Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
Своеобразие, специфику решения педагогических задач в зависимости от этапа, формы, региональных особенностей образования невозможно в полной мере выявить и использовать без знания и учета общего. К числу положений, несомненно имеющих общепедагогический смысл, а поэтому составляющих ядро концептуальной платформы любых образовательных программ, по всей видимости, принадлежат следующие важнейшие положения и соответствующие им закономерности и принципы. 1. Социальная обусловленность и непрерывное обновление целей, содержания и методов воспитания и образования в соответствии с требованиями общества. Это предполагает подготовку личности к вхождению в современное общество, учет и реализацию 2. Целостность воспитательного процесса, формирующего личность человека как в официально структурированной, так и в 3. Единство, перспективность и преемственность целей, содержания и методов воспитания и образования, обеспечивающие
4. Педагогическая многомерность, отражение всех наиболее
5. Единство социализации и индивидуализации, обязательного
6. Вариативность и свобода выбора путей, способов и форм
7. Деятельностный подход: он заключается в признании того,
8. Формирующая роль отношений в нравственно-эмоциональ
9. Комплексность и целостность функционирования образова
10.Единство оптимизационного и творческого подходов к содержанию и организации педагогического процесса. Оптимизационный подход предусматривает выработку и использование алгоритмов для выбора наиболее экономных и эффективных способов деятельности, творческий подход — выход за рамки алгоритмов, правил, инструкций, постоянный поиск с использованием гипотез, нестандартных идей и замыслов, мысленного предвосхищения желаемого результата.
Обозначим теперь примерную проблематику возможных психолого-педагогических исследований, связанных с образовательным процессом. К числу методологических и теоретических исследовательских проблем могут быть отнесены следующие: способы отбора и интеграции в психолого-педагогическом исследовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики, валеологии и др.); специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т.д.; соотношение глобальных, общероссийских, региональных, местных (локальных) интересов и условий при конструировании психолого-педагогических систем и проектировании их развития; соотношение и взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации, новаторства и традиций в образовании; критерии успешности воспитательной работы, развития личности воспитанников в определенных типах образовательных учреждений; Среди прикладных (практических) проблем можно назвать следующие: развивающие возможности современных методических систем; гуманитарное образование и духовный мир учителя; здоровьесберегающие технологии в учебном процессе; развивающие возможности новых информационных технологий; сравнительная эффективность современных систем обучения для различных категорий учащихся; формирование воспитательной системы школы (или иного образовательного учреждения); школа в системе социального воспитания и обучения; педагогические возможности «открытой» школы; семья в системе социального воспитания; подростковый (молодежный) клуб как база развития внеучебных интересов и способностей; традиции народной педагогики в воспитании; роль неформальных структур в социализации молодежи, способы взаимодействия педагогов с неформальными структурами.
|