Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уголовно-исполнительная система РСФСР в 1917–1922 гг.
После Октябрьской революции 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР поручил управление местами лишения свободы губернским (областным) советам депутатов. Общее руководство местами лишения свободы осуществлял Народный комиссариат юстиции (НКЮ), в составе которого появился карательный отдел, созданный на базе ГУМЗ. На местах тюремные инспекции были заменены особыми органами местных комиссаров юстиции. 23 июля 1917 г. НКЮ принял Временную инструкцию «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового». Инструкция предусматривала следующие виды мест лишения свободы: 1) общие места заключения (тюрьмы); 2) реформатории и земледельческие колонии, как воспитательно-карательные заведения, предназначенные главным образом для молодых преступников; 3) испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послабления режима или для досрочного освобождения; 4) карательно-лечебные заведения для лиц с заметно выраженными психическими дефектами; 5) тюремные больницы. Временная инструкция устанавливала лишь самые общие правила содержания заключенных. Основные принципы уголовно-исполнительной политики страны советов: необходимость перевоспитания всех осужденных, а также самоокупаемость мест лишения свободы. Все способные к труду заключенные должны были привлекаться к физическому труду. Для нарушителей дисциплины и не желающих работать предусматривались репрессивные меры: ужесточение режима (лишение свиданий, переписки и т. д.); меры изоляции (одиночное заключение и карцер); в исключительных случаях – перевод в специальные тюрьмы. Злостное уклонение от работы могло повлечь за собой уменьшение пайка и продление содержания в тюрьме до тех пор, пока заключенный не отработает затраченные на его содержание средства. Согласно постановлению НКЮ труд заключенных не был бесплатным. Он оплачивался по тем же ставкам, что и труд вольнонаемных рабочих. 2/3 заработанных денег выдавались на руки при освобождении. 15 июля 1920 г. НКЮ принял Положение об общих местах заключения РСФСР. На деле система учреждений, связанных с исполнением наказания в виде лишения свободы, переживала глубокий кризис. В условиях разрухи и Гражданской войны работой удавалось обеспечить ничтожную часть заключенных. Практически никакой связи с местами лишения свободы на местах ЦКО НКЮ не имел, материальной помощи он также не мог оказать. Результатом такого положения вещей стало фактическое отсутствие охраны заключенных и их повальное бегство. Определенные затруднения советская пенитенциарная система испытывала и с размещением заключенных. По состоянию на 1 сентября 1917 г. в России функционировало 719 тюрем, не считая иных мест лишения свободы. К 1922 г. в стране осталось лишь 355 пенитенциарных учреждений. Многие тюрьмы были разрушены или переоборудованы по школы, склады, больницы и пр. Обострение политической борьбы привело к созданию в 1919 г. лагерей принудительных работ. В отличие от концентрационных лагерей для пленных они предназначались для содержания лиц, осужденных чрезвычайными комиссиями, революционными трибуналами и судами. Поскольку размещение политических противников советской власти в фактически неохраняемых тюрьмах, подчиненных НКЮ, не имело смысла, на местные чрезвычайные комиссии возлагалась обязанность создать в каждом губернском городе, по меньшей мере, один лагерь принудительных работ, рассчитанный не менее чем на 300 человек. Для заведывания лагерями при НКВД было образовано Главное управление лагерей принудительных работ. С 1918 г., после выхода России из Первой мировой войны, стали освобождаться лагеря для военнопленных, рассчитанные на содержание свыше 2 млн человек. Официально существовало пять типов лагерей принудительных работ: лагеря особого назначения, концентрационные лагеря общего типа, производственные лагеря, лагеря для военнопленных и лагеря-распределители, но на практике между ними не было существенной разницы. Заключенные лагеря работали 8 часов в день. Их труд оплачивался по ставкам местных профсоюзов. Из заработной платы вычиталась стоимость содержания. Заключенные имели право на сокращение срока, медицинское обслуживание, свидания с родственниками. В случае проявления должного усердия им разрешалось на проживание в частной квартире. В то же время чрезвычайно жестоко карались попытки побега. За побег в первый раз срок увеличивался в 10 раз, за вторичный побег предусматривалась возможность применения высшей меры наказания. Для предупреждения возможности побега вводилась круговая порука. Таким образом, в Советском государстве возникли две независимые друг от друга системы исполнения наказаний в виде лишения свободы: общие места заключения для уголовных преступников, подчиненные НКЮ, и лагеря принудительных работ для врагов советской власти, находящихся в ведении НКВД. Свои места заключения имела и ВЧК, тесно взаимодействовавшая с ГУПР НКВД. На практике строгое разделение категорий заключенных не соблюдалось. В лагерях оказывалось немало уголовных преступников. Руководство обоих министерств настаивало на сосредоточении всех мест лишения свободы именно в своих руках. При этом НКЮ делал акцент на перевоспитании осужденных, НКВД – на самоокупаемости мест лишения свободы; НКЮ располагал штатом сотрудников, получивших профессиональные навыки, работая в тюрьмах царской России, НКВД, напротив, подчеркивал «идейность» и пролетарское происхождение своих сотрудников, не запятнанных сотрудничеством с самодержавным режимом. Такая ситуация сохранялась до 1922 г. В этом году была упразднена ВЧК, вместо которой создавалось Главное политическое управление в составе НКВД. Органы управления местами заключения в НКВД упразднялись, а вместо них в НКВД от НКЮ передавался аппарат бывшего ЦИТО во главе с его руководителем Е.Г. Ширвиндтом (под новым названием – Главное управление мест заключения). К этому времени в учреждениях ГУМЗ НКВД содержалось около 80 000 осужденных и подследственных. При этом собственную систему мест заключения (тюрем и лагерей) сохранило и ГПУ НКВД. Часть подследственных ожидала суда в арестных помещениях Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД.
|