Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теории межличностного взаимодействия
Общение между двумя людьми может быть очень сложным. Это видно на примере моих отношений с Генри. Почему мы вели себя именно так? Стремились ли мы угодить друг другу? Старались ли прийти к согласию, чтобы преодолеть неловкость? Или же просто исполняли роли, казавшиеся нам уместными в данной ситуации? Ответы на эти вопросы лишь отчасти помогли бы понять характер нашего взаимодействия. В этом разделе мы опишем лишь некоторые из множества теорий межличностного взаимодействия, предложенных учеными. Они кратко суммируются в табл. 5-1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОБМЕН: ДЖОРДЖ ХОУМАНС На вопрос: " Как вы поживаете? " - большинство людей отвечают: " Спасибо, отлично", даже если они немного простужены или чем-то недовольны. Это создает легкость и удобство /132/ в общении. Люди чувствуют себя свободно и понимают друг друга. Таблица 5-1. Теории межличностного взаимодействия
Во многих случаях нам приходится прилагать усилия, чтобы создать устойчивое взаимодействие. Я изменил свое поведение по отношению к Генри - стал оставлять туфли за дверью и называть его по имени, - так было удобнее для нас обоих, и наша взаимосвязь стала устойчивой. Мне пришлось затратить некоторые усилия, чтобы обращаться с Генри как со слугой, ведь я чувствовал себя неловко в роли господина. Но я обращался с ним так в соответствии с его желанием, стараясь поддержать его расположение. С другой стороны, когда Генри понял, что я твердо решил прекратить занятия греблей, он перестал настаивать, чтобы я остался в команде гребцов. Иначе говоря, каждый из нас стремился уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше общение устойчивым и приятным. Подобные обменные взаимоотношения постоянно имеют место во взаимодействии между людьми. И это образует сердцевину теории обмена, как она описана в работе Джорджа Хоуманса (1973). Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его поступки в прошлом. Здесь можно выделить следующие четыре принципа. 1. Если мы отправляемся на рыбалку и получаем богатый улов, вероятно, мы снова захотим ловить рыбу. Если каждый раз рыбная ловля заканчивается неудачей, вероятно, у нас пропадет интерес к этому занятию. Иными словами, чем /133/ больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться. 2. Если рыбная ловля более успешна в тенистых заводях, чем в залитых солнцем местах, вероятно, мы будем стремиться ловить рыбу в тенистых уголках. Общий принцип состоит в том, что, если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия. 3. Если рыбак знает место, где его наверняка ждет богатый улов, он будет готов пробраться сквозь заросли ежевики и даже вскарабкаться на скалы, чтобы достичь этого места. Значит, если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения. 4. Если у рыбака три дня подряд богатый улов, вероятно, на третий день он меньше увлечен своим занятием, чем в первый. Суть в следующем: когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения. В случае с рыбалкой речь идет только об одном человеке, но Хоуманс анализирует взаимодействие между двумя лицами на основе тех же четырех принципов. Приведем следующий пример. В моем рабочем помещении появилась новая вычислительная машина. Я не умею пользоваться ею, а моя помощница ее освоила. Когда мне нужно составить что-то вроде отчета, я спрашиваю ее, как пользоваться этой машиной. Обычно она с готовностью сообщает мне то, что требуется, и я ее благодарю. Во-первых, я обращаюсь к ней потому, что по своему прошлому опыту знаю, насколько полезно спрашивать совета у людей, знающих больше, чем я (принцип 2). Если бы я поступил иначе, например пытался бы самостоятельно освоить этот аппарат, я был бы вознагражден в меньшей мере (принцип 3). Более того, я не злоупотребляю отзывчивостью моей помощницы и обращаюсь к ней только тогда, когда действительно нуждаюсь в помощи (принцип 4). Наконец, поскольку я получаю нужную информацию, а моя помощница - благодарность, наше взаимодействие продолжается, так как устраивает обоих (принцип 1). Это очень простой вид взаимодействия. Но Хоуманс считает, что таким образом можно анализировать даже сложные его виды: отношения власти, переговорный процесс, лидерство и т.д. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Теория обмена проливает некоторый свет на то, почему люди ведут себя с другими так или иначе. Но исчерпывается /134/ ли этим весь процесс межличностного общения? В период моих взаимоотношений с Генри между нами тоже в некотором роде происходил обмен вознаграждений и затрат. Но наше общение было значительно сложнее. Я не только старался вести себя так, чтобы Генри был доволен, но и начал предъявлять к себе новые требования. Другими словами, я стал смотреть на себя глазами Генри. Происходило нечто большее, чем обмен вознаграждениями. Кроме того, логика обмена иногда не соответствует теории Хоуманса. Основу теории обмена составила бихевиористская теория Скиннера, согласно которой (кроме всего прочего) собака, каждый раз получающая вознаграждение - пищу - за выполнение команды, будет продолжать выполнять эту команду. Но реакция людей на вознаграждения и наказания сложнее, чем у животных. Например, когда рабочим предлагают более высокое вознаграждение за повышение производительности труда, в ответ они вовсе не будут просто быстрее работать. Иногда устанавливают для себя нормы, чтобы работать с определенной скоростью. Иногда некоторый период работают очень быстро, а затем медленно, чтобы выполнить эту неофициальную норму. Иногда же вступают в политическую борьбу против системы, основанной на эксплуатации и несправедливости, а то и вовсе отказываются работать (Рой, 1952, 1953; Буравой, 1979). Другие исследования также отмечают, что поведение людей сложнее, чем предполагает теория обмена. Исследование, проведенное Харриет Цукерман (1967), показало, что ученые, удостоенные Нобелевской премии, в дальнейшем трудятся менее продуктивно. А согласно первому принципу теории Хоуманса, такая высокая награда, как Нобелевская премия, должна стимулировать творческую активность. Можно предположить, что Нобелевская премия является слишком большим вознаграждением, что вызывает потерю интереса к творческой деятельности. Это, может быть, и верно, но наводит на мысль о противоречивости 1-го и 4-го принципов теории Хоуманса. Так или иначе, Цукерман считает, что Нобелевская премия настолько престижна, что ее воздействие надо рассматривать особо. Ведь лауреат Нобелевской премии приобретает новый статус в обществе. Лауреат, недавно удостоенный этой высокой награды, считается не только крупным ученым, но и знаменитостью; кроме того, когда люди обретают новый статус, они по-новому оценивают себя. Теория обмена не объясняет подобные ситуации. /135/
|