот же Дух и внутри других. Ведь все мы – одно Сознание, явленное мириадами различных форм. И чтобы сердце могло пробудиться, не должна быть исключена ни одна душа. В первую же очередь учтена своя собственная. Любовь к себе – вот первейшая практика. Лишь после наступает черёд других: от родителей и детей до всего окружающего мира. И практику эту лучше всего начинать там, где живёшь, – со своего дома. Нет другого, столь же уникального в мире места. Ведь здесь и радость твоя, и боль, и победы, и поражения. Где ещё способен человек так бескорыстно и беспричинно любить? Если в данный период практика любви, о которой пойдёт речь на следующих страницах, пока не ваш приоритет, если задачи других врат видятся более важными – переходите прямо к ним. Отложив на время чтение этой главы. Это ведь тоже вопрос доверия к себе, к своим выводам и интуиции. Любите себя настолько, чтобы простить присущие вам, как любому человеку, слабости. Настолько, чтобы позволить себе быть, доверяя процессу раскрытия собственной жизни. Эта естественность взрастит в душе любовь лучше всяких иных намерений.
|