Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровни организации эргатических систем.
Уровни организации системы " человек-машина" могут быть различны. Возможны и различные схемы классификации уровней организации. Рассмотрим классификацию эргатических систем по вкладу машин и людей в систему. Первый уровень (нижний): здесь человек обеспечивает как энергетическую, так и управляющую функции системы. Классический пример - человек с лопатой. Второй уровень: человек осуществляет управляющую функцию, а энергетическая функция поручается машине. Один из примеров этого уровня организации системы - человек, управляющий прессом. Это - уровень механизации. Третий уровень: машина обеспечивает энергетическую и информационную функции, а человек - управляющую. Сюда входит любое производство, на котором люди пользуются средствами отображения и органами управления. Четвертый, высший уровень организации системы - это машина, обеспечивающая энергетическую, информационную и управляющую функции, тогда как человек только контролирует ее работу. Пример этого уровня - автоматизированные линии, управляемые компьютерами. Современные человеко-машинные системы состоят из аппаратных средств, программного обеспечения и персонала. Эти компоненты действуют совместно для выполнения некоторой функции или достижения цели. Выполнение задания зависит от большого числа переменных, характеризующих функции системы. Системные функции могут осуществляться как персоналом, так и аппаратно-программными компонентами системы, а часто - и тем и другим вместе. Требования к исполнению оператором функций зависят от степени автоматизации системы. На низком уровне автоматизации - уровне механизации - оператор непосредственно управляет оборудованием и контролирует параметры и результаты его работы с помощью предъявляемой сенсорной информации, непосредственного восприятия или сочетания того и другого. В индивидуальном производстве работа станочника достаточно многообразна, двигательные функции играют вспомогательную роль, основное - четкое программирование своей деятельности. В мелкосерийном производстве - возрастают монотонность, повышается скорость работы вследствие повторяемости операций. В крупносерийном - двигательная функция упрощается и начинает преобладать фактор монотонности. Программирующая (умственная) деятельность сводится к минимуму. В полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса собственно обработки детали или изделия. Деятельность его заключается в выполнении простых операций по обслуживанию станка: включить двигатель, вставить деталь, вынуть готовую деталь. Этот труд не требует высокой квалификации, он бессодержателен и монотонен. При повышении уровня автоматизации машинный элемент системы во все большей степени управляет работой системы (например, поддерживает режимные параметры на должном уровне без вмешательства человека). На более высоком уровне он поддерживает адекватное соотношение между параметрами, а на еще более высоком - изменяет саму схему управления с целью оптимизации соотношений между параметрами в зависимости о условий и режима работы. С повышением уровня автоматизации характер деятельности оператора становится все в большей степени контролирующим по своей природе. Человек в эргатической системе проверяет, наблюдает, оценивает выполнение системных функций аппаратными и программными средствами, регулирует и координирует их работу как того требуют производительность и безопасность системы. Человеческий компонент в ЭС, таким образом, несет конечную ответственность за распознавание, интерпретацию, устранение или компенсацию недостатков, ошибок и неисправностей в работе оборудования. Поэтому в сообщениях об отказах систем часто встречаются термины " человеческая ошибка", или " экспертная ошибка". Здесь мы уже оказываемся в области, граничащей с более общими, философскими проблемами. Так, разумный подход к человеку как контролирующему звену системы заключается в том, чтобы обеспечить достаточно хорошую работу системы в течение длительного времени без вмешательства человека, так как обычно высокоорганизованная система работает лучше без его участия. Например, в аварии на АЭС " Тримайл-Айленд" в США в момент возникновения аварийной ситуации автоматические системы безопасности сработали, как и было предусмотрено, и включили аварийные насосы. Операторы же допустили ошибку и вручную отключили насосы. Цепь человеческих ошибок, наложенных на несовершенство технических систем, привела к Чернобыльской катастрофе. В этой связи при проектировании систем " человек-машина" высокого уровня существуют два противоположных подхода. Первый состоит в том, чтобы полностью исключить человека из системы. Если это невозможно, (например, при наличии требований закона о присутствии человека на АЭС), то роль человека должна быть минимальной. Этот подход уменьшает возможность человеческой ошибки и, тем самым повышает надежность системы. Кроме этого, замена людей машинами может понизить эксплуатационные расходы. Другой подход, наоборот, состоит в максимально возможном включении человека-оператора в систему даже ценой введения каких-либо дополнительных, кажущихся ненужными операций. Это может быть, например, считывание характеристик системы с экрана дисплея. Делается это для того, чтобы поддержать человека в рабочем состоянии, чтобы, в случае отказа машинной части системы, оператор мог быстро вмешаться и предотвратить неблагоприятные последствия. Таким образом, первый подход (минимальное вмешательство человека) предполагает, что человек-оператор так или иначе не будет способен решить проблему. Второй же подход делает ставку на то, что человек умен, способен к адаптации и часто может разрешить непредвиденные проблемы. Человек здесь, таким образом, рассматривается как эргатический резерв системы. Однозначно выбрать тот или иной подход, очевидно, невозможно. По-видимому, лучше минимизировать включение человека в систему, когда его вклад невелик. Действительно, если человек сознает, что в работе, которую он выполняет, нет необходимости, она становится неприятной ему, создает напряжение, вызывает утомление и стресс. Поэтому важнейшая задача при проектировании и создании ЭС - это обеспечение людей осмысленной, достойной человека работой.
|