![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Привести научные понятия, соответствующие понятиям религиозным, отражающим связь науки с религией: Бог в природе и истории, творение, завет, догмат, вера Богу.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Привести примеры сверхрациональных проблем, соединяющих, при попытке их решения, науку с религией. Привести научные понятия, соответствующие понятиям религиозным, отражающим связь науки с религией: Бог в природе и истории, творение, завет, догмат, вера Богу. 32. Привести несколько важных причин разрушения католической церкви (2 – 3 причины). Кризис католической церкви внешне проявился как явное и резко выраженное стремление духовенства и, прежде всего, римского первосвященника (папы) к материальному преуспеванию в мире (надгосударственное господство, взимание платы за отпущение любых грехов и т.д.). Согласно историческим исследованиям, большое влияние на разрушение католической церкви изнутри оказало средневековое еврейство, буквально с самого возникновения последней (XIв.). В основе этого влияния был иудейский капитал, наживаемый в результате ростовщических операций, посредством которого иудеи проникали в самые верхние слои власти. В низах это отражалось многочисленными еврейскими погромами в городах Европы (христианину было запрещено заниматься ростовщичеством под угрозой отлучения от Церкви). 33. В чём основные черты отступления протестантизма от христианства? Считается, что протестантизм, особенно его радикальное течение – кальвинизм (английские пуритане и французские гугеноты) во многом наследовали черты иудейской веры, отступив от христианства (внешне это проявилось, например, в обрядах – исчезло иконопочитание, почитание святынь, вместо храмов – молитвенные дома). Внутренне, что гораздо важнее, отступление от христианства проявилось в следующих чертах:
34. В чём причина возникновения протестантизма? Протестантизм – религиозное течение в Западной Европе 15-17 веков, возникшее как реакция на внутренне (духовное) разрушение католической церкви и стремление вернуться к временам апостольской веры. 35. В чём состоит влияние протестантской веры на отношения человека и природы? · Отрицание присутствия Бога в мире лишило мир святости, что привело к отношениям человека к миру как субъекта к объекту; · Новые отношения подорвали гармонию сосуществования человека и природы и привели к господству человека над ней. Вся внешняя деятельность человека становится аскезой, служением вне монастырей, в мире. Мир, чуждый человеку, становится, таким образом, объектом господства. Протестантизм, как духовное течение, высвободило в человеке колоссальные силы, привело к созданию естественнонаучного мировозрения. 36. В чём разница между эволюционным и креационным подходом к образованию мира? Вселенная, с точки зрения эволюционной, представляет собой единый саморазвивающийся механизм (от простого к сложному). Противоположный подход креационный затруднял обоснование концепции прогресса. Эволюционизм – учение о том, что мир создавался путем медленных, плавных изменений. Креационизм – учение о том, что мир создавался быстро, путем серии катастроф. Идеологическая востребованность эволюционизма объясняется тем, что он обесценивает человеческую личность и жизнь, позволяя внедрять в общественное сознание следующие идеи:
Вместе с тем, креационизм, как учение, основанное на Библии и ряде сохранившихся фактах материального мира, неоднороден: есть крайнее течение, основанное на буквальном толковании библейских текстов и течение, учитывающее метафоричность и образность библейского языка. 37. Почему эволюционный подход к образованию мира был идеологически востребован в 18 – 20 веке? Идеологическая востребованность эволюционизма объясняется тем, что он обесценивает человеческую личность и жизнь, позволяя внедрять в общественное сознание следующие идеи:
38. Как можно представить границы научного познания мира (природы)?
Рисунок не нужен.
39. В чём состоит основа гуманизма? Гуманизм эпохи Возрождения – это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках. 40. В чём состояла цель Реформации? Реформация - массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе 16 — начала 17 веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Главная цель Реформации – замена авторитета церкви, авторитетом Библии, разрушение католической церкви и стремление вернуться к временам апостольской веры.. Всякий христианин обладал правом самостоятельного толкования Писания, поэтому священник и церковь являлись лишними связующими звеньями между Богом и простым христианином. 41. Что такое «антропоцентризм»? Это воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, т.е. всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени. 42. Что такое «космоцентризм»? Это система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, многообразный, гармоничный и одновременно вселяющий ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса. Космос – центр мироздания. С точки зрения философии, понятие космизма связано с представлениями о космосе как противоположности хаосу. В религиозных системах космизм является неотъемлемой частью теологии. В эзотерических и оккультных системах, таких как гностицизм, каббала, теософия и другие, космизм связан с представлением о Вселенной, управляемой невидимыми сверхъестественными силами, и соотносится с астрологическими представлениями о взаимосвязи звёздного неба с духовным и телесным аспектами человека. 43. Что явилось духовным толчком к становлению и развитию классической науки? Развитие классической науки в XVII характеризуется расколом церкви, направленным на стабилизацию всего общества. Прежде всего, классическая наука ориентируется на отражение объекта, получение объективной истины, стремление к освобождению от существующей субъективности. Однако из контекста науки были исключены целевые причины и высшие смыслы. На данном этапе признавались только действенные причины, в результате чего природа казалось простой и лишенной всякого смысла. В духовном отношении Просвещение имеет антихристианскую направленность. Образ света в Просвещении совсем иной. Речь идет о просвещении людей светом естественного разума, присутствующего в мире и человеке. Природа является высшей и последней реальностью для человека Просвещения. Высший Разум природы – бог Просвещения – отличается от разума человеческого только количественно. 44. В чём суть отношений между Богом, миром и человеком при протестантизме? 1. между протестантом и Богом, который суров и непреклонен, пропасть, и эту пропасть не преодолеть никакими усилиями вследствие недостоинства человеческой природы; все достоинство человека в том, что он является достоянием Бога, поэтому любовь Бога к человеку – это любовь Бога к самому себе; 2. Учение о предопределении (Кальвинизм), согласно которому не все люди созданы Богом с одинаковой целью, но одни – для вечной жизни (святые), другие – для вечного осуждения, поэтому от человека в его спасении ничего не зависит. Критерием того, что человек входит в число избранных Богом, является успех во внешней, мирской деятельности. Но поскольку Бог никогда не нисходил в мир, кроме одного раза, ради «святых», сотворчество с Богом в мире невозможно, мир следует покорять, как нечто чуждое и Богу и «святому», осуществляя этим служение. Таким образом, вся внешняя деятельность человека становится аскезой, служением вне монастырей, в мире. Мир, чуждый человеку, становится, таким образом, объектом господства: окруженный покорным ему миром вещей, протестант одиноко предстоит своему Богу. а) Отрицание присутствия Бога в мире лишило мир святости, что привело к отношениям человека к миру как субъекта к объекту; б) Новые отношения подорвали гармонию сосуществования человека и природы и привели к господству человека над ней.
45. Почему наука в 19-м столетии обрела религиозный авторитет? В 19м веке наука обрела религиозный авторитет, проникнув в те области, где до этого не было математики и физики. Так, с помощью естественнонаучных положений обосновывалось социальное и государственное устройство, экономика, человеческое поведение, гуманитарные области знаний. Природа является высшей и последней реальностью для человека Просвещения. Высший Разум природы – бог Просвещения – отличается от разума человеческого только количественно. 46. Почему наука в 19-м веке превратилась в «непосредственную производительную силу»? Стремительному развитию институтов гражданского общества в странах Западной Европы 19 века способствовало создание на основе науки идеологических механизмов управления им. На деньги банков и транснациональных корпораций из ученых формировалась армия идеологов для переработки и внедрения научных идей в человеческое сознание через средства массовой информации. Впервые стали возникать крупные научные коллективы наёмных ученых для проектирования и строительства инженерных сооружений и машин. Таким образом, занятие наукой принимало массовый характер и происходило «превращение науки в непосредственную производительную силу» (К.Маркс).
|