Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упоминания в текстах
В отличие от некоторых других практик йоги басти вполне хорошо описана в некоторых традиционных текстах йоги.[167]Вот цитаты из текста Гхеранд Самхита:
«Говорят, что басти карма бывает двух видов — джала и сукха. Джала басти делают в воде, а сукха басти делают на земле (то есть в воздухе)». (шлока 1: 46)
Это повторение того, что мы уже объяснили выше. Далее в тексте говорится:
«Стой в уткатасане в воде, доходящей до пупка. Сокращай и расширяй задний проход. Это называется джала басти». (шлока 1: 47)
Уткатасана — это стоячая поза, в которой человек слегка сгибает колени, наклоняется вперед и упирается руками в бедра чуть выше коленей. Это та же поза, в которой выполняется наули[168]. В этой шлоке описан очень простой метод, в котором человек просто сокращает и расслабляет анальный сфинктер. Это называется ашвини мудра [169]. Она помогает охлаждать и расслаблять органы брюшной полости. Текст продолжается:
«Джала басти исцеляет проблемы мочевыводящей системы, пищеварения и газообразования. Тело становится чистым и выглядит как Камадева (Купидон)», (шлока 1: 48)
Мы отнюдь не обещаем, что вы станете подобны Купидону, но джала басти несомненно поможет вам оставаться здоровым или стать таковым. Далее в тексте идет описание стхала басти:
«Сиди в пасчимоттанасане и делай басти. Сокращай и расширяй заднепроходное отверстие (ашвини мудра)». «Эта практика предотвращает болезни живота. Она стимулирует пищеварительный огонь и устраняет газообразование». (шлоки 1: 49, 50)
В тексте Гхеранд Самхита описана только простая форма воздушной и водной басти. Не делается никакого упоминания о всасывании воздуха или воды в задний проход. По‑ видимому, этот метод йогической клизмы ученик должен был узнавать от своего гуру. В тексте Хатха Йога Прадипика упоминается следующий более сложный метод басти:
«Стой в воде, доходящей до пупка. Делай уткатасану. Вставь трубку в задний проход. Этот очистительный процесс называется басти карма». (шлока 2: 26)
Введение трубки в задний проход представляет собой один из методов басти, который мы вскоре опишем. Не останавливаясь ни на каких других практических подробностях, Хатха Йога Прадипика переходит к описанию полезных свойств практики:
«Басти карма устраняет все недуги, связанные с капхой, питтой и ватой (три все более тонких начала человеческого существа, используемые в аюрведе)». (шлока 2: 27)
«Практика джала басти делает здоровыми кости, мышцы, семя, чувства (восприятия и действия) и антах карану (буквально, „внутренний инструмент“, т.е. ум). Тело светится жизненной силой. Устраняются физические дефекты». (шлока 2: 28)
Тексты йоги описывают басти как очень полезную и благотворную практику.
|