Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований






Своеобразие, специфику решения педагогических задач в за­висимости от этапа, формы, региональных особенностей образо­вания невозможно в полной мере выявить и использовать без зна­ния и учета общего.

К числу положений, несомненно имеющих общепедагогиче­ский смысл, а поэтому составляющих ядро концептуальной плат­формы любых образовательных программ, по всей видимости, принадлежат следующие важнейшие положения и соответствую­щие им закономерности и принципы.

1. Социальная обусловленность и непрерывное обновление це­лей, содержания и методов воспитания и образования в соответ­ствии с требованиями общества. Это предполагает подготовку лич­ности к вхождению в современное общество, учет и реализацию
меняющегося, как официально оформленного в директивных до­кументах, так и неофициального, более близкого к подлинным
запросам человека и человеческих общностей социального зака­за, создание условий для достойного развития и существования
каждого человека.

2. Целостность воспитательного процесса, формирующего лич­ность человека как в официально структурированной, так и в
неофициальной, специально не организованной, открытой сре­де. В этой среде наиболее значимыми являются влияние семьи и
непосредственного социального окружения, поэтому возникает
необходимость выявления и использования его педагогического
потенциала.

3. Единство, перспективность и преемственность целей, содер­жания и методов воспитания и образования, обеспечивающие
единое образовательное пространство и целостность образователь­
ной системы.

 

4. Педагогическая многомерность, отражение всех наиболее
важных сторон педагогического процесса: всякие одномерные
оценки в педагогической теории и практике неприемлемы и ущерб­
ны. Односторонние ориентации на коллектив, на общественные
ценности, на «завтрашнюю», а не сегодняшнюю радость принес­
ли нам немало вреда.

 

5. Единство социализации и индивидуализации, обязательного
учета индивидуальной ориентации воспитания и его социальной
сущности как несомненных приоритетов демократического обще­
ства и его образовательно-воспитательной подсистемы. Степень
удовлетворения потребностей, реализации возможностей человека, его права на самореализацию, самобытность, автономию, сво­бодное развитие является основным критерием успеха в образо­вании и воспитании.

 

 

6. Вариативность и свобода выбора путей, способов и форм
осуществления стратегических образовательных идей как для пе­дагога, так и для воспитанников.

 

7. Деятельностный подход: он заключается в признании того,
что развитие личности происходит в процессе ее взаимодействия
с общественной средой, а также обучения и воспитания как пу­тей присвоения общественно-выработанных способов выполне­ния действия и их воспроизводства, т. е. в созидательной деятель­ности самих учащихся.

 

8. Формирующая роль отношений в нравственно-эмоциональ­
ном развитии личности. Эмоциональная окрашенность, содержа­
тельность, новизна многообразных отношений к предмету дея­
тельности, нравственным ценностям, другим людям (в том числе
родителям, педагогам, друзьям, соученикам, соседям, коллегам),
самому себе (самосознание, самооценка, характер и уровень при­
тязаний) — все эти атрибуты отношений присваиваются челове­
ком и становятся личностными качествами формирующегося че­
ловека.

 

9. Комплексность и целостность функционирования образова­
тельно-воспитательных структур обусловлены многогранностью
педагогических задач, внутренней взаимосвязью сфер личности
и ограниченностью времени на обучение и воспитание. Отсюда
возникает необходимость решения в процессе одной деятель­
ности целого «веера» образовательных и воспитательных задач
(Ю. К. Бабанский), интеграции в этих целях воспитательных возможностей семьи, школы и микросоциума (например, общин­ных и муниципальных органов самоуправления, юношеских и детских объединений, клубов, секций, учреждений культуры, спорта, правопорядка и т.д.).

 

 

10.Единство оптимизационного и творческого подходов к со­держанию и организации педагогического процесса. Оптимизаци­онный подход предусматривает выработку и использование алго­ритмов для выбора наиболее экономных и эффективных способов деятельности, творческий подход — выход за рамки алгоритмов, правил, инструкций, постоянный поиск с использованием гипо­тез, нестандартных идей и замыслов, мысленного предвосхище­ния желаемого результата.

 

Обозначим теперь примерную проблематику возможных пси­холого-педагогических исследований, связанных с образователь­ным процессом.

К числу методологических и теоретических исследовательских проблем могут быть отнесены следующие:

способы отбора и интеграции в психолого-педагогическом ис­следовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики, валеологии и др.);

специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т.д.;

соотношение глобальных, общероссийских, региональных, местных (локальных) интересов и условий при конструирова­нии психолого-педагогических систем и проектировании их раз­вития;

соотношение и взаимосвязь процессов социализации и инди­видуализации, новаторства и традиций в образовании;

критерии успешности воспитательной работы, развития лично­сти воспитанников в определенных типах образовательных учреж­дений;

Среди прикладных (практических) проблем можно назвать сле­дующие:

развивающие возможности современных методических систем;

гуманитарное образование и духовный мир учителя;

здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;

развивающие возможности новых информационных технологий;

сравнительная эффективность современных систем обучения для различных категорий учащихся;

формирование воспитательной системы школы (или иного об­разовательного учреждения);

школа в системе социального воспитания и обучения;

педагогические возможности «открытой» школы;

семья в системе социального воспитания;

подростковый (молодежный) клуб как база развития внеучебных интересов и способностей;

традиции народной педагогики в воспитании;

роль неформальных структур в социализации молодежи, спо­собы взаимодействия педагогов с неформальными структурами.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал