![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Моделирование, организация и методика лабораторных работ
Техническое обеспечение моделирования – это персональные компьютеры любой современной конфигурации. Операционная среда моделирования включает: – текстовый редактор MS Word для оформления отчетов; – электронные таблицы Excel для выполнения статических и несложных динамических задач; – язык разметки гипертекста HTML для создания Web-сайта, представления модели и подготовки к публикации проектной работы в сети Интернет; –MSFrontPagе 2000, упрощающий работу web-мастера; – MS PowerPoint для создания презентации. Организация работ предусматривает: 1. Готовность к выполнению работы. Проверяется знание практической актуальности и теории исследуемой проблемы, состава и принципов функционирования лабораторной модели, компьютерной техники и программного обеспечения, методики выполнения работ. 2. Выполнение работы в компьютерном классе. 3. Подготовку и оформление отчета. 4. Защиту отчета у преподавателя, перед группой. Правильная последовательность выполнения работ стимулирует заинтересованность и отражается на конечном результате. Вначале целесообразно выполнить остроактуальные и простые работы, например проектирование процентной ставки и выбор банка для кредитования (лабораторная модель 1). На этих примерах приобретается опыт по технике эксперимента в вышеуказанных программных средствах и готовность выполнения более сложных по технике и экономическому содержанию работ. Работа интересна, когда осознается практическая или теоретическая нерешенная проблема и ее решение достигается в лабораторной работе. Соблюдается принцип обучения практика (проблема) – теория – практика. Сочетаются гипотетические учебные ситуации и анализ реальной социально-экономической информации. В соответствии с вышеизложенной технологией моделирования каждая работа включает типовые этапы и элементы. Определение проблемы. Социально-экономическая практика всё время порождает проблемы, поэтому и лабораторные работы целесообразно начинать с определения проблемы. Вначале проблема определяется в нечетких формулировках. Все знают, что проблема существует, но точно сформулировать ее не могут. Постепенно проблема уточняется и формулируется строже. От интуитивной модели и здравого смысла мы постепенно переходим к математической и компьютерной модели. Цель работы. Цель любой лабораторной работы – получение информации и навыков. В конкретной работе это анализ, исследование или проверка зависимостей, получение опыта анализа, прогнозирования, планирования тематических объектов или показателей. Типовыми будут: проверка влияния факторов, причинно-следственных связей, оценка возможных управленческих решений. В развитие работы можно модифицировать проблему, цель, модель, дать новый пример подобной проблемы, расширить круг вопросов и предметную область. Лабораторная модель должна быть очень простой и малоразмерной, т. е. содержать как можно меньше элементов и факторов, чтобы выделить только главные для понимания причинно-следственных связей. Поэтому лабораторные модели «вырезались» из промышленных моделей даже с потерей адекватности реальной социальной сфере и экономике. Используются нижеследующие типы моделей. Описательная (словесная, текстовая, вербальная) модель. Она обычно задана учебником, здравым смыслом или интуицией. Графическая модель обычно задается графом, блок-схемой, отражающей материальные, денежные и информационные связи объектов и процессов. Табличная модель обычно разрабатывается как аналитическая, прогнозная или плановая электронная таблица. Она заполняется данными, формулами для вычисления производных показателей. Математическая модель представляется в виде системы уравнений: алгебраических, интегральных, дифференциальных – или логических выражений. Вид модели обычно предопределяет и метод ее решения. Компьютерная модель задает программные правила получения решения. Система управления экспериментом включает интерфейс исследователя с моделью, средства планирования экспериментов и обработки результатов. Здесь в каждой работе приводятся средства отображения информации об объектах и их показателях, средства ввода параметров и экзогенных переменных, средства обработки результатов, планирования экспериментов и модификации моделей. Порядок выполнения работы задается списком заданий для исследования и инструкциями по управлению экспериментом. Соблюдается образовательный принцип обучения – от простого к сложному. Анализ результатов работы и подготовка отчета. Регистрация результирующих показателей моделирования производится либо непосредственно в электронных таблицах, либо в виде графиков. На начальном этапе работ чрезмерная автоматизация обработки экспериментов нецелесообразна, поскольку студент, как ЛПР почти не участвует в эксперименте, ему не над чем задуматься. В отчете необходимо привести таблицы и графики экспериментальных зависимостей показателей, сделать выводы о причинно-следственных связях и взаимном влиянии факторов, сравнить полученные результаты с теоретическими положениями учебников, статистикой и социально-экономической практикой, сформулировать предложения для планирования, управленческих решений и возможных дальнейших направлений исследований. Контрольные вопросы для допуска к защите и для защиты работ. По каждой работе составлен перечень контрольных вопросов для оценки готовности студента к лабораторной работе. В перечень вопросов включается формулировка исследуемой проблемы, описание лабораторной модели, средства управления экспериментом, последовательность выполнения работы, требования к анализу результатов и оформлению отчета. После выполнения работы оформленный отчет защищается у преподавателя или перед группой. Требования к отчету представлены в приложении Г.
|