Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способы коммуникат-х воздействий преподавателя и типология его взаимоотн-ий с обучаемым
Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов: - приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении); - создание на занятии атмосферы защищенности при общении студентов с преподавателями; - одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге; - одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам; - поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов; - создание щадящих условий при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью; - недопущение действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность товарищей на занятии [1]. Приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения: - оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний; - разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения; - обучение (прямое и косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения; - подчеркнуто позитивная критика (если таковая необходима) поведения студента в диалоге с преподавателем; - демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к студентам, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем; - оперативное предоставление студентам возможности «оправдать нетерпение поднятой руки»; - предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями». Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности студентов: - прямое побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятии; - мотивирование перед группой поощрения студентов за проявленную инициативу; - критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним; - «игровая провокация» («Что-то Иванов Иван недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...») [1; 12]. Основные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются при оптимальном педагогическом общении. В настоящее время необходимо осуществить переход от информационно-объяснительного обучения студентов к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в вузе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала студента. А этого можно добиться только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения студентов, разрушения искусственных барьеров между преподавателями и студентами. Развивающее обучение предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал - запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни». Функции педагогического взаимодействия Существует шесть основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении: - конструктивная - педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету; - организационная - организация совместной учебной деятельности преподавателя и студента, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи в учебно-воспитательной деятельности; - коммуникативно-стимулирующая - сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность студентов о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться; - информационно-обучающая - показ связи учебного предмета с производством для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов; - эмоционально-корригирующая - реализация в процессе обучения принципов «открытых перспектив» и «победного» обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между преподавателем и студентом; - контрольно-оценочная - организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка с самоконтролем и самооценкой. Наиболее распространенными являются пять причин, препятствующих установлению оптимального педагогического общения между преподавателем и обучаемыми: - педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому; - студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника; - действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации; - преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство; - студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее, - всего коллектива.
Данная страница нарушает авторские права?
|