Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и признаки государственного органа
Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов. Для государственного органа характерны следующие признаки: 1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах; 2) государственный орган обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что, во-первых, государственный орган наделен правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, на которых распространяется компетенция данного государственного органа; во-вторых, государственный орган обеспечивает организацию исполнения принятых решений, опираясь при этом на материальную базу (средства государственного бюджета); в-третьих, государственный орган обеспечивает охрану принятых решений путем применения различных методов: убеждения, поощрения, государственного принуждения; 3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством; 4) государственный орган является организационно обособленной частью системы органов государственной власти; 5) государственный орган имеет соответствующую компетенцию – совокупность прав и обязанностей; 6) государственный орган в пределах своих полномочий издает правовые акты, которые обязательны для исполнения всеми субъектами правоотношения (акты могут быть нормативного характера или индивидуального); 7) государственный орган осуществляет свою деятельность на определенной территории; 8) государственный орган имеет определенную структуру. Таким образом, государственный орган – это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством. 3. Система органов государственной власти
Совокупность органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят: 1) органы государственной власти Российской Федерации; 2) органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды, федеральные органы государственной власти с особым статусом. Система государственных органов субъектов Российской Федерации включает в себя законодательные органы государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, мэром в городе федерального значения, губернаторами в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, установленными федеральным законом. Государственные органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим принципом система органов государственной власти Российской Федерации состоит: 1) из органов законодательной власти; 2) из органов исполнительной власти; 3) из органов судебной власти (ст. 10 Конституции РФ). Ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент РФ – глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом РФ, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей. Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации и законодательные органы субъектов Федерации. Органы исполнительной власти включают Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, например, Правительство РФ формируется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ – заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Органы судебной власти включают в себя Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему Российской Федерации. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Помимо всего прочего, все органы государственной власти можно рассматривать в зависимости от способа формирования: 1) избираемые органы государственной власти – формируются народом (например, Президент РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ); 2) назначаемые органы государственной власти – формируются Президентом РФ, Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Правительством РФ.
4. Федеральные органы государственной власти Как и в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей– законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, финансируются из федерального бюджета. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К числу таких органов относятся следующие федеральные органы государственной власти: 1. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Деятельность Прокуратуры РФ регламентируется Конституцией РФ в ст. 129, находящейся в гл. 7 («Судебная власть»), и Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре РФ». 2. Центральный банк Российской Федерации. Статус Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функция – защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. 3. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Согласно Федеральному закону от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» в рамках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. 4. Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе и является юридическим лицом в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот орган организует подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной законом. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет 4 года. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. 5. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Этот орган государственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума РФ. Права и задачи этого должностного лица определяются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной зашиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам. 6. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Этот орган государственной власти предусмотрен указом Президента Российской Федерации от 01 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. 7. Академии наук. В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, которые созданы в форме государственных бюджетных учреждений, наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим им на праве оперативного управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами таких академий наук.
|