![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гражданского общества
В связи с этим можно выделить комплекс признаков гражданского общества. Гражданское общество — это, во-первых, находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью труда удовлетворяющая потребности своих индивидов. Во-вторых, это комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, кроме государственных и политических структур). В-третьих, это совокупность негосударственных отношений в обществе. В-четвертых, это сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Таким образом, гражданское общество - это совокупность общественных структур и объединений, не зависящих от государства и обеспечивающих гражданам возможность самореализации и защиты своих прав: гражданское общество — это третий общественный сектор наряду с государством и рынком. Гражданское общество функционирует и развивается, следуя таким принципам, как: • равенство прав и свобод всех людей в политической сфере; • гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов; • экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд; • гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам, а также свобода в образовании партий и гражданских движений; • создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, социально активных, ответственных перед законом членов общества; • свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом; • существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает в себя законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д. Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности: экономической, политической, социальной, культурно-духовной и информационной. Характеристика этих систем дана в следующих параграфах этой же главы.
2. Конституционные основы экономической системы
Под экономической системой общества понимается совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующей в обществе. Конституция РФ в отличие от прежних конституций советского периода в ст. 8 закрепляет важнейшие принципы экономической системы: 1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ); 2) поддержка конкуренции – один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке. 3) свобода экономической деятельности. Свобода экономической деятельности означает, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торговлю, открывать банки и биржи, создавать хозяйственные объединения. 4) многообразие и равная защита форм собственности. В Российской Федерации устанавливается равенство всех форм собственности. Конституция РФ выделяет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Под собственностью следует понимать материальные, духовные ценности, продукты интеллектуальной деятельности, имущество, принадлежащие кому-либо или находящиеся в полном распоряжении кого-нибудь. Функционирование экономики предполагает не только активную деятельность различных хозяйствующих субъектов, но и государственное регулирование как всей экономики, так и отдельных ее составных частей. Конституционные основы такого регулирования следует рассматривать в двух аспектах: 1. Определение общих условий функционирования хозяйствующих субъектов в национальной экономике. 2. Распределение полномочий законодательных и исполнительных органов в области экономической системы на уровне федерального центра. Регулирование экономики на уровне Федерации осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Центральный банк РФ. 3. Конституционные основы политической системы Политика (в переводе с греч. – «государственные дела», «искусство управлять государством») – это отношения, возникающие по поводу государственной власти, между классами, нациями, органами государственной власти, отдельными социальными группами, индивидами внутри государства (внутренняя политика), а также между государствами на международной арене (внешняя политика). Система (от греч. sysntema — целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Таким образом, политическая система – это взятые в единстве и взаимодействии учреждения и организации, осуществляющие государственную власть. К элементам политической системы традиционно относят: – политические институты; – политические нормы, регулирующие политические отношения; – политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы; – политическая культура и политическое сознание.
|