Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Эстетика и этика отношения к себе

Ты не красавец и не урод, в тебе есть тебе и другим нравящееся, безразличное, не очень нравящееся и совсем не нравящееся. Но это ты такой и совсем другим лучше не становиться. Пластические операции, как всякие операции, лучше делать в крайнем случае, при угрозе жизни. Красота требует жертв. Но не под нож ради нее лезть. Даже макияж женщине можно делать помня, что увлекаться опасно для здоровья и той же красоты в более позднем возрасте. Иначе еще не старухой ты будешь выглядеть и чувствовать себя ужасно. Еще важней понять и вспоминать при случае, что всякая красота не навсегда. Как сберечь на подольше побольше хотя бы любимым и себе приятного? При помощи не только красивых и удобных обуви и одежды, но и походки, осанки, привычки приветливо искренне улыбаться (другие же не виноваты, что тебе тяжело, да и временна любая трудность, лучше не подавать и себе виду, одолевать трудности мужественно с улыбкой – скорее сбежит). Красота внешняя кукольна, умный и глубокий человек при встрече взгрустнет от несоответствия внешней красоты и внутренней пустоты или гнили. Красота богатства эрудиции, глубины чувств, быстроты и прочих качеств ума, красота культуры поведения, развитости интересов сделает красивой и внешность страшненького от природы человека. Значит, заботиться надо о внутренней красоте, а о внешней постольку, чтобы опять-таки не было диссонанса, что такой милый человек совсем за внешностью не следит и не замечает даже, что это его уродует (нечищеные зубы, не- причесанность, грязь на одежде, неряшливость, сутулость, шаркающая походка, сорные звуки в речи, чавканье при еде и пр.). Вспомним чеховское: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Одежда может быть бедна, но чиста и отглажена, зашита аккуратно, подобрана со вкусом к общему виду носящего, сидеть весело на хозяине, а не висеть крича о плохом отношении к себе. «Одежда и облачает, и разоблачает человека» - говорит пословица. Одежда скажет и о материальном достатке, если взята не напрокат, но всегда скажет о вкусе: умеет ли одеться так, чтобы недостатки стали незаметны, а достоинства фигуры заиграли всеми красками? Или, наоборот, как нарочно, в рубище спрятал красоты, сделав вид отталкивающим, принцессу превратив в Золушку, чтобы никто не приставал, обходил брезгливо стороной. Идеалы красоты меняются от поколения к поколению под влиянием моды, новаций в производстве одежды и обуви, в связи с политическими переменами в государстве и т.д. Лучше сохранять верность моде молодежной субкультуре твоего поколения, но с возрастом вносить коррективы, чтобы не быть посмешищем поколения детей твоих и внуков из-за прически, мини-юбки бабушки или старомодного галстука деда. Учитывать статусные требования к внешнему виду, но не тратя на это слишком много времени, что тоже сделает смешным не по доброму. Эстетикой отношения к себе нежелательно пренебрегать, но и носиться с ней тоже не стоит, стоит выработать до автоматизма навыки с вечера продумать и подготовить внешний вид по погоде и обстановке места, в котором надо быть завтра, чтобы производить впечатление, но не привлекать слишком много внимания, не вызывать ненужного тебе обсуждения, а способствовать принятию нужного тебе решения окружающими через принятие тебя таким очаровательным и своим человеком. «По одежке встречают, но по уму провожают». Умно одетый и этичный в поведении может и в абсолютно невыигрышном деле уйти с ожидаемым положительным результатом, если он и маловероятен. Эстетика отношения к себе расположит вам помочь или мешать, удержит внимание или побудит уже при первом впечатлении держаться подальше. Даже расстояние, на котором вы общаетесь, жесты и мимика скажут умному собеседнику о многом. Надо знать, на какие темы в скольких сантиметрах от человека лучше с ним говорить. Как регулировать силу голоса, интонации, лексику, уметь посмотреть прямо в глаза проницательно или сказать в полоборота, почти в сторону. Кто хочет работать с людьми, должен заниматься риторикой, логикой, тренироваться перед зеркалом, поработать с логопедом, но создать свой симпатичный нужным людям образ, имидж.

Этика отношения к себе включает прежде всего меру себялюбия, эгоизма и альтруизма, адекватность самооценки, умения дружить с собой, не забывать о репутации, чести и человеческом достоинстве, дорожить свободами и множить их, быть смелым и решительным, скромным и гордым, безрассудным и рассудительным, вспоминать вовремя о долге и обязанностях, о чувстве ответственности и совести, ведя все более здоровый образ жизни, работать над своими привычками и внутренним миром личности всю жизнь.

Должен ли человек любить себя? Если он сам себя не любит – его и мать разлюбит, а слишком самовлюбленный обречен на то, что с ним соперничать в любви к нему никто не будет. «Любовь к людям должна распространяться и на себя» (Мо-цзы). Себялюбия мы не прощаем другим, если сами награждены им чрезмерно. Не вопрос, надо ли любить себя, но вопрос, что именно ты любишь в себе, в теле, в душе, в духовном мире, уме, стремлениях и талантах? Льстишь ли себе или занят самовредительством (например, потакая вредным привычкам)? Когда понимаешь, что в себе любишь и не любишь, надо задуматься еще и о том, как проявляешь любовь к себе. Как любишь свое тело, как ухаживаешь за ним, закаляешь ли, тренируешь ли? Любить себя – это быть достаточно осторожным, без крайности не рискуя жизнью. Дорожить временем жизни, жить в своем ритме, но максимальном темпе, плотно, емко, но умно жалея, не загоняя себя, а с наслаждением отдыхая. Любить себя – это жить, постоянно тренируя мышцы и волю, память и творческое воображение, идти от одного посильно трудного задания к решению следующей, более трудной задачки. Как относишься к врожденному и приобретенному социальным статусам? Кормишь ли правильно не только тело, но и душу, и дух? Какие осваиваешь представления, что делаешь с характером? Ты не гений (выявилось бы в дошкольном возрасте), но талант, так что ты делаешь со своими талантами, «зарываешь в землю»? Любить себя – это верить в себя. «Кто верить сам в себя умеет, тот и других доверьем овладеет. Уменье жить придет само собою, лишь верь в себя – так жизнь возьмешь ты с бою»(И.В.Гете). А не любить себя – это потакать лени, зависти или гневу, равнодушно относиться к своим недостаткам, утратить веру в себя, презирать себя, а винить в неудачах других, якать и бахвалиться, важничать при успехах, заниматься самолюбованием, как Нарцисс, и раскисать при первых же трудностях и мнительно подозревать себя в способности к подлостям и обрастать комплексами неполноценности, неудачника вместо того, чтобы сказать себе: «А я еще попробую и добьюсь успеха!».

Россию назвали в ООН самой эгоистичной страной. Другие народы либо еще не столь эгоистичны, либо уже не столь эгоистичны. Еще Аристотель назвал эгоизм чрезмерной, неразумной любовью к себе. От природы все дети эгоцентричны, но семейное и государственное воспитание учит отойти от крайности к разумному эгоизму, а при необходимости доходить и до альтруизма. Альтруистическая самоотверженность, готовность к самопожертвованию ради детей, идеи, защиты Отчизны этичны как неизбежная и временная форма поведения. Однако, если жертвующий чем-то альтруист, то кто тот, кто вынужденно или с радостью принимает жертву? Если альтруизм становится постоянным образом жизни, скажем, матери по отношению к ребенку, то отношения между ними становятся неэтичными: мать растит мелкого эгоистика и сама, эгоистично прикрывая любовью к ребенку неумение или нежелание жить собственной интересной жизнью, потом будет обижаться на ребенка, тяготившегося всю жизнь ненужной самоотверженностью матери, искалечившей и свою жизнь, и жизнь ребенка.

Как стать себе лучшим из друзей? Быть в меру недовольным и удовлетворенным собой, развить адекватную самооценку. Быть самокритичным, но и подхваливать себя, поддерживать все удачи случайные, закрепляя их в повторяющиеся с необходимостью. Вы в чем-то лучше, в чем-то хуже других, а в чем то просто иной, и не надо вам стараться походить, уметь не хуже и это. Адекватность самооценки – это умение не переоценивать и не недооценивать свои силы и возможности. Чтобы узнать, что ты можешь, а что не твое – надо прежде попробовать, а потом уж говорить себе: «Хочу, но не могу, поэтому буду то, что могу». Но не лень ли сказала тебе, что не сможешь и не твое? Быть себе другом – это найти себя, научиться понимать и не изменять себе, меняя бесконечно. Это знать часы, ритмы организма и учитывать, когда ему легче встать, лучше лечь, дать или не дать расслабиться. Любить себя – это беречь чувство собственного достоинства, уважения к себе за то, что трудно, но дерзаешь жить с минимумом грехов и ошибок и максимумом удач и радостей, разделенных с другими твоими друзьями. Если научились дружить с собой, то не бывает наедине с собой скучно, наоборот, вы себе интереснее всех собеседников, ведь познавать себя важнее, чем других. Дружеское отношение к себе – это иронично строгое, осторожное к самообманам, но неравнодушное, а по-доброму заинтересованное в успехах. Уметь себя ругать и хвалить, как никто другой – этому стоит учиться. Себя судить ты можешь по делам, но зная и намерения. Надо выработать привычку перед сном спрашивать себя строго за все, что не получилось из запланированного утром или накануне вечером. С собой надо говорить не лукавя, прямо, начистоту то, что никому больше не надо говорить.

И Пифагор в своем 6 веке до н.э., и христиане в Средневековье называли совесть гласом Бога в душе человека. Умеющий слышать этот голос своего внутреннего судьи, цензора слов и дел, да еще и покаяться себе в грехах, испытать после раскаяния и стыда желание и волю не повторить, исправить что можно еще – этот человек не пропадет. А наглец, наплевавший на свою репутацию и на страдающих от него, считающий своим счастьем нахальство, цинизм – обречен на скорую гибель, нередко не только духовно-нравственную, но и на физическую. Ложный стыд, робость, застенчивость, неуверенность в себе плохи, но куда опаснее бесстыдство. С совестью уживаться не просто, она может глодать, заесть жестокой насмешливостью, быть и сама бессовестной, несправедливым обвинителем, но без нее мы в самых опасных ситуациях жизни оказываемся беззащитны. Если совесть ленивая, беспробудно спит, когда мы жалеем себя, подыгрываем себе, если совесть послушная, сговорчивая, карманная от привычки врать себе и жить в самообманах, то кто предупредит, что покатились в пропасть? Совесть может гневом на себя навести порядок и чистоту в душе, мыслях и планах, спасти душу, когда «своя рубашка ближе к телу» и мы утрачиваем способность сопереживания, добродетельности, свою болячку делаем мерилом всего. Совесть – это реакция на противоречие реальности с тем, что должен и хочешь, это работа мысли по преодолению разрыва должного с сущим. Кому совесть иногда спать не дает – тот обычно спит спокойно, с чистой совестью, без страха ареста или осуждения самыми дорогими людьми.

Совесть поможет разбираться в предоставленных тебе свободах, какие нужны, а какие не нужны, опасны. Свобода от совести, достойного заработка, супружества и детей, любви к Отчизне и делу, которым занят профессионально, - опасна. Лучше зависимость от любви и друзей, чем прожить без них. «Человек без друзей – что дерево без корней». А без любви, пусть даже несчастной, человек убог как бездарность. Живите как хочется в рамках как сможется, но зачем нужна свобода от радостей творческого труда, от радостей общения с природой и искусством? А свобода от всяческого насилия, мелочности и максимализма, от рабства перед вредными привычками - прекрасна. На наши свободы, достоинство и честь действительно покушаются власти и преступники, мировая экономика и родственники, друзья-приятели, свои привычки и пр. Но разве от нас не зависит тактично, но твердо оградить свои свободы? Неприкосновенность личности в определенных ситуациях не гарантирована, а во всех остальных мы свободны за себя постоять! Можно терпеть вторжение в дом, но зачем пускаете в душу непрошенных «гостей»? Внешнюю свободу уберечь не всегда можем, но внутреннюю кто отберет, если сами не отдадите? Честь и свободу внутреннюю никому нельзя отдавать, для чего надо всегда решать свои проблемы самому, оставаться свободномыслящим, беречь свободу совести. От идей и безыдейности, от обывательщины и антимещанства, от легкомыслия и чрезмерной серьезности нужна определенная свобода. Большую часть глупостей и подлостей делают именно слишком серьезные люди, в то время как несерьезные совершают больше ошибок, но маленьких, несерьезных. Жить свободно – это не как попало, «куда кривая вынесет да нелегкая занесет», не «авось и как-нибудь, а так, чтобы кое-как не была прожита хотя бы лучшая часть жизни – молодость. Ибо наперекосяк построенная, станет уже не сложившаяся, не получившаяся, а ничего не исправить уже, ничего вернуть во времени ни у кого свободы нет. А разве судьба семьи, рода и народа, страны не зависит от того, как ты воспользуешься свободами строить свою жизнь? Свобода выбора без ответственности за выбор не бывает. Поэтому в прошлом некоторые предпочитали свободе рабство, стать добровольно чьим-то холопом, зато ответственность за себя, как ребенок на отца, переложить на хозяина твоей судьбы. Но рабство порождает мечту о свободе! Кто свободу превращает в фетиш, кому мерещится во всем покушение на его нередко псевдо-свободу – тот раб идеи свободы, не понимающий, что абсолютной свободы нет, свобода всегда есть свобода от чего-то и для чего-то, и, чтобы ею можно было пользоваться, она всегда должна быть ограничена законом, моралью, собственной нравственностью или чьей-то волей (родителей, отвечающих за несовершеннолетних детей). Неограниченная свобода есть мир, где царит насилие сильного над слабым, это царство животных, а не людей, это симптом криминализации и гибели общества, а не расцвета. От бед любых гарантированной свободы ни у кого нет, но мы свободны научиться их переносить мужественно, мудро. Насилие этика учит понимать тоже правильно. Насилие может быть оправданным как мера самообороны от насильника. Насилие власти и преступника – признак их слабости и трусости, закомплексованности, неумения и нежелания уговорить, соблазнить, найти компромисс или отказаться от желания. Чаше всего преступник верит, что он останется безнаказанным, имея в виду наказание извне и не учитывая, что в любом случае наказал сам себя страшно и непоправимо, что даже казнь публичная – меньшее наказание. Насилие – это следствие самоуверенности, что твой образ жизни допустим, верен, что есть право на насилие, это спячка совести, свобода наглости и дикости. Насильниками чаще всего становятся либо избалованные (они верят в безнаказанность, вседозволенность), либо забитые, в детстве лишенные свободы и ответственности за свои слова и дела и мстящие всем за это. Беспрекословное послушание делает ребенка безынициативным, безвольным, лишает самостоятельности, делает легко ведомых преступниками. А неслухи, не знающие дисциплины с детства становятся главарями банд, готовых убить и родителей за любое несогласие с ними. Неограниченная свобода дает тот же результат, что и отсутствие свобод и умения ими пользоваться. Насилие бывает разных видов, например, насилие над нашими ушами болтуна или меломана. «В пустой бочке звону много». Балабол, пустомеля не только лишает себя навыков думать, в частности подумать, а надо ли это сказать? Говорун крадет настроение и время у нас, не считается с ушами и мыслями окружающих, он навязывает нам свои вкусы, насилует нас своими переживаниями. Слушать часто нестерпимо, заткнуть фонтан нечем, уйти некуда в данное время. У людей часто не хватает навыков правильно отреагировать на подобное насилие без злобы, не хамски, а поставив не в меру или не ко времени красноречивого, или упоенного громкой музыкой в такое положение, чтобы вынудить убавить или выключить звук. Это не всегда оказывается возможным сразу. Но как и при преступном насилии, если мы останемся равнодушны, рецидив подобного насилия со стороны этого человека произойдет обязательно, и не исключено, что опять с вами же или дорогими вам людьми. Неверно, что «обидчика отрадно обижать». Когда осуществляешь ответное вынужденное насилие, твое эстетическое и этическое страдает больше, чем у того, кого наказываешь, но что может быть альтернативой? Мы выбираем меньшее зло, но зло не перестает быть злом, даже если оно неизбежное. Мы свободны стерпеть, даже вести себя как сторонники «непротивления злу насилием», но этим мы поощряем насильника, становясь соучастниками его следующих преступлений. Насилие может породить и цепную реакцию последующих актов насилия, но может и положить конец насилию со стороны этих людей хотя бы на несколько лет их отбывания в местах лишения их свободы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гетьманщина. Автономія Лівобережної України у складі Російської держави та її Послідовне обмеження | Античный период
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал