Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Телесные наказания и смертная казнь в средневековой Руси
Наше представление о системе наказаний в допетровской Руси будет неполным без краткого экскурса в историю телесных наказаний и смертной казни. Традиционно телесные наказания в русском праве делились на болящие и членовредительские. В процессе развития отечественного права телесные наказания постепенно подменяли собой денежные штрафы. Уже Судебник 1497 г. упоминает наказание кнутом, Судебник 1550 г. рассматривает его в качестве самостоятельного вида наказания и наказания, предшествующего заключению в тюрьму, ссылке в «украйние города» и удалению от должности. Сведений о членовредительских наказаниях мы не находим ни в первых Судебниках, ни в «Уставной книге Разбойного приказа», однако в дополнительных статьях к последней имеются нормы, заимствованные из Литовского статута. В них указывалось, что слуге, покушавшемуся на жизнь господина, следовало отсечь руку. За убийство отца и матери предписывалось возить преступника по торгу и рвать тело клещами, а затем, посадив на виновного собаку, «куря», ужа и кота, утопить вместе с ними. Соборное уложение 1649 г. в качестве болящих телесных наказаний устанавливает батоги (гибкие тонкие пруты) и кнут. Наказание кнутом по-прежнему применялось как самостоятельный вид наказания и наказание, сопряженное с тюремным заключением, денежным штрафом, ссылкой. Уложение различает простое битье батогами и кнутом и нежадное. По свидетельству современников, наказание батогами производилось следующим образом. Преступника в одной рубахе клали на землю и два человека били его батогами, сев один на ноги, другой на голову. Сечение кнутом производилось публично и могло растягиваться на срок до трех дней. Преступника били, положив животом на деревянного «козла», на спину другому человеку или водя по улице. Среди членовредительских наказаний эпохи Уложения – отсечение ко-нечностей, отрезание уха, рвание ноздрей и урезание носа, урезание языка и отрезание пальцев. Отсутствие в Русской Правде упоминания о смертной казни, не означает ее отсутствия на практике, как меры наказания. Русское летописание свидетельствовало о том, что смертная казнь применялась по Градским законам, заимствованным у Византии. Во второй половине XIII–XIV в. в «Правосудии митрополичьем» закрепляется правовая возможность князей казнить преступников. Смертная казнь предусматривалась за «бесчестье» князя и должностных лиц. Следует напомнить о том, что во время золотоордынского ига на распространение смертной казни в русских княжествах повлияло монгольское право. В Двинской уставной грамоте 1398 г. закрепляется норма, предписывающая казнить через повешение за трехкратное совершение кражи. Начиная с XIV в. в летописных сведениях встречаются упоминания о казнях еретиков. Псковская судная грамота 1467 г. расширяет область применения смертной казни, устанавливая ее также за святотатство, конокрадство, поджог и государственную измену. Смертная казнь предусматривалась и Судебниками 1497 и 1550 гг. В период опричнины смертная казнь применялась во внесудебном порядке по прихоти Ивана Грозного и его приближенных. В период правления Бориса Годунова смертная казнь в отношении политических противников заменялась ссылкой в отдаленные монастыри. Однако тот же правитель в условиях нарастающего социально-экономического кризиса, охватившего страну после нескольких неурожайных лет, вынужден был возобновить практику массовых казней. Массовые казни имели место и в период Смуты. Соборное уложение 1649 г. делает смертную казнь важнейшим инструментом карательной политики государства. Осуществление смертной казни принимало следующие формы: повешение, утопление, сожжение за-живо, кипячение в масле, вине или воде, залитие горла расплавленным свинцом, четвертование, колесование, закапывание заживо в землю, посажение на кол. Смертная казнь приводилась в исполнение публично. Трупы и части тела подолгу выставляли на месте казни.
|