Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рабочее место бригадира операторов
О Векторизация проектного файла Оцифровка линейных, площадных, точечных объектов. Ввод атрибутивных данных, геокодирование. Верификация векторных данных. й=Ь □ О «Сшивка» сегментов проекта (при необходимости) Объединение векторных сегментов, склейка сегментов на границах. Заключительная верификация проекта, его экспорт в ГИС Рис. 15. Схема технологической цепочки получения цифровой основы проекта (по материалам фирмы' Еа5у Тгасе) Воспроизведение на ПК видеоинформации становится теперь более насущной задачей, чем работа с трехмерной графикой. Технология обработки трехмерной графики. Процесс обработки трехмерной графики складывается из 4 этапов: расчета преобразований (ггапзггот), освещения (И§п1т§), геометрической обработки (§еШр) и рендеринга (гепйеппё). На этапе расчета преобразований система выполняет математические вычисления, результаты которых используются для визуализации преобразований (движений) объектов. Параметры освещения определяют освещенность сцены и расположенных на ней объектов (освещение — это геометрическое расположение источников света). Затем текстурным изображениям назначаются координаты и объекты, которые представляются в виде множества треугольников и наборов координат вершин; после этого полученные данные передаются для геометрической обработки. Этап геометрической обработки — это процесс, в ходе которого координаты вершин, полученные на стадиях расчета преобразований и освещения, превращаются в форматы данных, используемые при формировании пикселей. Наконец, на этапе рендеринга генерируются и передаются в буфер кадров пиксели необходимых цветов с учетом соответствующей затененности. Сглаживание и кинематические эффекты. Одна из главных целей разработчиков 3/)-технологий — обеспечить сглаживание изображения в масштабах всей сцены с помощью аппаратных средств ускорения. Такое явление, как ступенчатость воспроизводимых пространственных объектов, возникает, когда устройство отображения получает больше информации об объекте, чем в состоянии обработать. В результате вдоль границ, разделяющих многоугольники разных цветов, появляются зазубрины, наклонные линии становятся ступенчатыми. При сглаживании соседние пиксели смешиваются, что позволяет создавать плавные переходы. Еще одна методика, разработанная специалистами ЗШсоп ОгарЫсз, состоит в использовании так называемых буферов накопления (ассштш1апоп ЪшТегз). Когда несколько буферов заполняются, графическая микросхема выполняет сопряжение их содержимого, что позволяет придать изображению лучший вид. Недавно фирма Здгх ввела метод Т-ВиЯег, который заключается в полноэкранном сглаживании. Эта технология позволяет использовать разнообразные кинематические эффекты, в том числе глубины резкости (с1ертп оГ йеШ) и размытости движущегося изображения (топоп Ыиг). Отображение рельефности поверхностей (Ъшпр таррищ). Этот прием состоит в наложении на объект специальной текстуры (Ъшпр тар), в результате чего его поверхность выглядит более реалистично. Существует несколько способов его реализации, в том числе тиснение (етЪозк), рельефное отображение путем обработки точек (скЛ-ргоёисг) и с помощью текстурных карт элементов сцены (епуггоптет-таррес! Ьитр таррт§, ЕМВМ). Метод тиснения позволяет добиваться желаемой реалистичности изображения путем смещения текстур и не требует значительных ресурсов. ЕМВМ — одна из технологий проработки деталей, реализованных в наборе расширений Б1гес1 X 6.0 и более поздних версий. При использовании этого метода поверхности, на которые свет падает под острым углом, отображаются корректно; кроме того, свет может быть полихроматическим. Сжатие текстур. Повысить реалистичность отображения объектов можно и по-иному — используя текстуры с более высоким разрешением. Для сжатия текстур используется технология 83ТС, благодаря которой 32-битная текстура размером 1024 х 1024 точек, для хранения которой обычно требуется 3 Мб памяти, умещается в 524 Кб. Расчет преобразований и освещения. Недавно был запущен в производство разработанный фирмой пУ1сНа модуль графической обработки СеРогсе. Рендеринг требует значительных вычислительных ресурсов, а пользователи хотят видеть реалистичные детали, а не имитации. В рамках 3, 0-графики есть только один путь решения этой задачи: увеличить число многоугольников, из которых состоит изображение. Но для того чтобы воспроизводить сцены с увеличенным числом многоугольников, нужно избавить центральный процессор от обработки данных трехмерной графики. Эту задачу может выполнять акселератор — например новые микросхемы фирм пУ1сПа и 83, позволяющие выполнять обработку Т& Ь вычислений в 3 раза быстрее, чем процессор Реппит III с частотой 500 мГц. А если учесть, что наряду с обработкой графики у ЦП всегда есть и другая работа, его высвобождение позволяет увеличить число многоугольников в сцене примерно в 10 раз. 3. ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОЧИЕ СТАНЦИИ При комплектации рабочего места оператора САЗПР прежде всего возникает вопрос об аппаратных ресурсах графических станций. Современное программное обеспечение предъявляет к ним достаточно жесткие требования. Чтобы достичь максимальной производительности, необходим не только самый мощный на сегодняшний день процессор, но и высокие характеристики еще целого ряда подсистем. При работе с большинством САПР графическая станция производит три основных операции; рассмотрим их по порядку. 1. Загрузка ядра и модулей системы. Все существующие САПР (АШоСАБ, агсЫСАО и др.) представляют собой структуры модулей, каждый из которых реализует ту или иную функцию. Чем больше модулей задействует пользователь, тем интенсивнее осуществляется обмен данными между жестким диском, оперативной памятью и процессором. Поэтому скорость работы станции напрямую зависит от пропускной способности системной шины. 2. Многократный пересчет геометрических изменений модели; время, требуемое для этих операций, зависит от размера модели, которая может занимать десятки и сотни мегабайт дискового пространства. При пересчете модель «заканчивается» в оперативную память и постепенно пересчитывается процессором; здесь производительность графической станции в основном зависит от мощности процессора. 3. Визуализация модели. Требование сегодняшнего дня — трехмерное представление модели в цвете и возможность манипулирования ею в режиме реального времени. Скорость этой работы в основном зависит от мощности графического ускорителя и пропускной способности шины, связывающей его с оперативной памятью. Если обобщить указанные требования, можно сказать, что для любой графической станции важен прежде всего выбор процессора, графической и дисковой подсистем, графической и системной шин. Традиционно лидерами среди производителей рабочих станций считаются 8ЕПЧ, 8С1 и ОЕС. В данное время (осень 2001 г.) это машины на базе 1п: е1 Репишп III, М1Р8 К.18С процессоров, использующие операционные системы 1Ж1Х, Мюгозой \Утсю\у$ ЫТ/2000, Кей Наг Ипих. Их возможности определяются программным обеспечением, разработанным для данных платформ. Цена таких графических станций всегда была довольно высока. В качестве альтернативного варианта можно использовать обычные персональные компьютеры с одним или несколькими процессорами Решлшп III и мощной графической подсистемой. Такие станции несколько проигрывают в вычислительной мощности и не всегда обеспечивают достаточную производительность для решения особо сложных графических задач, однако имеют огромное преимущество в числе доступных приложений (поскольку используют «массовые» операционные системы ХУтёошз 9х, \Утс1ото МТ/2000). Кроме того, их отличает не только гораздо более низкая цена, но и лучшее соотношение цена/производительность. Среди множества графических подсистем можно выделить профессиональные графические ускорители ЕЬ8А, в том числе ЕЬ8А ОЕопа-8упещу, СЬопа-1, ОЬопа-Ь/МХ, ОЬопа-ХЬ, ОЕопа-ХХЬ, предназначенные для систем трехмерного моделирования и визуализации. Графические процессоры, стоящие на платах ЕЬ8А, те же, что на продуктах других поставщиков, но по ре- зультатам многочисленных тестов именно контроллеры ЕЬ8А оказались самыми быстрыми и надежными. Дело тут как в качестве изготовления (графы плат производятся на заводах в Европе и имеют защищенное качество), так и в собственных схемотехнических решениях, широком спектре драйверов, утилит и инструментальных средств. В своих платах фирма использует специализированный графический процессор серии ОНпг. производства 3/) ЕаЪ§. При выводе на экран трехмерной модели производится растеризация — построение растрового изображения на основе информации о модели. Именно этот процесс нуждается в наибольшей аппаратной поддержке. Кроме того, на графической плате должен быть геометрический процессор, манипулирующий трехмерными объектами. Необходимо обеспечить двойную буферизацию видеопамяти для хранения информации о третьей координате для каждой точки изображения (пикселе) ^-буфера и информации о текстурах. Увеличение информации о текстурах вызывает уменьшение видеопамяти, что снижает разрешение и глубину цвета, поэтому в моделях ЕЕ5А ОЬопа-Е, ЕЬ8А ОЬопа-Ь/МХ, ЕЕ5А ОЬопа-ХЬ/ХХЕ имеется раздельная видео- и 3/)-память. Необходимое условие качественной визуализации — высокое разрешение и поддержка режимов ТгиеСо1ог/Н1ёЬСо1ог. Еще одна задача, которая была решена разработчиками фирмы Е1.5А, — сделать контроллеры СЬопа пригодными для широкого круга приложений. Для этого контроллеры поддерживают интерфейс ОрепСЬ, позволяющий эффективно работать с такими 3/)-системами, как АМоСАБ, Аи(ос/е$к 1пуеп(ог, Аи1ос1е5к МесНап1са1 Оехк(ор, ЗБ 81ис1ю МАХ/У12, и многими другими; имеется специальный НЕГО1-драйвер для работы с программами ЗВ 5шШо МАХ/У12к АШоСАО 2000. Значительную долю общей производительности графической станции составляет производительность дисковой подсистемы (комплекса, состоящего из контроллера жесткого диска, интерфейса и самого диска). На сегодняшний день в основном используются два типа интерфейса — 5С81 (по-русски читается «скази») и ТЛггаАТА. Преимущества 8С81 — гибкость, универсальность, каскадируемость, возможность подключения до восьми устройств (дополнительные винчестеры, СБ-К.ОМ, сканеры и т.д.), помехоустойчивость и самая высокая скорость передачи данных (до 1600 Мб/с). Однако из-за дороговизны самого интерфейса и соответствующих устройств его нужно применять исключительно в тех случаях, когда это действительно необходимо. Стандарт ТЛггаАТА обеспечивает меньшую скорость передачи данных (до 66 Мб/с) и нагрузку до 4 устройств, но зато гораздо дешевле. Что касается объема жесткого диска, то здесь критерий один — чем больше, тем лучше. Помимо графических модулей, которые требуют достаточно большого объема дискового пространства, сами проекты трехмерных моделей порой занимают сотни мегабайт на винчестере. 6 — 6993 Немаловажное значение имеет также объем оперативной памяти. При работе с ЗД-графикой он должен быть достаточно большим (от 128 до 512 Мб), чтобы не снизить производительность всей системы. Хотя в современных операционных системах нехватка физической памяти компенсируется так называемой виртуальной памятью, которая автоматически выделяется на дисковом накопителе, операции переброски данных на жесткий диск и обратно сильно снижают производительность всей системы. 4. ВВОД ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ При создании нового проекта часто возникает проблема использования уже накопленной архивной документации. На сегодняшний день широко используются два основных способа ввода графической информации — ручной и автоматизированный. Ручной ввод осуществляется при помощи дигитайзера (рис. 16) —устройства, напоминающего кульман. Это «электронная доска», имеющая стандартный формат (от А4 до АО), а вместо рейсшины с карандашом — устройство указания (курсор). Последний представляет собой небольшую панель с кнопками и визиром, имеющим электромагнитную связь с полем дигитайзера. При помощи такого устройства можно как «скалывать» старые чертежи, так и создавать новые. Существуют различные типы дигитайзеров: с подсветкой рабочего поля, со стандартным полем, с прозрачным полем. Курсоры также имеют различные формы и'выпус-каются с 4, 16 и более кнопками. Точность дигитайзеров колеблется от сотых до десятых долей миллиметра. Точная «сколка» может применяться при различных работах, в том числе в землеустроительной картографии. Принято считать, что основную погрешность при ручной оцифровке вносит оператор (приблизительно 0, 5 мм). Эту погрешность пытаются снизить, применяя специаль < *< *ч в ~~" Рис. 17. Планшетные сканеры: а — HP 6300 с (с автоподачей документов); б —HP -6350 с (с автоподачей документов и слайд-адаптером 35 мм); «-тоже с широкоформатным слайд-адаптером Автоматизированный ввод осуществляют при помощи сканера (рис. 17-19). Существует несколько типов сканеров— ручные, планшетные, барабанные и протяжные. Ручные сканеры непригодны для профессиональной работы ввиду малой точности и низкой производительности. Планшетные сканеры небольшого формата (обычно от А4 до A3) используются для ввода в компьютер тек- I < __ и - \ i и
Рис. 18. Цветной роликовый универсальный сканер фирмы CONTEX (серия FSC) Рис. 19. Цветной высокоточный сканер фирмы CONTEX (модель ProfScan для САПР и ГИС). Поле сканирования 900 х1200 мм, оптическое разрешение 508 dpi, точность 0, 1мм, 8/24 бит RGB, формат выходных файлов TIFF
6* стовой (пояснительные записки и т. п.) и графической информации — небольших схем, фотографий, слайдов (при наличии слайд-адаптера). Планшетные сканеры большого формата применяют в полиграфии высокого уровня; стоят они очень дорого (сотни тысяч долларов). Барабанные сканеры также используются в полиграфии, а также там, где требуется повышенная точность ввода (например, в картографии). Их главный недостаток — большое время сканирования. Для ввода чертежной документации сейчас все чаще используют протяжные сканеры; они имеют лучшее на сегодняшний день соотношение цена/производительность. Точность таких устройств вполне достаточна для многих приложений. Сам принцип сканирования основан на преобразовании обычного изображения в растровую форму (то есть его представлении в виде большого числа точек). После сканирования для последующей работы часто бывает необходимо растровую информацию преобразовать в векторную (набор линий). Для этого используют специальные программы — векторизаторы. Основные характеристики сканеров — разрешение (оптическое и программное), точность, наличие адаптивного порога, типы выходных файлов. Для цветных сканеров важны также глубина цвета и динамический диапазон. Разрешение сканера показывает, каким количеством точек на дюйм (dot per inch, dpi) будет описываться изображение. Следует различать оптическое разрешение, определяемое качеством оптики (считывающей камеры) сканера, и программное, которое превышает оптическое в 1, 5—2 раза, что достигается путем добавления к «считанным» точкам дополнительных. Это позволяет получать сглаженные линии и плавные переходы при сканировании полутоновых изображений. Точность сканера во многом определяется механизмом считывания информации и измеряется в процентах от длины заданного отрезка. Наличие адаптивного порога позволяет сканировать сильно загрязненные материалы, в том числе синьки, выделяя полезную информацию. Этим параметром обладают протяжные широкоформатные сканеры компаний CONTEX и VIDAR. Так, сканеры серии FSC имеют формат АО, максимальную ширину бумаги 1016 мм (40"), максимальную ширину поля сканирования 914 мм (36"); длина не ограничена. Сканируется 24 бита RGB, 8/4 bit Paletted color. Простая цветовая калибровка осуществляется с помощью стандартных таблиц ANSI IT8, допускается автоматическое или ручное построение цветовой палитры, встроенный модуль JetStream (кроме модели ЗОЮ) обеспечивает высококачественное копирование на цветной плоттер в процессе сканирования. Копирующие сканеры имеют дополнительные возможности прямого копирования на плоттер (репрография). Все современные модели сканеров имеют в комплекте поставки очень развитое программное обеспечение, позволяющее получать выходные файлы самых различных растровых форматов — TIFF, PCX, JPEG, GIF и др. Их используют в зависимости от целевого назначения файла. Если нужно сохранять растровые изображения с компрессией и практически без потери качества, лучше всего подходит формат TIFF. Глубина цвета характеризует максимальное число оттенков, которое может передавать сканер. Единицей измерения здесь служит количество бит цветовой информации на точку растрового изображения; обычно это 24, 36 или 48 бит (глаз человека может воспринимать около 17 млн цветов, что соответствует глубине цвета 24 бит). Динамический диапазон сканера определяет качество воспроизведения ярких элементов и различимость деталей в темных участках изображения. При сравнении указанных способов оцифровки следует учитывать, что хотя ввод с дигитайзера достаточно трудоемок и требует кропотливого труда квалифицированного специалиста, пока он не может быть полностью заменен автоматизированным. Основные достоинства ручной оцифровки: получение выходной информации сразу в векторной форме, пригодной для использования в системах CAD. Объем получаемых файлов небольшой (порядка 2 Мб на лист формата АО), что существенно снижает требования к ресурсам компьютера и удешевляет систему в целом; максимально высокая точность оцифровки; возможность расслоения изображения по цветам (монохромные сканеры этого не делают, цветные широкоформатные сканеры пока еще очень дороги); возможность качественной оцифровки плохо сохранившихся или сильно загрязненных документов; низкая стоимость дигитайзеров (по сравнению с широкоформатными сканерами), что делает их применение во многих случаях экономически более эффективным (если объемы работ по оцифровке невелики). Преимущества автоматизированной оцифровки (с помощью сканера): возможность ввода самой сложной графической информации (слайды, фотографии и т. д.); высокая скорость ввода информации, позволяющая работать с большими бумажными архивами (тысячами, десятками тысяч единиц хранения) в картографии, машиностроении, строительстве. Необходимо учитывать, что технологический процесс автоматической оцифровки и последующей векторизации требует участия квалифицированных специалистов, обученных работе как на сканере, так и с векторизаторами, а также больших компьютерных ресурсов (объем одного монохромного файла при оцифровке документа формата АО может достигать нескольких десятков мегабайт, цветного — на порядок выше). При организации архива растровой документации встает задача хранения и оперативного доступа к электронным библиотекам, общий объем которых может достигать сотен гигабайт. 5. ГРАФИЧЕСКИЕ ФОРМАТЫ Фильтры, используемые в различных графических программах для экспорта и импорта файлов, столь же многочисленны, как и форматы файлов. Все они делятся на векторные и растровые. Среди представленных в табл. 2 форматов к векторным относятся DXF, WMF и EPS, остальные — растровые (формат EPS может содержать «вставки» растровой информации). 2. Основные графические форматы
Формат AI. Программа Corel Draw содержит фильтр, позволяющий импортировать и экспортировать файлы в формате графического редактора Adobe Illustrator. При сохранении изображений в формате AI нужно в окне Export Adobe Illustrator использовать опцию Curves, содержащуюся в нижней части диалогового окна. Линии, заканчивающиеся стрелками, воспринимаются Adobe Illustrator как состоящие из двух объектов — самой линии и стрелки. Орнаменты в формате PostScript, которыми заполнены исходные объекты, воспринимаются в Adobe Illustrator как серый фон; растрирования графика в формате Bitmap вообще не воспринимается фильтром экспорта. Формат AI обычно используют при работе на компьютерах Apple Macintosh. Формат BMP. Этот формат — «родной» для операционной системы Windows. В этом формате, в частности, записываются картинки, используемые в качестве подложки экрана. Формат DXF. С помощью фильтра DXF возможен обмен графическими файлами между Corel Draw и AutoCAD. Основную проблему при обмене данными и файлами между обеими программами представляют размер файла и единицы измерения исходного объекта. AutoCAD — значительно более мощный графический пакет, чем Corel Draw. Максимальный размер объекта в Corel Draw — 760 х 760 мм. Поэтому при импорте изображения объекта, когда в единицах измерения AutoCAD задан, например, его диаметр 1 м, Corel Draw автоматически обрежет его до своего максимально возможного размера. Формат EPS. Corel Draw позволяет производить обмен данными и в этом формате, опирающемся на специальный язык программирования PostScript, разработанный фирмой Adobe. Файлы в формате EPS позволяют сочетать текст и растрированную графику; их читают практически все программы, даже созданные под Apple Macintosh. Формат HPGL. Многие программы воспринимают информацию в формате языка управления плоттерами HPGL. Прежде чем вывести изображение на плоттер, необходимо сохранить его в файле с расширением.pit. Формат PCX — один из наиболее распространенных для рас-трированной графики. С этим форматом работает, в частности, Corel Photo Paint, входящая в программный пакет фирмы Corel. Задав команду Export и определив в качестве выходного формата PCX, вы вызовете на экран диалоговое поле Bitmap Export. В полях выбора Color и Grayscale задается тип изображения на выходе — цветной или с оттенками серого. Формат TIFF — пожалуй, самый распространенный из растровых форматов. Изначально был разработан для черно-белых сканируемых изображений, в дальнейшем усовершенствован и вполне пригоден для цветных рисунков. Наиболее важным параметром при экспорте изображений в этот формат является степень разрешения, задаваемая в поле Resolution. Чем выше степень разрешения — 300dpi, 600 dpi и т.д., тем меньше размер растровой точки и соответственно тем выше качество передачи изображения. Графические объекты, импортированные в Corel Draw из формата TIFF, сохраняют свой формат и выводятся на экран как растровое изображение. Формат WMF. Это специальный формат, разработанный фирмой Microsoft для обмена графическими векторными файлами в среде Windows. Формат GIF обычно используется для передачи растровых изображений в сети Internet. Неплохо передает изображение, но допускает глубину цвета лишь в 8 бит. Формат JPEG также предназначен в основном для Internet. В отличие от формата GIF сохраняет всю информацию о цвете, ис- пользует очень мощный алгоритм сжатия, нередко позволяющий сократить объем файла в десятки раз без критического снижения видимого качества изображения. 6. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ВЕКТОРИЗАЦИИ И ГИБРИДНОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ СКАНИРОВАННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ При организации автоматизированных рабочих мест для решения проектно-конструкторских, картографических, геоинформационных или землеустроительных задач практически любая фирма сталкивается с проблемой использования в системе автоматизированного проектирования многолетних наработок, хранящихся в виде бумажных, фото- или слайдовых архивов. При наличии сканера не составляет особого труда любой такой документ перевести в электронный вид. В результате будет получен файл с описанием изображения в одном из растровых форматов; постепенно можно создать электронную версию всего архива и в дальнейшем полностью перейти к системе электронного документооборота и хранения информации. Для проектировщика или конструктора в первую очередь важна возможность дальнейшей работы со сканированным изображением и использования его в новых проектах. Традиционные растровые редакторы, такие, как Corel Photo-Paint vuin Adobe Photoshop, совершенно не годятся для этих целей, ибо предназначены для создания художественных изображений. Для работы с растровыми электронными копиями инженерно-технических, геоинформационных или картографических чертежных материалов необходимы специализированные программы — векторизаторы и гибридные (растрово-векторные) редакторы. Векторизаторы предназначены для преобразования сканированных растровых изображений в векторные, после чего для работы с ними можно использовать традиционные системы САПР, ГИС и картографии. Гибридные редакторы позволяют (в случае необходимости) осуществлять векторизацию, а также непосредственно редактировать растровые, векторные и гибридные чертежи. Заметим, что само понятие САПР или ГИС прежде всегда ассоциировалось с векторной графикой. С появлением гибридных редакторов фактически возникло новое понятие — растрово-векторных САПР и ГИС. Гибридные редакторы незаменимы в тех случаях, когда при редактировании сканированного изображения необходима частичная векторизация или когда она вообще не требуется. Это очень важно, поскольку любая векторизация требует значительных затрат времени для визуального контроля результатов и корректировки возникающих ошибок. Названные программы могут функционировать как самостоятельные системы или как надстройки (приложения) к проектным системам высокого уровня. В первом случае они используют собственный формат данных и включают весь необходимый набор инструментов для работы со сканированными изображениями. Результаты работы при необходимости могут экспортироваться для дальнейшего редактирования в системы САПР, ГИС и картографии. Такие гибридные редакторы в ряде случаев могут быть альтернативой традиционным проектным системам, хотя пока в плане возможностей векторного редактирования они значительно слабее. Программные надстройки к традиционным проектным системам, по сути, позволяют превратить их (например, AutoCAD) в мощный растрово-векторный редактор. Тем самым пользователю становится доступным неизмеримо больший набор средств векторного редактирования. Существуют как универсальные, так и узкоспециализированные программы векторизации и гибридного редактирования; далее перечислены наиболее известные из них. Vecrory 5.1. Система (разработка Consistent Software) автоматического преобразования полученных в результате сканирования растровых изображений (чертежей, схем, карт, планов и т. д.) и их фрагментов произвольной формы в векторные чертежи. Полученные в результате векторизации данные можно экспортировать в такие проектные системы, как AutoCAD, AutoCAD Map, Caddy и др., поддерживающие формат DXF. Векторизатор универсального применения. Spotlight Pro 3.1. Гибридный (растрово-векторный) редактор (разработка той же фирмы), предоставляющий все инструменты для работы с отсканированными документами практически любого формата. Обеспечивает работу с растровыми и векторными объектами на одном чертеже; преобразование растрового изображения в векторные форматы САПР производится по мере необходимости. Векторные объекты импортируются в программу и экспортируются из нее в файлы различных систем САПР, ГИС и картографии. Система универсального применения. Spotlight 3.1. Упрощенная версия пакета Spotlight Pro. Отсутствуют модуль автоматической векторизации и программа расслаивания цветных изображений Color Image Processor. RasterDesk Pro 3.2/2000. Гибридный редактор, представляет собой версию Spotlight Pro, функционирующую в среде AutoCAD R14/ 2000(i) и AutoCAD Map R2, R3/2000(i). RasterDesk 3.2/2000. Версия Spotlight, функционирующая в среде AutoCAD R14/2000(i) и AutoCAD Map R2, R3/2000(i). RasterDesk Pro LT 98/2000. Версия RasterDesk Pro, функционирующая совместно с AutoCAD LT98/2000(i), поставляемая в комплекте с этой программой. RasterDesk LT 98/2000. Версия RasterDesk, функционирующая совместно с AutoCAD LT98/2000(i), поставляется в комплекте с ней. Autodesk CAD Overlay 2000/2000i. Эта система (разработка Autodesk) предназначена для редактирования и векторизации сканированных растровых изображений в среде AutoCAD 2000(i), AutoCAD Map 2000(i). Превращает указанные программы в мощный гибридный (растрово-векторный) редактор. Преобразование растрового изображения в векторный формат производится по мере необходимости. Autodesk CAD Overlay R14.01. Предназначен для редактирования и векторизации сканированных растровых изображений в среде AutoCAD R14, AutoCAD Map R2/R3. Используется как автономная надстройка к AutoCAD или интегрируется с пакетами Civil Survey Complete, Terrain Modeling Suite. 7. ВЫВОД ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Результатом работы многих пакетов САПР является комплект конструкторской и технической документации, в которых различные графические материалы (чертежи, схемы, графики, диаграммы и т. д.) составляют весьма значительную часть. Для вывода графической документации на твердые широкоформатные носители (бумагу, кальку, пленку) используют плоттеры. Обычные принтеры пригодны для печати только малоформатной документации (текстовые документы, небольшие чертежи, схемы формата А4, максимум A3). По принципу построения изображения различают векторные (перьевые) и растровые плоттеры. В векторных плоттерах пишущие элементы (напоминающие обыкновенные канцелярские ручки, рапидографы, фломастеры) перемещаются относительно носителя в заданном направлении и рисуют линии: прямые, окружности и т. д. В растровых плоттерах изображение формируется построчно и последовательно (строка за строкой), при этом направление вывода изображения постоянно и неизменно (обычные принтеры также являются растровыми устройствами). Из-за низкой производительности векторных плоттеров (их динамические характеристики достигли своего предела, и дальнейшее улучшение вряд ли возможно) практически все известные фирмы прекратили их выпуск. Тем не менее этот тип плоттеров может потребоваться в высокоточных производствах (их точность выше, чем у растровых плоттеров) и там, где по ряду обстоятельств без них нельзя обойтись (например, в швейной промышленности). Поэтому фирма MUTOH и некоторые другие продолжают производство перьевых плоттеров. Не так давно на базе перьевых плоттеров были созданы устрой- ства, в которых пишущий узел был заменен на режущий инструмент, — так называемые «каттеры». Их используют при изготовлении вывесок, указателей, дорожных знаков и т. п. Каттеры различаются по ширине обработки и типу используемого ножа, работают с широким диапазоном самоклеящихся виниловых пленок на подложке толщиной от 0, 05 до 1, 2 мм. Характеристики каттеров близки к параметрам перьевых плоттеров, однако точность и скорость резки по сравнению с пером ниже и зависят от типа используемой пленки. Среди растровых плоттеров (электростатических, лазерных, термовосковых и с использованием термопереноса) особо выделяются устройства со струйной технологией печати. Такие плоттеры приближаются к принтерам, а по ряду характеристик и к полиграфическому оборудованию, что позволяет их применять не только в САПР, но и в рекламном деле, а также при производстве картографической продукции. У них наилучшие на сегодняшний день показатели по соотношению цена/производительность/качество, и этот разрыв с каждым днем увеличивается. Струйные плоттеры предоставляют новые возможности для САПР, а при выводе чертежей, карт и схем повышенной сложности, насыщенных цветными элементами, намного опережают перьевые. Печатающая система этих устройств состоит из картриджей, заполненных чернилами (1 картридж в монохромных моделях, от 4 до 6 в цветных), и струйной головки. Последняя представляет собой матрицу из мельчайших сопел, через которые капельки чернил «выстреливаются» на носитель. Существует два основных типа струйной печати: термопечать и пьезоэлектрическая. При термопечати используется нагревательный элемент в каждом сопле, который, разогревая чернила, образует пузырек пара, выталкивающий их наружу. Для пьезоэлектрической печати используется пьезокристалл, который под воздействием электрического тока меняет свою форму, выбрасывая чернила на носитель. Недостаток первого способа печати — появление с основной каплей чернил ее мельчайших спутников, что не позволяет добиться высокого разрешения (максимум 720 dpi). При использовании второго способа печатающая головка «выстреливает» четко сформированными холодными капельками чернил, что позволяет достичь высококачественного изображения (до 1440 dpi). Последняя из описанных технологий является достаточно дорогостоящей и применяется там, где необходимо показать много мельчайших элементов изображения. Кроме того, печать с высоким разрешением (больше 300 dpi) пока еще очень медленна (так, печать фотореалистичного изображения на струйном плоттере EPSON StylusColor 3000 формата А2 с разрешением 1440 dpi занимает приблизительно 50 мин). При выводе на печать чертежей САПР увеличение разрешения сверх 300 dpi не приводит к видимым улучшениям качества печати. В рекламной индустрии при изготовлении плака- тов, вывесок и т. п. повышение разрешения также не ведет к ощутимым результатам (с учетом того, что они рассматриваются, как правило, с расстояния не ближе 1 м). Поэтому оптимальным способом для струйной широкоформатной цветной печати на сегодняшний день можно считать термопечать с разрешением 300 dpi. Следует помнить, что для нормального качества печати необходимо иметь на плоттере струйную систему с раздельными картриджами (струйными головками) — только такие плоттеры способны обеспечить воспроизведение полноцветного изображения (например, серия плоттеров ENCAD NovaJet, CROMA, ОСЕ Graphics). Плоттеры с совмещенной струйной системой (такие, как ENCAD CadJet2) предназначены для выпуска чертежной документации и намного дешевле. Большое влияние на скорость и себестоимость печати оказывает применение вместо одноразовых картриджей системы непрерывной подачи чернил. В ней используются резервуары большой емкости (обычно по 500 мл для каждого цвета), краска из которых по гибким тонким трубкам поступает в струйную головку. Система крепится снаружи или является встроенной (у плоттеров ENCAD NovaJet Pro). Удобство ее заключается в том, что если во время печати заканчиваются чернила какого-либо из четырех цветов, можно, не останавливая печать, залить в резервуар новую порцию и тем самым избежать брака. Кроме того, затраты на чернила снижаются примерно в 2—3 раза (за счет более низкой стоимости чернил и более экономного их расхода). Чернила, используемые в струйной технологии, разделяются на два класса: стандартные и с защитой от ультрафиолета и влаги. Первые не выдерживают воздействия окружающей среды и подлежат обязательному ламинированию. Их достоинства — более низкая цена, яркость и насыщенность красок. Второй класс чернил отличает то, что в их составе вместо растворенного жидкого красителя применяются твердые красители в виде взвеси крошечных частиц в жидкой среде. Пигментные частицы выцветают медленнее, чем обычные красители, кроме того, они достаточно устойчивы к воздействию воды, поскольку не растворяются в ней. Большинство современных плоттеров оснащены рулонной подачей носителя. Без нее невозможна печать протяженных изображений, она также позволяет снизить эксплуатационные расходы и повысить производительность устройства. Не расходуется время на заправку листов бумаги, что особенно затруднительно в плоттерах с барабанной подачей носителя (например, во всех плоттерах компании Hewlett Packard). Автоматический нож выполняет обрезку в нужном месте. Другие параметры струйных плоттеров (объем памяти, наличие различных систем команд, автоопределение форматов данных и т. д.) важны только при печати чертежей из пакетов САПР. При выводе на печать полноцветных растровых изображений их значимость снижается из-за необходимости работать с растериза-торами (RIP). Чтобы уяснить это различие, рассмотрим основные способы вывода файла на печать. Печать через стандартные векторные драйверы (наиболее распространенная технология работы) позволяет при выводе векторной графики легко получить требуемый цвет, используя встроенную в плоттер стандартную цветовую палитру (обычно можно делать выборку 16 цветов из 256). Ее недостатки: при увеличении объемов файлов до уровня в несколько мегабайт требуется расширение памяти плоттера; по мере роста сложности графики очень быстро исчерпываются возможности встроенного в плоттер интерпретатора векторного языка по объему файла и по количеству векторов (расширение памяти здесь уже не спасает); нельзя печатать растрово-векторную графику (например, карту с растровой подложкой); время подготовки файла к печати по мере роста объема файла быстро растет и может достигать 1—2 ч. Печать через стандартные растровые драйверы дает возможность: выводить файлы любого размера; печатать смешанную (растрово-векторную) графику. Недостатки: практически невозможно получить правильную цветопередачу — на экране монитора видны одни цвета, а на плоттере получаются совсем другие; время подготовки файла к печати по мере увеличения его объема быстро растет и может составлять несколько часов; примитивное растрирование не позволяет получать хорошее заполнение полигонов; нельзя достичь фотореалистического качества (не хватает глубины цвета и четкости в мелких деталях). Печать с использованием встроенного в плоттер интерпретатора PostScript Level2 имеет следующие достоинства: существенно выше качество печати по сравнению с работой через стандартные драйверы; можно работать как с векторной, так и с растровой графикой. Недостатки: требуется расширение памяти; имеются ограничения по объему обрабатываемого файла (даже при максимальном расширении памяти); имеются ограничения по алгоритмам растеризации, причем их невозможно модернизировать; отсутствует возможность работы с таблицами настройки цветов; невозможна модернизация по скорости обработки. Печать через программный R/P PostScript Level 2: позволяет выводить файлы практически любой сложности, снимаются ограничения по их объему; позволяет применять цветокалибровку для устранения искажений цветопередачи; ускоряет процесс подготовки файлов на печать (иногда в несколько раз), особенно если RIP содержит не эмулятор языка PostScript, а его истинную реализацию; позволяет выполнять растяжку изображения без ограничения размеров, автоматически разбивая его на фрагменты, соответствующие формату плоттера, с дальнейшей склейкой в единое целое; допускает растрово-векторное редактирование изображения, сочетая многие функции CorelDraw и PhotoShop (такие интегрированные функции экономят время на экспортно-импортных файловых операциях). Таким образом, программные RIP становятся необходимым элементом плоттерных технологий, важным средством повышения производительности и качества работы плоттеров. Контрольные вопросы и задания 1. В чем заключается общая технология подготовки проекта для перевода его в ГИС или САПР? 2. Перечислите основные технологии обработки трехмерной графики. 3. Что такое графическая станция? Какие основные операции она производит при работе с САПР? 4. Дайте определение растрового и векторного изображения. 5. Какие способы построения цифрового изображения вы знаете? 6. В чем состоят гибридные технологии? 7. Какие аппаратные средства служат для получения цифрового изображения? 8. В чем состоит процесс сканирования? 9. Какие графические файловые форматы вы знаете?
10. Какой графический формат позволяет добиться наибольшей степени сжатия информации? 11. Какие программные средства векторизации вы знаете? 12. Какие векторно-растровые редакторы могут использоваться в САПР? 13. Какие устройства обеспечивают вывод графической информации на бумажные носители? 14. Перечислите основные типы графических устройств вывода. 15. Назовите основные марки устройств вывода. 16. В чем заключаются преимущества и недостатки различных методов вывода графических файлов на плоттер? Глава VII АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ РАСЧЕТОВ 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ Разработка и внедрение автоматизированных технологий землеустроительного проектирования в настоящее время становятся важнейшим средством решения непрерывно усложняющихся задач землеустройства, выполнения существенно возросших объемов проектно-изыскательских работ. Большой вклад в решение проблем автоматизации землеустройства внесли такие ученые, как А. Ю. Ашенбренер, Ю. Л. Бугаевский, В. В. Бугаевская, А. А. Варламов, С. Н. Волков, С. И. Ивасюк, В. А. Кудрявцев, Л. Ф. Лысенко, В. А. Махт, Т. В. Папаскири, Н. М. Радчевский и др. Обзор исследований, выполненных в данной области, показывает, что уже достигнуты серьезные результаты по созданию программного обеспечения, решен ряд вопросов, связанных с созданием САЗ ПР. Внедрение компьютерных технологий в практику землеустроительных работ предполагает автоматизацию не только получения, накопления и обработки экономической информации о земельных ресурсах и процессах организации использования земель, но и перестройку технологии работы на основе использования информации, отражающей различные пространственные аспекты землепользования. Современные методические, программные и технические средства позволяют отказаться в этой сфере от многих рутинных процессов, улучшить качество выходных документов, ликвидировать многие промежуточные звенья традиционных технологий, облегчить процесс использования графических материалов за счет их перевода в цифровую форму в процессе автоматизированного проектирования. Решения по производству работ, составляющих содержание предпроектного этапа, принимаются на федеральном, областном или районном уровне, и они должны финансироваться за счет соответствующего бюджета. В то же время работы проектного этапа (разработка проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, рабочих проектов на отдельные землеустроительные мероприятия) нужны прежде всего отдельным хозяйствам и их объединениям и соответственно могут финансироваться этими субъектами. Основная сложность состоит в том, чтобы обеспечить качественные землеустроительные решения при минимальных затратах и сделать тем самым доступным практически для любого хозяйства заказ на проведение необходимых работ. Широкое внедрение автоматизации в практику землеустроительного проектирования требует решения таких проблем, как: создание нормативной базы проектирования; информационное обеспечение ее развития и поддержание в работоспособном состоянии; совершенствование методик землеустроительного проектирования; дальнейшая формализация процессов землеустройства, развитие математического обеспечения; широкое использование новых методов и прогрессивных технологий; проектирование и разработка специального программного обеспечения; техническое обеспечение внедряемых средств автоматизации. Отправной точкой для автоматизации землеустройства является составление схемы взаимосвязей задач землеустройства в целом и внутрихозяйственного проектирования как важнейшего его элемента (рис. 20). Наличие подобной схемы облегчает группировку процессов землеустроительного проектирования в отдельные блоки для автоматизации, позволяет определить последовательность решения задач в соответствии с конкретными технологиями производства работ, согласование их на уровне входной и выходной информации. Проблемы землеустройства, отраженные на схеме, требуют дальнейшей детализации при их решении. Каждый элемент землеустройства имеет сложную структуру, и для его оптимального размещения по территории хозяйства необходимо четко представлять последовательность выполнения полевых и камеральных работ с учетом имеющегося информационного обеспечения. В процессе автоматизации землеустроительных расчетов необходимо решать следующие задачи: анализ предметной области; конкретизация проблемы (точное определение идентифицируемых задач, временные ограничения, имеющиеся ресурсы, оценка процедур и т. д.); анализ методов обоснования проектных решений; выбор метода для его реализации на ЭВМ; разработка основных принципов автоматизации землеустроительных расчетов; разработка экономико-математических моделей, математических и программных алгоритмов; разработка технологической схемы решения проблемной задачи землеустройства; определение конфигурации программно-технических средств,
Схемы ТЭО, ТЭР использования и охраны земель (схемы землеустройства) I Проекты межхозяйственного землеустройства Генеральная схема использования и охраны земельных ресурсов страны (Генеральная схема землеустройства РФ) Проекты внутрихозяйственного землеустройства
Проекты образования земельных фондов различного целевого назначения Комплексные проекты сельскохозяйственных предприятий
Проекты установления границ природоохранных, рекреационных и заповедных территорий Комплексные проекты в районах с орошаемым земледелием
Проекты установления границ административно-территориальных образований Комплексные проекты в районах осушительных мелиорации Проекты установления и изменения черты населенных пунктов Проекты образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользовании Проекты организации землепользовании несельскохозяйственного назначения Рабочие проекты на отдельные землеустроительные мероприятия
Проекты природоохранных и других мероприятий Проекты закладки садов, ягодников, виноградников Проекты мелиорации Проекты культур- технических мероприятий
Проекты реконструкции оросительной сети Проекты создания культурных (орошаемых) пастбищ Проекты противоэрозионных мероприятий, выполаживания оврагов
-6993 Рис. 20. Система проектных землеустроительных работ состава программных модулей, интерфейсов для согласования их работы; определение состава информационного обеспечения; описание потоков входной и выходной информации, ее структуризация и унификация; разработка форм входных и выходных документов; разработка и отладка программных средств; апробация разработанного программного обеспечения; анализ полученных результатов. 2. СИСТЕМА И СРЕДСТВА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ РАСЧЕТОВ Автоматизированное решение землеустроительных задач осуществляется в рамках проектирования и создания САЗПР. Согласно изложенной в главе 3 концепции создания автоматизированных систем и, в частности, концепции системности, модульности, разбиения и локальной оптимизации сначала проектируют независимые блоки, состоящие при необходимости из совокупности программных модулей, ориентированных на решение отдельных задач землеустройства. Каждая предпроектировочная система САЗПР содержит различные виды обеспечения, образующие комплекс средств САЗПР, связанный через систему интерфейсов с пользователями системы (специалистами-землеустроителями), а через административные, организационные и материально-технические мероприятия — с проектными организациями, где они функционируют. Как видно из обобщенной схемы (рис. 21), в процессе создания системы и средств автоматизированных расчетов необходимо разработать следующие виды обеспечения: математическое — совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, представленных в заданной форме; техническое — комплекс взаимоувязанных и взаимодействующих технических средств (подготовки, ввода данных и манипулирования ими, средства дистанционной связи для передачи файлов данных больших объемов); комплексной обработки данных, их документирования и отображения, ведения архива проектных решений (хранение, контроль, восстановление, размножение исходных и результирующих данных); информационное — систему сведений, необходимую для выполнения автоматизированных землеустроительных расчетов, организованную как в традиционной форме представления информации, так и в виде автоматизированных банков данных; программное — совокупность общесистемных и прикладных программ, представленных в заданной форме и объединенных соответствующим образом;
Пользователь системы Математическое обеспечение
Комплекс средств автоматизированного землеустроительного проектирования Информационное обеспечение Подразделения проектной организации Программное обеспечение
Технические средства подготовки и ввода данных Технические средства передачи данных Технические средства программной обработки данных Технические средства документирования и отображения данных Технические средства ведения архива проектных решений < - Система данных, организованная в традиционной форме представления информации Система данных, органи-1^ зованная виде автоматизированных банков данных (АБД) Общесистемное программное обеспечение
Прикладное программное обеспечение Справочные данные Системы документации Классификаторы и кодификаторы Прогнозы и планы I Лингвистическое обеспечение Fc LeTOflH-ческое обеспечение ш 'Организационное обеспечение
БД Прикладные программы СУБД и Типовые проектные решения
JJ Программа запросно-справочной службы Рис. 21. Обобщенная схема системы и средств САЗПР лингвистическое — совокупность языков программирования, включая термины и определения, правила формализации естественного языка и методы сжатия и развертывания информации; методическое — совокупность документов, устанавливающих состав и правила отбора и эксплуатации средств обеспечения автоматизированного проектирования, а также правила, которыми 7* следует руководствоваться при обработке информации, расчетах и оформлении выходных материалов; организационное — совокупность методических и руководящих материалов, положений, инструкций, приказов и других документов, устанавливающих состав проектной организации и ее подразделений, связь между ними, их функции, а также регламентирующих процесс автоматизированного проектирования. На рис. 22 приведена обобщенная блок-схема землеустроительных расчетов, которая иллюстрирует процесс прохождения задачи в автоматизированной системе. Блок сбора, анализа и подготовки информации для автоматизированной обработки является единственным, который полностью выполняется землеустроителем-проектировщиком самостоятельно без применения ЭВМ, и на полученных им результатах основывается все дальнейшее решение. Блок исходной информации включает в себя планово-картографический материл, материалы дистанционного зондирования, схемы землепользования, землеустройства, перераспределения земель, статистические и нормативно-справочные данные, сведения по зональным системам земледелия, агрохимическим мероприятиям, агроэкологической классификации и территориальной дифференциации земель, способы воспроизводства плодородия почв и т. д. (рис. 23). Блок выбора графа обработки определяется полнотой, качеством, совместимостью собранной информации, в результате чего осуществляется выбор метода обоснования проектных решений и соответствующих предпроектировочных систем. Данная схема основывается на формировании списка вопросов, определяющих один из возможных исходов, в соответствии с которым осуществляется принятие решения в отношении выбора того или иного программного средства, необходимого для решения задачи. В процессе решения задачи информация может выводиться не во всем объеме, а ограничиваться ключевыми данными, необходимыми для анализа, оценки полученного результата и принятия необходимого решения. При необходимости пользователь корректирует исходную информацию, меняет граф обработки, получает новые результаты до тех пор, пока они его будут удовлетворять. При реализации схемы автоматизированных расчетов землеустроительных задач большое значение имеют опыт, знания, квалификация землеустроителя, который осуществляет анализ и принятие решения. В целях повышения объективности, снижения трудоемкости, понижения квалификационных требований к пользователю целесообразно использовать экспертные системы с искусственным интеллектом. Блок формирования выходных материалов и их вывод на внеш- Начало Сбор, анализ и подготовка исходной информации для автоматизированной обработки I Ввод нормативных и оперативных данных по хозяйству Выбор графа обработки
|