Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы гражданского общества






Россияне могут свободно объединяться в политические партии и движения, группы и объединения, которые не обяза­тельно должны быть связаны с политикой, например, ассоциа­ции художников, спортивные клубы, религиозные объединения; профсоюзы; кооперативные организации; общества защиты природы; благотворительные организации и фонды; молодеж­ные движения; клубы; творческие союзы; общества защиты по­требителей; движение солдатских матерей и др. Группы людей, объединенных сходными интересами, часто называют группами интересов.

Ассоциации и организации (частные, акционерные предприя­тия, профессиональные объединения) создаются в основном для удовлетворения базовых потребностей в пище, одежде, жилье. Та­кие объединения, как церковь и творческие союзы, удовлетворяют


потребности в общении и вере, знаниях и информации. Партии и политические движения реализуют потребности граждан в поли­тической деятельности.

Наличие подобных институтов, не подчиняющихся государ­ству и непосредственно им не контролируемых, составляет граж­данское общество. В нем преобладают свободные и равноправные партнерские отношения. Это общество активных и ответствен­ных граждан. Если раньше рождение человека определяло его привязанность к социальной группе, а вместе с ней профессию, свободное времяпрепровождение, стиль одежды, круг знакомств, увлечения и интересы, то теперь все по-другому.

Сейчас в цивилизованных странах перед человеком открыва­ется множество возможностей — никто не будет заставлять идти на определенную работу, жениться по выбору родственников, на­вязывать или запрещать чтение газет и просмотр телевизионных программ, стиль одежды и манеру поведения, развлечения и ве­роисповедание.

Правовое государство и гражданское общество не противосто­ят друг другу, а зачастую имеют пересекающиеся интересы и сфе­ры. Гражданское общество выступает в качестве необходимой де­мократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть, превращаться из слуги народа в его хозяина и господина. Становление граждан­ского общества в России предполагает также формирование но­вого типа государства — с приоритетом права, верховенством за­кона, с реальной ответственностью власти перед народом.

словарь параграфа

с

Гражданское общество — объединение свободных и равных граж­дан, которые независимы от государства и могут реализовывать свои интересы и потребности.

Общественные организации — добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения материаль­ных и иных потребностей, имеющие право осуществлять пред­принимательскую деятельность.

Политические партии — организации, объединяющие граждан од­ной политической ориентации, которые могут существовать как на национальном, так и на местном уровнях, стремящие­ся к завоеванию и осуществлению власти и пытающиеся обеспечить себе поддержку населения.


ВОПРОСЫ АЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие условия необходимы для правового государства?

2. Каковы основные черты гражданского общества?

3. Каково соотношение правового государства и гражданской общества?

ВОПРОСЫ АЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Подумайте зависит ли лично от вас развитие гражданского общества в России? Что вы можете сделать в этом направлении? 2. Проанализируйте следующий документ и ответьте на во-
просы. «Труд законодателя не завершается, когда благодаря ему жизнь народа становится спокойной. Даже когда этот народ доволен, ос­тается еще много дел. Общественные институты должны завершить нравственное воспитание граждан. Уважая их личные права, обере­гая их независимость, совершенно не вмешиваясь в их занятия, эти институты должны тем не менее оказывать влияние на общество во имя его блага, чтобы призвать граждан способствовать своей ре­шимостью и своим голосованием осуществлению власти, гаранти­руя им взамен право контроля и надзора посредством волеизъяв­ления; институты должны воспитывать людей, практически готовя их к исполнению высоких функций, одновременно наделяя их воз­можностями и внушая им желание браться за дело» (Констан Б.). Согласны ли вы с утверждением Б. Констана? Какие общественные институты могут подразумеваться в до­кументе? Как надо воспитывать будущих граждан?
24.Общественные объединения
Основные понятия: общественное объединение, политическая партия, профессиональный союз. 8 «А» был взбудоражен и шумно обсуждал вчерашнее ЧП, кото­рое произошло возле школы. Во второй половине дня на территорию школы въехал серый, мрачный, забрызганный чем-то бурым фургон. Из него молча вышли

такие же люди. Не обращая внимания на то, что вокруг были люди, а во дворе школы гуляли дети, они вытащили из фургона какие-то страшные трубки и петли и начали отлов бродячих собак. Поднялись лай, вой, визг, крики! Люди бросились к ним с протестами! Но мрач­ные люди, как будто они были слепыми и глухими, продолжали уби­вать собак.

«Как же так можно?! — чуть не плача говорила Лена. — Убивать на улице, в присутствии всех. С нами была Нина из 5 «Б», она весь вечер плакала, сегодня в школу не пришла. Да я и сама почти всю ночь не спала. Весь этот кошмар перед глазами стоял. Как же собак жалко!»

«А что с ними еще делать? Конечно, стерилизовать — гуманно, но они от этого не перестают кусаться», — тихо проговорил Миша, которого в прошлом году искусали бродячие собаки и которому по­том три месяца делали уколы в живот.

Недовольный шум в классе усилился, похоже, больше никто не разделял точку зрения Миши, и он не стал продолжать.

«Ну неужели ничего нельзя было сделать? — спросил Сергей. — Эх, был бы я там...»

«Да все мы, и я, и Толик, и Лена, кричали на них, просили пре­кратить, но они нас не слышали!» — рассказывал Володя.

«А как вы думаете, что надо сделать, чтобы нас услышали?» — вмешалась в разговор молча сидевшая до этого Лариса Василь­евна.

«Наверное, нас должно было быть больше. Были бы мы не втро­ем. Был бы во дворе весь наш класс — нас точно услышали бы», — сказала Лена.

«Может быть, — согласилась Лариса Васильевна. — Но тогда они поедут к другой школе, а там вашего классе нет. И что тогда?» — продолжала она.

«Тогда можно договориться и с другой школой, и с третьей, и вообще со всеми жителями нашего города, которые не хотят, чтобы убивали собак. Мы все смогли бы запретить такие действия в на­шем городе», — горячилась Лена.

«Правильно, — поддержал ее Толик. — А потом и во всей облас­ти, и во всей республике, а потом и во всей нашей стране!»

«Получается, что всем людям, которые считают, что подобные действия недопустимы, для того чтобы прекратить их, надо объеди­ниться?» — спросила Лариса Васильевна.

Класс задумался. Получалось действительно так. За правое дело может бороться один человек, а может и тысяча, а это, как говорится, «две большие разницы».


«Раз уж у нас случился такой разговор, давайте сегодня погово­рим о праве граждан на объединение», — предложила Лариса Васи­льевна.

Каждый имеет право на объединение для защиты своих интере­сов, говорится в статье 30 Конституции РФ. Это право означает, что граждане могут не поодиночке, а вместе, сообща отстаивать свои ин­тересы, достигать определенных целей. Объединившись, граждане могут повлиять на государство, для того чтобы оно приняло какие-то решения (или не принимало их), а также могут не допустить, что­бы государство вмешивалось в общественную жизнь.

Объединения граждан, или общественные объединения, — обяза­тельный элемент гражданского общества.

Вспомним, что гражданское общество — общество свободных и равноправных граждан, отношения между которыми в сфере экономики, культуры и т. д. развиваются без вмешательства госу­дарства.

Это общество, независимое от государства, но взаимодействую­щее, сотрудничающее с ним, для того чтобы государство служило интересам человека и выражало интересы всего общества. Обще­ственные объединения как раз и помогают такому сотрудничеству и взаимодействию общества и государства.

Конституционное право каждого на объединение включает право создавать общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, добровольно, по собствен-


ному усмотрению вступать в существующие общественные объеди­нения или не вступать в них, а также беспрепятственно выходить из этих объединений.

Однако конституционное право каждого на объединение не оз­начает, что в нашей стране люди могут объединяться для достиже­ния любых, даже очень низких, неблагородных целей. Конституция РФ запрещает создание и деятельность общественных объедине­ний, цели или действия которых направлены на насильственное из­менение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, созда­ние вооруженных формирований, разжигание социальной, расо­вой, национальной и религиозной розни.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал