Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура Древней Греции: общая характеристика.
В античной культуре главенствовали категории: мера и размеренность, симметрии, ритм и гармония. Чувство порядка и мера одно из важнейших. Отдавали предпочтение архитектуре и скульптуре. Искусство прославляло и возвеличивало человека. «Илиада» и «Одиссея» — шедевры Гомера. Демократия и гуманизм — главные идеи древнегреческой культуры. В 770г. до н.э. были игры в честь Зевса Олимпийского и с тех пор были каждые 4 года, место проведения — Олимпия. Достижение архитектуры связаны со строительством храмов (Храм Аполлона в Ко-ринфе, Посейдона в Пестуне). Развитие керамики, вазовой росписи. Дети 7—16 вв. обучались в частных платных школах, им преподавались грамота, литература, математика. Воплощением мудрости стал великий Сократ. Босой в золотом плаще он давал уроки всем, не брал платы. Гиппократ — свод сочин. по медицине. 3 велик афинских драматурга: Эсхил, Софокл, Еврипид. В Афинах был построен в честь победы греков над пер-сами ансамбль Акрополь (самый большой храм Парфенон). Эллинистического времени отличает гигантомания. Появ. камен. театры, библиотеки, сооружения практического назначения (Фаросский маяк). Статуя Колосса Родосского, гигантская статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса. Одно из «Семи чудес света».. Классич. формы искусства сложились в рамках демократич. полиса и поэтому воплощали идеал чела-гражданина. Тенденция эллинистической скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частного личного, а не обществ-го как раньше. Стремились к калагатии — единство духа и тела. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры народов Востока. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, они определили свой собственный путь социально-политического развития, в философских поисках и в художественно-эстетическом осмыслении мира. Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия, искусство, общественно-политическая жизнь. Античный гуманизм прославляет лишь физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии было тело человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе воспитания. Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек — животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа. Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. 16. Культура Древнего Рима. Общее и особенное в культурах античных Греции и Рима. Рождается в Италии. Складывается из 3-х элементов: культура этрусков, культура италиков, культура латинов. 754-753г до н. э. дата основания Рима. Изначально государство носило милитаристический характер. Очень динамичная к-ра, была самой молодой в Др мире. Вбирает элементы греческой культуры, в частности пантеон богов: центральный Зевс — Юпитер (громовержец), его жена Гера — Юнона (покровительница домашнего очага и материнства), Афина — Миневра (богиня мудрости), Афродита — Венера (богиня любви), ее муж Гефест — Вулкан (кузнец), ее возлюбленный Арес — Марс (бог войны), Артемида — Диана (богиня охоты), Гермес — Меркурий (покровит ремесла, воров, науки), Посейдон — Нептун, Аид — Плутон (бог загробного мира). Покровительница Рима — Веста (богиня домашнего очага). Для римской к-ры характерна ярко выраженная мысль о богоизбранности римского народа, который несет миру порядок и знания. Культивируются идеи порядка, государственности, слова (ораторское мастерство). Развивается право, история, появляются анналы — записи по годам событий, связанных с жизнью города, области или страны. Римляне строят дороги, города, самая ранняя — Апиева дорога, центральное место дорог Форум (золотой столб) в центре Рима. Переосмысливают греческую архитектуру, строили куполообразные храмы, во 2 в до н. э.. изобрели бетон, что вызвало распространение арочно-сводчатых конструкций, оконное стекло, впервые стали применять подъемные краны, апалубку. Строительство амфитеатра — Колизей (проводились состязания гладиаторов). в Риме появ. 1е конные статуи(конная статуя Марка Аврелия). Выражением высших почестей императору полководцу служило строительство триумфальных арок. В строит-ве римлями исп. 4 архитектур. ордера: тосканский, дорический, ионический и ко-ринфский. Здание храм всех богов Пантеон в Риме. Настенная живопись, фрески. В лит-ре знаменитые поэты Гораций «Памятник», Овидий «Метаморфозы», Вергилий «Энеида», Большой труд историка Ливия- «История Рима от основания города». Плутарх автор жизнеописания греческих и римских деятелей.; Философия — Цицерон «Трактат о природе Богов», Лукреций «Трактат о природе вещей», Аврелий «Трактат наедине с собой». В конце 4 в н. э. Римская империя распалась в 396г на Западную, с центром в Риме и Восточную — Константинополь. Их развитие протекает по-разному: на Западе более быстро, в 497г — Рим был разрушен варварскими (германскими) племенами. 17. Античная литература итеатр. 1-ми памятниками греч. лит-ры считаются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Их ставили в театрах, изучали в школах. Стихи сопровождались игрой на муз. интсрументах (лира, кифара). Первый поэт Архилох. далее Алкей и Сафо, Пиндар Феокрит писал в стиле идиллии. Появляется комедия и сатира, комедии писал Аристофан («Всадники», «Лягушки»), Менандр «Дискол». Драмы предст. в форме трагедий и комедий. Трагик Эсхил написал 70 трагедий, но дошло 7(Персы, Скованый Промитей). Софокл: трагедии «Электра», «Антигона». Еврипид: трагедии «Электра», «Медея». Появ. басни «Эзоповы песни». Эзоп – баснописец. Создавалась наука о ораторском искустве – риторика, фил-ия, истор. сочинения, романы. Трагедии предпочитали комедию. Создается римский героич. эпос, культовые гимны, бытовые песни, проза. Первый поэт Рима Ливий Андроник. Комедия Плавта («Клад»). Появились трагедии (текстат) и комедии (тогат). Полит. деятель и полководец Гай Юлий Цезарь прославился историч. исследованиями Записки о гражд. войне. Цицерон напис. по теории красноречия «Об ораторе». Знаменитые поэты: Виргилий, Гораций, Овидий. Тит Ливий – историк «История рима от оснвания города» в 142 книгах (дошло 35). Плутарх автор жизнеопис. римских и греч деятелей. Греч. театр. небыло постоянных трупп. Финансировали богатые, устр-во театра напоминало соврем. стадион. Представления на круглой площадке- оркестре. Скамьи вырубались. Нельзя было рассм. ни мимику ни костюмы, поэтому актеры в масках. Не было декораций, ориентирование на слуховое восприятих. Шло 3 дня во время празднования великих дионисий 3 трагедии, 1 ко-медия, опр. лучшую постановку, актера, организатора. 18. Изобразительное искусство и архитектура античного мира. Античное искусство прежде всего ассоциируется со скульптурой. Большинство произведений искусства вели немузейный образ жизни, хотя галереи существовали. Люди жили среди произведений искусств. Плутарх говорил, что в Афинах статуй больше, чем людей.Сюжеты критских картин были разнообразны, от религиозных, до светских. Микенские сюжеты более суровы. Керамика IX в. д.н.э. ― геометрические узоры. Вообще, архаическое искусство, в отличие от крито‑ микенского, ведет активный поиск математически выверенных пропорций во всем, а главное ― человеческое тело.Создание обобщенного человеческого облика, возведенного к прекрасной норме (единству его телесной и духовной красоты) ― почти единственная тема. 14-метровая скульптура Зевса Олимпийского работы Фидия ― одно из «семи чудес света».В классический период статуя оживляется, появляется плавное движение, сохраняющее, однако, равновесие и устойчивость. В конце классического периода фигура уже не уравновешивает себя, для неё требуется опора.Продолжая традиции поздней классики, искусство эллинизма отражало волнения своей бурной эпохи. Эллинистическую культуру не обошла страсть к гигантомании (32-метровая статуя бога Гелиос на о. Родосе).Искусство Рима считается завершением художественного творчества античного общества. VIII― I вв. д.н.э ― становление, I― II вв. ― расцвет, III― IV вв. ― кризис римского искусства. Долгое время искусство было незаметным, затем под влиянием греков, произошел расцвет римского искусства. Целые галереи реалистических скульптурных портретов. В период I в. возникает «августовский классицизм». Идеалом стал новый тип человека, строгой классической красоты. Мозаика, фреска.В императорский период искусство отражает упадок античности. Архаическая эпоха ― время становления архитектуры. Приоритет за общественными зданиями (храмами) ― прямоугольная постройка с двускатной крышей. Храм с колоннадой воспринимался греками как модель и символ тесно сплоченного гражданского коллектива. Дорийский, ионический и другие ордеры. V в. д.н.э. ― расцвет грецеской архитектуры. Создание Афинского Акрополя (Парфенон). Театры.Храм Артемиды в Эфесе (VI в. д.н.э. начали строить, но построили лишь через 120 лет) ― еще одно «чудо света». Храм был сожжен Геростратом, затем отстроен заново, однако после нескольких нашествий был уничтожен.В эпоху эллинизма создаются первые труды по архитектуре. В целом в эту эпоху характерно стремление к грандиозности, подчеркивалась слабость и ничтожество человека перед лицом монарха или бога. Это вело к утрате эстетизма.Римская архитектура ― качественно новый этап эстетического освоения человеком реальности. Здесь римляне проявили действительную самостоятельность и добились существенных высот. По своей инженерно-строительной технике Рим обгоняет Грецию. Со II в. д.н.э. римляне начинают применять прочный строительный материал ― бетон, что привело к революции в архитектуре. Это позволило перейти от балочных конструкции к арочным, а затем к сводчатым и купольным.Римляне строили много светских зданий, в частности развлекательных. Колизей. А так же жилые дома (роскошные особняки, 6-этажные доходные дома). 19. Появление и первые века христианства. Основы вероучения и культа. Влияние христианства на европейскую к-ру. Христианство зародилось в I веке в Палестине в контексте мессианских движений иудаизма. Слово «христиане» вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке.Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало все больше последователей среди других народов («язычников»). До V в. в географических пределах Римской империи, а также в сфере ее культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем — среди германских и славянских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.Основы вероучения ― священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств. 10 заповедей. 20. Культура средневековой Европы: общая характеристика. Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения. Периодизация средневековой к-ры: V― XI ― раннее средневековье-формирование культурных основ, XI― XIII ― зрелое средневековье –период наивысшего расцвета, XIV― XVI ― позднее (с XV на юге уже даже началось Новое время).Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV― XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи — культуру Ренессанса — от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску. Социальная структура имела три основные группы: крестьяне, священнослужители и воины. Крестьяне были носителями и выразителями народной культуры, которая складывалась на основе противоречивого соединения дохристианского и христианского мировоззрений. Светские феодалы монополизировали право на военное дело. Понятие воина и знатного человека сливалось в слове «рыцарь». Рыцарство превратилось в замкнутую касту. Но с появлением четвертого социального слоя ― горожан ― рыцарство и рыцарская культура пришли в упадок. Ключевым понятием рыцарского поведения было благородство. Исключительная ценность для средневековой культуры в целом принесла деятельность монастырей.Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа: дороманское искусство (V-Xвв.), романское искусство (XI-XII вв.), готическое искусство (XII-XV вв.). Античные традиции давали импульсы для развития средневекового искусства, однако в целом вся средневековая культура формировалась в полемике с античной традицией. 21. Общая характеристика культуры Византии. В 395г. Римская империя разделилась на 2 части: восточная римская империя стала самостоят. гос-вом. Византией оно стало наз. с 14 в. Периоды 4― 7 вв. ― ранний период (формирование византийской культуры и ее расцвет); 2-ая пол. 7 в. ― 12 в. средний (иконоборчество); 12― 15 поздний (начался с нашествия крестоносцев, завершился падением Константинополя). В. ― наследница греко-римской культуры. Однако византийская культура складывалась так же под влиянием эллинистической культуры Средиземноморья, восточных культур. Доминировала греческая. Все это опиралось на христианскую религию. В культуре по-прежнему сохранялась верность традициям, канонам, определяемым религиозными традициями. В образовании сохранялись античные формы. Античная традиция преобладала в искусстве раннего периода, христианство еще только начинало вырабатывать собственную символику и иконографию, формировать собственные каноны. Архитектура наследовала римские традиции. Преобладание живописи над скульптурой, воспринимаемой как искусство языческое. C VI в. возникала, собственно, культура средневековая. В VI в. при императоре Юстиниане происходит расцвет византийской культуры. Новые традиции храмового строительства ― соединение базилики с центрической постройкой. Параллельно идея многоглавия. В изобразительном искусстве преобладали мозаика, фреска, икона. Перелом и поворот связан с периодом иконоборчества (VIII в.). Существовала некая двойственность в отношении к изображению бога. Императорская власть поддержала иконоборцев (ради власти). В этот период был нанесен урон изобразительному искусству. Иконоборчество вышло далеко за рамки проблемы христианской изобразительности. В IX в. иконопочитание было восстановлено. После этого начинается второй расцвет. Увеличивается культурное влияние на другие народы. Русь. Складывается крестово-купольная архитектура храмов. В X в. искусство эмали достигает своего наивысшего уровня. X― XI вв. характеризуются двойственностью. Расцвет культуры и упадок государственности. Византия теряет свои территории. Раскол церкви, крестовые походы. После этого начинается византийское возрождение. 22. Византия и Европа: два пути культурного развития. Католицизм и православие. В XI в. христианство раскололось на православие и католицизм. Между ними были, в основном, догматические и обрядовые расхождения.Католическая церковь едина, во главе её стоит Папа Римский. Православная же церковь не едина. 23. Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси. К I тысячелетии до н. э. ученые относят создание первичных форм славянского героического эпоса. Ко времени прихода скифов в южнорусские степи (VII век до н. э.) славяне прошли уже большой исторический путь, отраженный как в археологических материалах, так и в мифах. Социальный строй среднеднепровских славян еще за полторы тысячи лет до Киевской Руси оказался на пороге государственности. В конце V — середине VI века началось великое переселение славян на юг. Освоенная славянами территория представляла собой так называемые «ворота народов» — открытое пространство между Уральскими горами и Каспийским морем, — через которые непрерывным потоком вливались в южнорусские степи волны кочевых народов. До образования государства жизнь славян была организована по законам патриархального или родового быта. Всеми вопросами в общине управлял совет старейшин. Типичной формой славянских поселений являлись небольшие деревни — в один, два, три двора. Несколько поселков объединилясь в союзы («верви» «Русской Правды»). Религиозные верования древних славян представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой — культ предков. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли. Главные языческие боги: Даждьбог был богом солнца; Перун — бог грома и молнии; Сварог - небо(отец Даждьбога); Мать-Землю представляет Мокошь. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесах жили лешие, в реках — водяные. Души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок. Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения. В центре капища находилось каменное или деревянное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. Вера в загробный мир заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах людей, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц. У славян существовала оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность. Определяющую роль в жизни славян играли три фактора — лес, река и степь. Это отразилось на их культуре. Около 988 г. киевский князь Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр и под страхом наказаний заставил креститься киевлян и всех русских вообще. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, но долго еще в деревнях встречались остатки язычества. Русь стала перенимать византийскую культуру. 24. Древнерусское искусство. Важнейшим событием IX в. является принятие Русью христианства. До принятия христианства, во второй половине IX в. была создана братьями Кириллом и Мефодием — Славянская письменность на основе греческого алфавита. После крещения Руси она была положена в основу древнерусской письменности. Они перевели на русский язык Священное писание.Русская литература родилась в первой половине XI в. Ведущую роль играла церковь. Литература светская и церковная. Существовала в рамках рукописной традиции. Материалом пергамент — телячья кожа. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался драгоценными камнями (Евангелие (XI в.) и Евангелие (XII в.). Вся древнерусская литр делится на переводную и оригинальную. Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI — началу XII вв. («Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе»). Жанровое разнообразие — летописание, житие и слово. Центральное место — летопись, ее занимались монахи, специально обученные. Древнейшая «повесть временных лет». Другой жанр житие — жизнеописания знаменитых епископов,, патриархов, монахов — назыв. «агиография», Нестор «2 жития первых христианских мучеников Бориса и Глеба», «житие игумена Феодосия». Еще один жанр Поучение — «Поучение Владимира мономаха». Торжественное красноречие — «слово о законе и благодати» Илариона. Архитектура. С приходом христианства начинается строительство церквей и монастырей (монастырь Киево-Печерский сер. XI в. Антоний и Феодосий Печерские, Ильинский подземный монастырь в толще Болдинской горы). Подземные монастыри были очагами исихии (молчальничество)на Руси. В конце X в. на Руси началось каменное строительство (989 г. в Киеве Десятинная церковь Успения богородицы). В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045 — 1050 гг.). В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, металлоо6раоотка, ювелирное и др. В 10в появляется гончарный круг. К середине XI в. относится первый меч. Ювелирная техника была сложной, изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке. Живопись — икона, фреска и мозаика. Музыкальное искусство — церковное пение, светская музыка. Появились первые древнерусские актеры-скоморохи. Существовали былинные сказители, они рассказывали былины под звучание гуслей. 25. средневековое искусство. Христианство и искусство. Особенности искусства христианского средневековья: 1)тесная связь с религией 2)значительная роль монастырей как очагов к-ры 3)символизм и аллегоричность 4)каноничность и анонимность в сфере худ. к-ры. 5)близость искусства к народному творчеству. Средневековое искусство — особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей — тесная связь с религией. Религия и ее общественный институт — церковь — была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства.Религиозное мышление сформировало все средневековое искусство. 26. Романский и готический ― два стиля, два этапа в развитии европейской архитектуры. В архитектуре Средневековья господствовали два основных стиля: романский (в период раннего Средневековья) и готический — с XII в.Романская архитектура. В феодальной аграрной Европе того времени рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм были главными типами архитектурных сооружений. Возникновение укрепленного жилища властителя было порождением феодальной эпохи. Деревянные цитадели в XI веке стали сменяться каменными донжонами. Это были высокие прямоугольные башни, служившие сеньору и домом и крепостью. Ведущую роль стали играть башни, соединенные стенами и сгруппированные на наиболее уязвимых участках, что позволяло вести борьбу даже немногочисленному гарнизону. Квадратные башни сменились круглыми, которые обеспечивали лучший радиус обстрела. В состав замка были включены хозяйственные сооружения, водопровод и цистерны для сбора воды.Новое слово в искусстве западного средневековья было сказано во Франции в середине XII века. Современники назвали новшество «французской манерой», потомки стали именовать готикой. Время восхождения и расцвета готики — вторая половина XII и XIII век — совпало с периодом, когда феодальное общество достигло апогея в своем развитии. Готика как стиль была порождением совокупности общественных изменений эпохи, ее политических и идейных устремлений. Готика внедрялась как символ христианской монархии. Собор был важнейшим общественным местом города и оставался олицетворением «божественной вселенной». Сущность готики — в сопоставлении противоположностей, в способности объединить абстрактную идею и жизнь. Важнейшим достижением готической архитектуры стало выделение в здании строительного каркаса. В готике изменилась система кладки ребристого свода. Ребра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему. Готический стиль отрицает тяжеловесные, похожие на крепости романские соборы. Атрибутами готического стиля стали стрельчатые арки и стройные башни, возносящиеся к небу. Готические соборы — грандиозные сооружения. Готическая архитектура была единым целым с подчиненной ей скульптурой, живописью, прикладными искусствами. Особенный акцент делался на многочисленные статуи. Пропорции статуй были сильно удлиненными, выражение лиц одухотворенное, позы благородные. Готические соборы предназначались не только для богослужений, но и для общественных собраний, праздников, театральных действий. Готический стиль распространяется на все сферы жизни человека. Так в одежде становятся модными туфли с загнутыми носами и конусообразные шляпы. 27. Западноевропейская наука и образование в средние века. Схемы образования в средневековой Европе основаны на принципах античной школьной традиции и учебных дисциплинах. 2 этапа: начальный уровень включал грамматику, диалектику и риторику; 2‑ й уровень — изучение арифметики, геометрии, астрономии и музыки. В начале 9 в. Карл Великий распорядился открыть школы каждой епархии и монастыре. Стали создавать учебники, в школы открыли доступ мирянам. В 11 в. появляется приходские и кафедральные школы. Из-за роста городов внецерковное образование стало важным фактором культуры. Оно не контролировалось церковью и давало больше возможностей. В 12― 13в. появляются университеты. Они состояли из ряда факультетов: аристократического, юридического, медицинского, богословского. Христианство определило специфику знания. Средневековое знание ― не систематизировано. Теология или богословие было центральным и универсальным. Зрелое средневековье внесло вклад в развитие естественно-научного знания. Появляется интерес к медицине, получены химические соединения, приборы и установки. Роджер Бэкон — англ. философ и естествоиспытатель, считал возможным создание летающих и двигающихся аппаратов. В поздний период появляются географические труды, уточненные карты и атласы. 29. Возрождение: сущность, причины, основные этапы развития. Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV-XVI века. Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Характерная черта культуры Возрождения ― тесная связь науки и искусства. Художники, стремясь наиболее полно отразить все природные формы, обращаются к научному знанию. Раннее Возрождение. Период так называемого раннего Возрождения охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство старается примирить между собой средневековые и античные традиции. Лишь впоследствии художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного. Высокое Возрождение Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть высоким Возрождением (от 1500 по 1580 год). Центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим. Рим становится как бы новыми Афинами. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства. Позднее Возрождение. Отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрированием и вычурностью форм. Признаки этого стремления, породившего стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо, выказывались ещё в предшествовавшем периоде. 30. Искусство Возрождения. Это переломный период в развитии сначала Итальянского, затем всего европейского Искусства. Который протекает в разных странах с 14 по 16 век. Предпосылки еще в 13 веке. Родина — Флоренция.Первоначально выглядело, как возрождение к забытым достижениям античной культуры. Но они не отбрасывали достижения средневековой культуры, а иногда критиковали античность. Главный объект ― человек. Ранний Ренессанс (сер. 14― 15 вв.). Данте Алигьере «Божественная комедия», наполнено новыми элементами, противоречащими канонам церкви. Франческа Петрарка «Трактат о великих мужах древности» историк, философ, основатель лирической поэзии, первый поставил центре человека. Скульптор Донателло, впервые показал в творчестве человеческое тело. В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудовищных злодеев и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения переплетались самым причудливым образом. Высокий Ренессанс (до второй трети 16 века). В XVI веке в Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической культуры. И в это же время возникают новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм(литературно-художественный стиль, характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком), который распространяется во многих европейских странах. Леонардо Да Винчи обогатил все области науки гениальными догадками, он более ученый нежели живописец, ни одна его картина не дописана. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна». Микеланджело Буонарроти — скульптор, живописец, архитектор, поэт. Росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (смелость в изображении голых тел, скульптура «Давид»). Поздний Ренессанс (вторая треть 16 — начало 17 вв.). Характеризуется наступлением церкви. Маньеризм — отказ от идеи гуманизма, но сохранение стиля, но не стал ведущем направлением. Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной. Инквизиция- судебный институт католической церкви, предназначенный для выявления и искоренения " ересей". 32. Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм. Это время перемен и революций: 2 буржуазных в Нидерландах и Англии. 2-я революция — научная, провозгласила господство экспериментальной науки, поиски законов в природе, большой интерес к математике, механике. Философия эпохи — рационализм (Декарт «Я мыслю, значит существую»). Господствующее положение занимает Естествознание. Голландский философ Спиноза — первым создал материалистическую философию без бога. В основе природа, которая является причиной самой себя. Ее свойства: мышление и протяженность. Английский философ Томас Гоббс — первым создал теорию возникновения государства по общественному договору. Наука сделала огромный рывок, была разработана гелиоцентрическая система мира (Галилей, Бруно, Коперник). В эту эпоху жил Ньютон, открывший всемирный закон тяготения. Литература и искусство — 2 общественных стиля: барокко (Италия), классицизм (Франция). Барокко — обращается к внешней красоте, причудливость, витиеватость. Начало барокко положило творчество Бернини — это колоннада собора Святого Петра в Риме. Центром стала Франция. Под влиянием барокко Петр Первый стремится приобщить Россию к европейским странам, лишив своей самобытности. Классицизм во Французской литературной среде — это строгий стиль, следовал принципам античного искусства, опирался на симметрию и гармонию форм, героические и высокие идеалы. Он установил два основных жанра искусства: Высокий (трагедии, ода, религиозные сюжеты), Низший (натюрморт, пейзаж, басня, комедия). Основатели классицизма — драматурги Корнель, Расин, Мольер. Время расцвета театра и живописи. Центр внимания — человек и природа. 17 век — золотой век Нидерландской живописи. Художники: Рембрандт, Рубенс. Голландия дала миру Спинозу, который рассматривал мир как познаваемую закономерную. 33. Русская культура XVII века. Отход культуры от церкви. Распространению грамотности способствов ло книгопечатание. Помимо печатных изданий выходили рукописные книги, азбуковники, прописи, пособия по арифметике. Выходила рукописная газета «Куранты». В России стали создавать школы. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее общеобразовательное учебное заведение, называвшееся Эллино-греческой академией. В XVII в. в России получила развитие медицина и фармакология, внедряется учение Гиппократа. В 1620 г. в Москве создан Аптекарский приказ. Литература. Появились многие новые жанры литературы — реалистическая бытовая и историческая повесть. В конце XVII в. появился новый жанр — демократическая сатира. XVII в. стал временем рождения драматургии и поэзии. В русской литературе утвердился новый стилистический жанр — барокко — живописность, обилие деталей, декоративность, светская устремленность. Основными литературными жанрами оставались летописи, сказания, жития. К достижениям культуры XVII в. относятся первые записи фольклора ― устного народного творчества (песни о Степане Разине и его удалых молодцах, «работничках»). Живопись. В XVII в. живописное искусство включало иконопись, фреску и станковую живопись. Икона стала обособленным произведением искусства. В развитии архитектуры XVII в. выделяют три этапа: 1) первое тридцатилетие, — тенденции шатрового зодчества XVI в.; 2) 40― 70-е годы, — поиск нового стиля; 3) 80― 90-е годы — рождение нового архитектурного стиля. В конце XVII в. Светская архитектура — в постройках палат и дворцов новые формы художественного вкуса. В конце XVII в. сооружаются: Печатный и Монетный дворы, здание Приказов. Утверждается новый архитектурный стиль ― русского барокко XVII в. — время рождения на Руси театра. Его заменяли обряды, свадьбы, праздники. 34. Культура Просвещения. Новый Ренессанс. Признаки эпохи: 1. Идея равенства всех перед законом, перед человечеством; 2. Избавление от всех соц неурядиц в распространении знаний, победа разума; 3. Исторический оптимизм. В центре — проблема наилучшего общественного устройства. Цели и идеалы — свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и т. п. Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. Эпоха Просвещения — это важнейший поворотный пункт в духовном развитии Европы, повлиявший практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Франция ― родина Просвещения. Связано с именами Вольтера, Руссо, Дидро и др. Просвещение не представляло собой однородного течения, между его представителями были различия. Англия. Церковь не противопоставляла себя Просвещению, это способствовало культурному развитию страны. Политическая программа Просвещения сформулирована философом Джоном Локком — «Опыт о человеческом разумении». Адам Смит — отводил большое место рынку, его функции социализации людей. Россия. Начало развитию просветительства положил М. В. Ломоносов, в 1755 г. открыт Университет. 60― 80-е годы 18 в. новое поколение просветителей. Державин. В литературе Д. И. Фонвизин «Недоросль» — обличал нравы помещиков. Образцом всего прекрасного была природа. Европейское искусство сочетало 2 направления: Классицизм — стиль основанный на рационализме, симметрии, целенаправленности и строгом соответствии содержания его форме; Романтизм — воображение, эмоциональность и творчекая одухотворенность художника. 35. Культура России XVIII в. В конце XVIII в. завершается процесс складывания русской нации. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот период было формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры — наука, художественная литература, светская живопись, театр и др. Впервые при Петре I образование стало государственной политикой. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук (с 1724 г. в нее входили Академия, Университет и гимназия.). Молодых людей стали посылать за границу учиться, в основном корабельному и морскому делу. В 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В организованной при нем типографии издавалась газета «Московские ведомости» (до 1917 г.). Проведена реформа шрифта, упростившая кириллицу. Это способствовало увеличению издания книг, учебников. Книгоиздательская деятельность усилилась со второй половины XVIII в., заслуга принадлежит Новикову. Он организатор библиотек и школ в Москве и книжных магазинов в 15 городах России. Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества поэта Державина, который утверждал в литературе начала реализма. Основным жанром его произведений была ода. Державин смело сочетал «высокий» и «низкий» стили, внес элементы живой речи в русский язык. Литераторы XVIII в. в России явились представителями классического стиля, который получил в дальнейшем развитие. В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и строительство — выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. Правительство финансировало крупные постройки. Русским архитектором был Баженов. Им построен дом Пашкова в Москве. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу. Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы — Петербурга, для чего были приглашены иноземные зодчие. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы — Петергоф (барокко). На смену стилю русского барокко пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Особенно он проявился в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные и изящные дома с колоннами, хорошо вписавшиеся в русский пейзаж. Главная ценность классицизма — строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн (Дворцовая площадь в Петербурге). Это время — расцвет портретной живописи. В конце XVIII в. создается Эрмитаж. Публичный театр. Ведущим музыкальным жанром становится опера. На рубеже XVIII — XIX вв. появился русский романс. Важнейшая характеристика культурного развития России в первой половине XIX в. — завершение начавшегося в XVIII в. процесса формирования русской национальной культуры. В этот период окончательно складываются национальные школы в литературе, живописи, архитектуре, музыке, театре и др 36. Мировая культура XIX в.: новые тенденции. Культура России XIX в.: проблемы и достижения. Век победы буржуазных революций. Три крупных события: Великая французская революция, промышленный переворот, образование США. В итоге новый тип цивилизации. Люди переезжают в города, формируются элементы массовой культуры. Время светского мировоззрения, церковь потеряла контроль над обществом. Многие страны пришли к веротерпимости.Архитек. Англия — промышленная архитектура, строительство новых кварталов, проспектов. Утвердился неоготический стиль (и церкви и дома). 1861г. — хрустальный дворец в Лондоне. Романтизм. Романтическому искусству свойственны: отвращение у буржуазной действительности, недоверие к культу разума. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычная обстановка, в которых действовали герои. Реализм. Изменения в обществе воплотились в реализме. Правдивость деталей и показ типических характеров в типических обстоятельствах — главный принцип реализма. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резкое критическое отношение к нему писателей. Импрессионизм — обновление искусства, преодоление академизма. Основные черты: свежесть и разнообразность красок, зыбкость очертаний. В начале XIX в. была создана система народного образования (бессословность обучения). В науке мировое признание получили: Лобачевский (неевклидова геометрия), Беллинсгаузен и Лазарев (открытие антарктиды), основоположник военно-полевой хирургии — Пирогов. Событием мирового масштаба стало открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов — Д. И. Менделеев. В Петербурге открыта первая публичная библиотека. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж в Петербурге. В искусстве романтизм и реализм возник в Западной Европе в конце XVIII в. как своеобразное противопоставление классицизму. Для этого направления характерно стремление к идеалу, к свободе личности. Основоположник российского романтизма — Жуковский.(Тютчев, Лермонтов.) С творчества Пушкина начинается «золотой век» русской литературы. Толстой, Достоевский, Тургенев. В живописи — Реалистическое направление представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин, Поленов). В романтической манере — Айвазовский. С 1830-х годов в русской архитектуре наблюдается тенденция к созданию собственного стиля — эклектики (смешение элементов разных стилей). В 1824 г. труппа бывшего Петровского театра разделилась на драматическую и оперно-балетную. Вторая половина XIX в. время расцвета Чайковского. Бородин, Мусоргский. Римский- КОрсаков входили в состав «Могучая кучка» руководитель Балакирев. Они боролись против Эклектики. Литература — серебряный век. в литературе продолжал развиваться критический реализм, представленный в произведениях А. П. Чехова, М. Горького, С. А. Есенина. Новым направлением в литературе стал футуризм, провозглашавший современную структуру, отрицавший культурное наследие (Маяковский, Пастернак). В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко открыли Художественный театр. Искусство — абстракционизм — Малевич, Шагал. Музыка — Рахманинов, Скрябин, Стравинский. 39. Русская культура «серебряного века». Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в.Тенденции, которые определили развитие литературы «серебряного века», были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской живописи Михаила Врубеля. Другой важнейший живописец рубежа столетий — Валентин Серов. На стыке веков развивается творчество художников, ставших гордостью России: К. А. Коровина, А. П. Рябушкина, М. В. Нестерова. Богатством отличается и русская скульптура этого периода(памятник первопечатнику Ивану Федорову воплотил С. М. Волнухин) 40. Отечественная культура ХХ в.: общая характеристика. С победой Октябрьской революции власть приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии. Задачи — ликвидация неграмотности, развитие науки, утверждение коммунистической идеологии. Эта политика государства получила название культурная революция. Школы были объявлены госучреждениями, образование стало бесплатным, школа отделялась от церкви, сформирована система высшего образования. утверждена идеологическая основа образования — марксизм. В науке задача — восстановить научный потенциал страны и привлечь ученых к решению задач социалистического строительства. Были восстановлены связи (советских) ученых с международными научными центрами. (Павлов, Вернадский, Вавилов). В литературе отмечалось творчество Есенина (любовь к Родине), Маяковского (революция, современные вопросы). Но многие литераторы эмигрировали. В 1934 г. в целях усиления идейного руководства и контроля партии над литераторами в стране были закрыты писательские организации и создан единый Союз писателей СССР под председательством Горького. Аналогичные союзы были созданы для композиторов, кинематографистов, художников. Репрессии. Контроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции не ослабевал. Оказалась драматичной судьба романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» (отмечен Нобелевской премией в 1958 г.), ряда сочинений Д. Д. Шостаковича. Все это стало почвой диссидентства — его подъем приходится на вторую половину 60-х гг. Правозащитники, требовавшие соблюдения Конституции, организовывали акции в защиту прав человека: распространяли листовки, оказывали помощь политзаключенным и т. д. В 1968 г. небольшая группа диссидентов вышла на Красную площадь с протестом против ввода войск на территорию Чехословакии. Этот акт явился поводом для усиления репрессий против диссидентов. В 90-е годы смена общественного строя, экономический кризис в стране отрицательно сказались на развитии науки, культуры и искусства в России. Из-за недостаточного государственного финансирования были свернуты многие научные программы, тысячи квалифицированных научных специалистов переехали работать в зарубежные научные учреждения. Государство не смогло обеспечить финансирование таких направлений в искусстве, как кинематография, театры и др. Но развитие демократических начал в обществе, отмена идеологического диктата, снятие цензуры дали деятелям литературы и искусства возможность реализации своих творческих замыслов. Это открыло перспективы для развития литературы и искусства в будущем. С 1927года кино становится звуковым. Фильмы Философского содержания: Тарковского «Андрей Рублев», «Зеркало». Комедии, боевики.
|