Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эпилептоидный тип личности
Если мы обратимся к словарю за разъяснением, что же такое представляет из себя " эпилептоид", то найдем там совершенно " восхитительное" определение А. Розанова (A. J. Rosanoff), которое, по-видимому, и сами составители цитируют не без некоторой улыбки: " Эпилептоидная личность - человек раздражительный, эгоистичный, некооперабельный, апатичный, упрямый и отличающийся необузданным нравом" 165. В общем - совокупность всех пороков, потенциальный преступник и человек в высшей степени подозрительный. По-видимому, определение это - пережиток той давней поры, когда психиатры еще были уверены в том, что существует " норма" - здоровые люди, полностью нормальные, - и всякую " акцентуацию", т. е. всякое заострение каких-то черт личности, воспринимали как отклонение от нормы, которое обязательно нужно лечить. Притом, что лечить эпилептоида - задача чрезвычайно трудная и неблагодарная. А. Кемпиньский советует психиатрам: " Приступая к лечению эпилептоида, необходимо запастись большим терпением, нужно заранее примириться с тем, что часто наши аргументы падают в совершенную пустоту: мы им свое, а они нам свое... часто эпилептоид, по-видимому, соглашается с врачом, признает его правоту, а впоследствии оказывается, что поступать он продолжает по-своему" 166. Отсюда у психиатров возникают к эпилептоидам определенные претензии. В целом же современная психиатрия все больше становится на ту точку зрения, что сама " норма" весьма многообразна, что различные типы личности разными способами адаптируются к окружению и что акцентуированная личность может иметь какие-то затруднения в общении со своей средой, а может и не иметь их. Но даже если мы оставим в стороне ценностные моменты определения, нас все равно поражает в нем противоречивость: как " упрямство" сочетается с " апатией", ведь упрямство требует определенной внутренней активности, и совсем не понятно, как " апатия" сочетается с " необузданным нравом". Однако все становится на свои места, как только мы поместим эпилептоида в кречмеровскую дихотомическую типологию: эпилептоид относится к циклоидам, а циклоид - человек подверженный сильным колебаниям состояния, настроения и активности. " Циклотимия, - поясняет словарь, - это модель личности, которая характеризуется сменяющимися периодами душевного подъема и уныния, активности и пассивности, возбуждения и депрессии. Эта смена не всегда протекает регулярными циклами; между ними могут вторгаться периоды умеренной активности. За исключением того времени, когда депрессия слишком велика, такой человек имеет тенденцию быть уступчивым, доброжелательным, великодушным, чувствительным к конкуренции и эмоционально отзывчивым к своему окружению. Уныние и депрессия в одни периоды, душевный подъем и сверхактивность в другие - по-видимому, проявление внутренних факторов, а не реакция на внешние события" 167. Интересные пояснения относительно внутренней причины этих циклических колебаний дает доктор Кемпиньский, сам специально занимавшийся проблемой биоритмов в психиатрии. Он считает, что " нервные клетки, когда на них не действует информация, вторгающаяся извне, пульсируют в собственном ритме. По-видимому, то же самое можно сказать и о прочих клетках. Ритм их постоянно нарушается стимулами, идущими извне. Поскольку ни одна система не может жить изолированно, она по необходимости должна выработать какой-то компромисс между собственным ритмом и ритмом окружающей среды. Цикличность есть сдвиг равновесия в пользу собственного ритма " 168. И еще более подчеркнуто: " Цикличность - это естественный ритм нервной системы" 169. Такой сдвиг в сторону собственного ритма делает человека несколько независимым от его окружения, как бы изолированным от него в определенной степени. Его реакции на внешнюю ситуацию ослаблены, а потому легко могут задерживаться и вообще не проявляться. И, напротив, импульс, возникший изнутри, может проявляться вне зависимости от ситуативных обстоятельств. Эпилептоид, будучи циклоидом в сильной степени, в периоды своей пониженной активности бывает чрезвычайно неотзывчив на стимулы социального (и всякого прочего) окружения. Кроме того, для него очень характерно строить сложные системы целей и тщательно разработанные планы их осуществления и затем реализовывать их, крайне мало учитывая при этом, что делает или что думает его социальное окружение. При этом он реализует эти свои планы очень настойчиво, за что окружение считает его " упрямым" и " раздражительным", поскольку он не умеет подстраиваться, а довольно прямолинейно требует, чтобы ему дали делать то, что он начал, - раз уж он начал что-то делать - и пресекает всякие попытки помешать ему в этом. Таким образом, для " спокойного периода" эпилептоида характерно то, что окружение называет " апатичностью" и " упрямством". В этот период эпилептоид уравновешен, и его из этого равновесия крайне трудно вывести. Когда же постепенно начинается эмоциональное возбуждение, то процесс этот долго остается скрытым. Эпилептоид задерживает, блокирует эмоциональную реакцию, он как бы накапливает в себе заряд. И когда он уже как следует " зарядился эмоцией", любой мелкий повод как бы срывает клапан: эпилептоид взрывается чрезвычайно бурно и сокрушительно. И тут оказывается, что все те обиды и мелкие царапины, на которые он в свое время вроде бы совершенно не реагировал, до сих пор живы в его памяти, и он рассчитывается за них со своим окружением полной мерой. Он шумит и буянит долго, и утихомирить его очень трудно: он должен разрядиться. Когда весь накопившийся эмоциональный балласт сброшен, эпилептоид успокаивается сам. " Этот ритм, - говорит доктор Кемпиньский, - в значительной мере спонтанен и независим ни от внутренней, ни от внешней ситуации" 170, т. е. ни от событий и отношений со средой, ни от состояния организма. В периоды взрывов эпилептоид очень плохо контролирует себя. Кемпиньский выделяет в характере эпилептоида одну доминирующую черту - основательность. Эпилептоид любит все делать с самого начала и даже еще ранее - с предварительных этапов. Прежде, чем он приступит к делу, он должен все приготовить, часто подготовительный этап затягивается невероятно. Далее, начав что-то делать, эпилептоид любит основательно проработать каждую деталь, и очень долго возится и " копается" с мелочами. Поэтому говорят о " вязкости сознания" у эпилептоидов: они как бы " застревают" на каждой части того дела, которое делают, и забывают о том, что его нужно когда-нибудь завершить. Они добиваются завершенности, но на каждой отдельной детали, на каждом элементе. Тем не менее, как оказывается, эпилептоид, делая свое дело очень долго, очень подробно и основательно, никогда не забывает о цели. Кемпиньский выделяет это качество как еще одну важную черту в эпилептоидной личности: умение добиваться результата, невзирая ни на какие трудности. Очень сильно помогает в этом эпилептоиду его упрямство и нечувствительность к различным мелким препятствиям, чинимым средой, ситуацией и вообще всем внешним миром. Вот таков он - эпилептоид. В общем человек как человек: упрям, не очень покладист, так как любит делать все своим способом и в свои сроки, однако, делает работу тщательно, если его не подгоняют и не мешают ему; взрывоопасен, но большей частью - спокоен и терпелив, раздражается по определенным поводам, которые можно предусмотреть; окружение еще обвиняет его в " нудности" (поскольку он " застревает" на деталях) и в " злопамятности" (поскольку в периоды его взрывов обнаруживается, что он все мелочи отношений помнит и учитывает), но это уже не столь важно. Он, действительно, " некооперабелен" - с ним трудно согласоваться, поскольку у него свой план и темп, - но не асоциален. Напротив. Как утверждает Кемпиньский, эпилептоиды придают той группе, в которую они входят, устойчивость, солидность. Они часто бывают организаторами и лидируют в деле достижения общей цели, так как ничто не мешает эпилептоиду воспринять общую, групповую цель как свою собственную, и тогда он стремится к ее достижению с тем же упорством и последовательностью, увлекая за собою и других. При этом другие могут на пути к этой цели несколько раз терять надежду, считать дело проигранным, однако эпилептоид твердо верит в победу и мешает другим бросить все и заняться прочими делами. Уже неоднократно упоминавшийся нами Кемпиньский в своей книге " Психопатии" высказывает одно любопытное положение. Он утверждает, что в целом нацию можно описать по распространенному в ней акцентуированному типу личности. В частности, он считает, что для поляков характерны два типа личности: истероиды и психастеники. Они выполняют различные функции в обществе и в культуре, действуя каждый своим, характерным для него способом. При этом система социальных отношений в некоторой степени отражает конкретную необходимость общения и взаимодействия именно этих двух типов. Бетсон и Мид в своей работе о балийском национальном характере171 описывают балийское общество в терминах шизофрении (работа вышла в свет в 1942 г., поэтому, может быть, антропологи и не применили более " мягких" формулировок - " шизоидность" или " шизотимность" - описывающих различные ступени выраженности шизотимных черт; по всей видимости, речь идет именно об акцентуированной личности, а не о заболевании шизофренией). Так что способ описания национального характера через распространенный тип акцентуированной личности имеет свою историю. Можно ли описывать наш этнический характер в терминах акцентуированной личности эпилептоидного типа? В общем, чувствуя свой этнический тип изнутри, мы вынуждены будем сказать, что что-то от эпилептоида в нем есть: замедленность и способность задерживать реакцию; стремление работать в своем ритме и по своему плану; некоторая " вязкость" мышления и действия (" русский мужик задним умом крепок"); трудная переключаемость с одного вида деятельности на другой; взрывоопасность также, по-видимому, имеет место. Однако о других качествах, приписываемых эпилептоиду психологами, этого все же не скажешь. Например, как-то не вяжется с носителем нашей этнической культуры способность эффективно достигать своих целей, притом, как выражается Кемпиньский, невзирая на обстоятельства и весьма прямолинейными способами. Некоторая изолированность и некооперабельность также как-то мало подходят в качестве определений к народу, который всегда обвиняют в слишком большом коллективизме*. Способность строить сложные и хорошо проработанные в деталях планы - это также черта, которую к носителю нашей этнической культуры можно приложить с очень большой натяжкой. Основательность - да, но чтобы хорошо проработанные планы... Итак, все-таки эпилептоиды мы или не эпилептоиды? Здесь, по-видимому, приходится сослаться на то, что " эпилептоид", как его описывают справочники и словари по психологии и психиатрии, это отвлечение черт эпилептической личности, т. е. больной, а в болезни с человека спадают культурные наслоения и на свет выходит в более или менее чистом виде генотип, т. е. нечто наследственно-природное. Существует много генотипов. Вот есть и такой - эпилептоидный. При слабой выраженности составляющих его черт он пластичен и поддается культурной обработке и регуляции. Только в болезни он становится сильным и жестким, отметая все попытки его как-то смягчить и преобразовать. Можно выдвинуть осторожную гипотезу, что в какие-то достаточно древние времена, когда оформлялись наши " социальные архетипы", процесс этот происходил на популяции с довольно хорошо выраженными чертами эпилептоидного генотипа, - и так получилось, что наши культурные параметры этим генотипом заданы. В ходе истории, нашествий и миграций, генотип мог смягчаться и понемногу " размываться", но не исключено, что главные его характеристики сохранились. И в этом живучесть наших этнических архетипов, они приспособлены именно к этим характеристикам, они им нужны. Тот " портрет", который снимается тестом на современной популяции, не есть чистый генотип, а есть продукт длительного взаимодействия между природой и культурой. Культура в этом процессе противостоит генотипу. Ее задача не отражать и не закреплять его, а приспосабливать к среде, к окружению, некоторым образом " обрабатывая", культивируя его. Дело генотипа - создавать затруднения, дело культуры - их преодолевать. Таким образом мы не есть чистые эпилептоиды. Мы - культурные эпилептоиды. Может быть, (и наверное) в мире есть и другие народы с таким же исходным генотипом, но они создавали другие культурные формы, и в результате наш личностный тип будет отличаться от их личностного типа. Эпилептоидный генотип как бы " проглядывает" из-за нашей этнической культуры, как бы " прощупывается" под ее покровами. Но если мы возьмем за исходный продукт, что наша этническая культура формировалась как ответ на этот генотип, как способ его обработки и преодоления, то многие вещи увяжутся для нас в некоторое осмысленное целое, и мы поймем значение отдельных моментов, которые до сих пор считались " пережитками", смешными остатками прошлых исторических этапов, когда человек не понимал окружающей его действительности и строил о ней самые фантастические представления. * Бердяев, например, постоянно с огорчением подчеркивает это стремление русского человека " раствориться в коллективном". Например, в статье " О святости и честности" он пишет: " Русского человека слишком легко " заедает среда". Он привык возлагаться не на себя, не на свою активность, не на внутреннюю дисциплину личности, а на органический коллектив, на что-то внешнее, что должно его подымать и спасать" 172
|