Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классическая и неклассическая социология.
Принято выделять два этапа развития мировой социологической мысли – классический (XIX в.) и неклассический (ХХ в.). Классическая социология представлена тремя основными парадигмами – социологией К.Маркса, социологией Э.Дюркгейма и социологией М.Вебера. [Примечание: парадигма – система наиболее общих представлений, непосредственно входящих в мировоззрение; необходимо различать понятия «парадигма» и «теория» - последняя является частью парадигмы]. Неклассическая социология также представлена тремя парадигмами. Это – структурный функционализм (крупнейшие представители – американские социологи Т.Парсонс и Р.Мертон), теория конфликта (Р.Дарендорф и Л. Козер) и символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Ч. Кули, У. Томас, Г. Блумер). Каждая неклассическая парадигма возникла или на основе одной классической парадигмы, или на основе взаимодействия нескольких классических парадигм. Так, теория конфликта сложилась на основе марксистской парадигмы, символический интеракционизм сформировался при непосредственном влиянии социологии Вебера, а структурный функционализм возник за счет синтеза дюркгеймовского и веберовского подходов[6]. Неклассическая социология отличается от классической следующими признаками. (1) Если основные классические парадигмы сложились в Западной Европе (во Франции и в Германии), то неклассические парадигмы – в США. Соответственно, объектом, который описывают классические социологические парадигмы, является классический западноевропейский капитализм XVII-XIX вв. (В то же время объект неклассической социологии – капитализм XX – XXI вв., постепенно приобретающий черты «пост-индустриального» или «информационного» общества). Несмотря на то, что классические парадигмы описывают один и тот же «объект», они описывают его с разных сторон. Марксистская социология описывает его экономическую сторону, дюркгеймовская – духовную, а веберовская – по большей части социально-политическую в ее связи с социокультурными составляющими. Но это не означает, что классические парадигмы хорошо согласуются друг с другом. Наоборот, по отношению к проблеме генезиса капитализма, например, они занимают диаметрально-противоположные позиции. По Марксу, например, источник зарождения капитализма – противоречия между производительными силами и производственными отношениями в экономической сфере. Согласно Дюркгейму, капитализм зародился в результате перехода от примитивного типа солидарности – механической – к более совершенному типу – солидарности органической. Согласно Веберу, причина генезиса капитализма – религиозная реформация, сама, в свою очередь, явившаяся результатом рационализации общественной жизни. (2) Если для классической социологии характерен упор на макросоциологические исследования (т.е. попытка понять наиболее общие законы развития общества как целого), то неклассических социологов интересуют в основном исследования микросоциологические. К.Маркс пытался понять закономерности развития общества как целостной материальной системы. Э.Дюркгейм раскрывал закономерности развития и функционирования единого общественного сознания, а М.Вебер писал о рационализации общественной жизни как всемирно-историческом процессе. В отличие от классических социологов, социологи XX в. все более и более разочаровывались в глобальных схемах развития исторических процессов (в т.н. «Больших Нарративах», как их называл Ж.Ф.Лиотар) и все более и более интересовались конкретными социологическими «теориями среднего уровня», описывающими достаточно узкие сферы общественной жизни – семью, образование, науку, религию и т.д. (3) Если классическая социология в качестве идеала ориентировалась в основном на наиболее развитые в то время физико-математические науки, то постепенно интерес сместился от механики и физики к биологии (Т.Парсонс), а затем – в сторону гуманитарных наук, включая психологию и психоанализ. Социологи все больше и больше стали осознавать, что общество составляют сознательные и своевольные существа, которые в своем взаимодействии совсем не похожи на молекулы идеального газа.
|