![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Освобождение несовершеннолетнего от наказания
Если несовершеннолетний совершил преступление впервые и оно небольшой или средней тяжести (т. е. за совершение преступления может быть назначено наказание, не превышающее двух или пяти лет лишения свободы), а также если будет признано, что исправления несовершеннолетнего можно достигнуть без привлечения его к уголовной ответственности, он может быть освобожден от уголовной ответственности и к нему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. Принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения, назначаемой прежде всего на основе данных о личности виновного, об условиях его жизни в целях исправления несовершеннолетнего. Принудительными мерами воспитательного воздействия являются: ■ Предупреждение выражается в оказании воспитательного и морального воздействия на несовершеннолетнего. Эта мера состоит в том, что суд разъясняет несовершеннолетнему тот вред, который причинило совершенное им преступление, а также какие последствия наступят, если несовершеннолетний повторно совершит преступление, т. е. не оправдает оказанного ему доверия. ■ Возложение обязанности загладить причиненный вред связано, как правило, с необходимостью принести извинения потерпевшему, возместить ему материальный вред (например, возвратить вещь или заменить ее на аналогичную) или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб (например, починить испорченное имущество). Поэтому такая мера воспитательного воздействия налагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего (например, наличия у него самостоятельного заработка) или наличия у несовершеннолетнего соответствующих трудовых навыков, которые позволят ему своим трудом устранить причиненный ущерб. ■ Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего заключаются в том, что несовер- шеннолетнему могут запретить посещать определенные места, обязать быть дома после определенного времени, посещать образовательное учреждение или устроиться на работу. ■ Передача под надзор родителей (лиц, их заменяющих) или специализированного государственного органа означает, что указанные лица или органы обязаны контролировать поведение несовершеннолетнего и воспитывать его. Освобождение несовершеннолетнего от наказания не означает освобождения от уголовной ответственности. В данном случае будет иметь место уголовная ответственность без назначения наказания, т. е. суд признает несовершеннолетнего виновным в совершении преступления, вынесет обвинительный приговор, но освободит его от наказания, предусмотренного уголовным законом за совершение этого преступления. Если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, к нему могут быть применены принудительные меры воспитательного характера, о которых мы уже говорили. Если же несовершеннолетний осужден за совершение преступления средней тяжести и суд признает, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение, то суд может принять решение о помещении осужденного несовершеннолетнего в специализированное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение на срок, не превышающий срока наказания, предусмотренного за совершение преступления. Контроль за поведением несовершеннолетних лиц, освобожденных от уголовной ответственности с применением к ним мер воспитательного воздействия или освобожденных от наказания с применением к ним мер воспитательного воздействия, осуществляют подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Специализированными учреждениями для несовершеннолетних являются спецшколы и специальные профессионально-технические училища. Помещение несовершеннолетнего в специализированное учебное заведение — наиболее строгая принудительная мера воспитательного воздействия. Это связано с тем, что в специализированном учреждении существенно ограничена свобода общения, установлены специальные требования режима, учебы, организации лечения. Эта мера применяется в отношении несовершеннолетних, вышедших из-под контроля родителей, в том случае, если целесо- образно изолировать их от негативного влияния среды, в которой они постоянно находятся, а также в отношении лиц с психическими отклонениями, когда они нуждаются в специальном лечении. Администрация специализированного учебно-воспитательного учреждения обязана обеспечивать специальные условия содержания несовершеннолетних. Эти условия включают необходимость охраны территории, личную безопасность несовершеннолетних и их защиту от негативного влияния, ограничение свободного входа на территорию учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории учреждения, круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений. Сотрудники специализированных учреждений имеют право применять в исключительных случаях физическую силу в пределах, не унижающих человеческого достоинства. Применение исключительной силы возможно в целях пресечения совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний или причинения ущерба своей жизни или здоровью либо для устранения иной опасности. О применении к несовершеннолетним физической силы должностные лица специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа обязаны незамедлительно уведомить прокурора по месту нахождения указанного учреждения. Несовершеннолетние могут быть помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения ими возраста 18 лет, но не более чем на три года. Срок содержания несовершеннолетнего в указанном учреждении также не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации за преступление, которое совершил несовершеннолетний. Словарь параграфа
Законный представитель — лицо, которое в силу закона выступает во всех учреждениях, в том числе судебных, в защиту прав и законных интересов недееспособных либо ограниченно дееспособных лиц. Мера пресечения — способ пресечения попыток обвиняемого уклониться от явки в следственные органы и суд, помешать установить истину или продолжить преступную деятельность. Несовершеннолетний — по уголовному законодательству лицо, достигшее возраста 14 лет, но не достигшее 18 лет ко дню совершения преступления. Принудительные меры воспитательного характера — меры, которые могут быть назначены в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести. Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) — единый закон, в котором объединены нормы права, регулирующие порядок расследования уголовных дел, их рассмотрение в суде первой инстанции и обжалование судебных решений (приговоров, постановлений, определений). ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ;
1. Кого уголовное законодательство называет несовершеннолетним? 2. Какими особенностями характеризуется уголовная ответственность несовершеннолетних? 3. Какие наказания не могут быть назначены несовершеннолетнему? 4. Какие особенности расследования и рассмотрения уголовных дел несовершеннолетних вам известны? 5. Что такое меры воспитательного воздействия, в каких случаях они применяются? 6. Каковы особенности уголовной ответственности несовершеннолетних? ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Несовершеннолетний Митько, вооруженный ножом, ворвался в Может ли суд освободить Митько от наказания и применить к нему принудительные меры воспитательного характера? Может ли суд назначить Митько наказание в виде лишения свободы на срок 12 лет? 2. На дискотеке несовершеннолетние Марченко и Николаев при- Будет ли Марченко привлечен к уголовной ответственности? 3. Несовершеннолетний Ириничев совершил преступление, пре ? Ознакомьтесь со статьей 392 УПК РФ. А теперь представьте, что вы следователь, который расследует дело несовершеннолетнего, обвиняемого в угоне автомобиля. Придумайте рассказ об этом несовершеннолетнем и опишите все обстоятельства, которые указаны в статье 392 УПК РФ.
|