Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к содержанию и оформлению научной работы
Выбор темы, требования к названию Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями совместно со специалистами образовательных учреждений, заинтересованных в разработке данных тем, и утверждаются предметно-цикловыми комиссиями. Тема выпускной квалификационной работы может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки. Темы выпускных квалификационных работ должны отвечать современным требованиям развития науки, экономики, культуры и образования. Тема должна раскрываться таким образом, чтобы она приближалась по своей направленности к небольшому исследованию и заключала постановку проблемы, указание задач, аргументацию, анализ материала, примеры, выводы. Название - должно соответствовать содержанию, ограничивать круг вопросов, которые разрабатывает автор; раскрывать исследуемую идею; - должно отражать замысел автора, т.е. полное или частичное изложение проблемы; - должно быть достаточно развёрнутым, чтобы отражать рамки исследования, но при этом не содержать лишних слов. Выбор темы предполагает самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Обязательным условием является соответствие темы работы требованию государственных образовательных стандартов содержанию учебной дисциплины. Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Студент, как правило, выбирает тему работы из предлагаемого перечня, однако может предложить свою тему в пределах учебного плана данного курса с обоснованием необходимости ее разработки и по согласованию с руководителем. Свобода выбора тем курсовых и дипломных работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов. Идеи для выбора темы могут возникнуть из докладов и выступлений на активных семинарах, по результатам проведения педагогической практики и т.д. Наибольшую трудность вызывает выполнение курсовой работы. Поэтому на 2-м курсе рекомендуется выбирать конкретные узкие темы, так как это даст возможность глубже вникнуть в проблематику курсовой работы, избежать поверхностности, описательного характера излагаемого материала. Соразмерность задачи обеспечит студенту интерес к выполняемой работе. Рационально первоначально выбранную тему для курсового исследования развивать в последующем. Логическим завершением развития выбранной темы может стать выпускная квалификационная работа в виде дипломной. По утвержденным темам руководители выпускных квалификационных работ совместно со студентом разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента. Задания на выпускную квалификационную работу рассматриваются предметно-цикловыми комиссиями, подписываются руководителем работы и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе. В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту. Примером выполнения выпускной квалификационной работы группой студентов может быть постановка музыкального спектакля, создание художественного панно при росписи помещения и т.п. Задания на выпускную квалификационную работу выдаются студенту в начале последнего года обучения. Задания на выпускную квалификационную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначения и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы. Сбор, анализ и обобщение материала С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы. Сбор литературы по теме исследования (нормативной, первоисточников, научной и учебной) начинается с подготовки библиографического списка. Источниками для формирования библиографического списка могут быть: Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему. В курсовой работе этот список должен содержать 10-15 наименований. Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования. Конспекты бывают нескольких видов: плановые, свободные, текстуальные и тематические. 1. Плановый конспект - конспект книги по ее содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги. 2. Свободный конспект - конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов. 3. Текстуальный конспект - конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей. 4. Тематический конспект - конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы. Работы, не требующие детального изучения, просматривают в тех случаях, когда мысли, идеи, высказывания автора могут быть использованы для раскрытия содержания исследуемой темы, и делают выписки. Выписки следует делать на отдельных листках со ссылками на статью или монографию, откуда взяты идея, факт или цитата. В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. На ее основе уточняются структура исследования, его содержание и объем работы. Хотя структура работы первоначально определяется на стадии планирования, в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, поэтому не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу же после сбора и анализа материалов.
Разработка рабочего плана Для разработки рабочего плана курсовой или дипломной работы студент должен четко представлять ее структуру. Это тем более важно, так как структура курсовой работы, независимо от дисциплины и темы, остается неизменной, но по мере обучения меняется ее содержание, углубляется исследование проблемы за счет привлечения большего количества первоисточников и литературы. Аналогичную структуру имеет дипломная работа. Содержательная часть курсовой работы имеет следующую структуру: введение; основная часть; заключение; список используемой литературы; приложения. Содержание дипломной работы включает в себя: введение; теоретическую часть; опытно-экспериментальную; выводы и заключение с рекомендациями относительно возможностей применения полученных результатов; список используемой литературы; приложение. Дипломная работа может носить практический или опытно-экспериментальный характер, в отдельных случаях может быть выполнена дипломная работа теоретического характера. Объем дипломной работы должен составлять не менее 30 страниц печатного текста. Дипломная работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Практическая часть может быть представлена методикой, анализом экспериментальных данных, продуктом художественной деятельности и др. Разделы теоретической и практической части определяются в зависимости от профиля специальности и темы дипломной работы. Разработка темы работы начинается с планирования. Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки. План составляется студентом на основе предварительного ознакомления с литературой и другими источниками. Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, в частности, по рабочим учебникам, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Такой способ, от простого к сложному, обеспечит возможность " не потеряться" в обилии фактов, идей, авторов.
|