Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аналитический раздел
2.1. Формулирование критериев выбора перевозчиков Потребитель транспортных услуг, в данном случае …………….., может осуществлять выбор перевозчика по множеству критериев. Каждый критерий будет иметь определенный удельный вес при определении рейтинга компаний. Чем больше критериев будет учтено при осуществлении выбора, тем точнее будет этот выбор. Однако излишне большое количество критериев может привести только к потере времени, поскольку многие критерии будут оказывать минимальное (практические несущественное) влияние на результат. Поэтому мною были отобраны те критерии, которые, на мой взгляд, могут оказать существенное влияние на рейтинг перевозчика и на принятие решения потребителем. В данном разделе мы приводим краткую характеристику этих критериев, а также критериальных показателей, с помощью которых они будут измерены. Стоимость услуг. Этот показатель является одним из основных показателей, по которому большинство потребителей осуществляет свой выбор. Это, безусловно, связано с тем, что в условиях жесткой конкуренции каждая фирма стремится минимизировать свои издержки, чтобы товар, который она предложит покупателю, мог конкурировать с другими аналогичными товарами. ……………… в данном случае не исключение. Товаром производителя является ………….., который …………………. В связи с этим ……… заинтересован в выборе того перевозчика, который предоставит ему услуги за ……………. цену. Критериальный показатель и критерий в данном случае совпадают. Расчетной формулой для определения критериального показателя будет следующая: , где - стоимость перевозки, $; - количество груза, представленного к перевозке, т; - фрахтовая ставка, $/т; Поскольку часть компаний предоставляет различные скидки, то эта формула приобретает вид: , где - скидка к фрахтовой ставке, %. Время перемещения груза. Данный критерий наряду со стоимостью услуги практически всегда учитывается потребителями при решении вопроса о выборе перевозчика. Это связано с тем, что в большинстве контрактов оговариваются сроки доставка товара, которые необходимо четко выполнить. Кроме того, многие грузы имеют лимитированный срок хранения или подвержены в процессе перевозки убыли. Поэтому продавец стремиться точно соблюсти сроки доставки с целью избежания убытков и возможных конфликтов с покупателем. ……… – груз ……………….. В контракте купли-продажи также указан срок, за который продавец обязан поставить товар, что говорит о необходимости учета данного критерия. Критериальным показателем в данном случае мы принимаем время рейса одного судна, как величину средневзвешенную для каждой компании. Показатель будем определять по формуле: , где = 1910 м.миль- общая протяженность перехода; = 76 м.миль - протяженность участков, где судно следует с ограниченной скоростью (проливы Босфор и Дарданеллы); - скорость судна в грузу (средневзвешенная), м.мили/сут; - скорость судна в балласте (средневзвешенная), м.мили/сут; = 10 узлов – ограниченная скорость судна при прохождении проливов; - среднее количество груза на судне, т; = 450 т/сут – валовые нормы обработки судов; , p = 1, P где - чистая грузоподъемность p-го судна, т; - скорость p-го судна в грузу (балласте), узлы; , р=1, Р где р – количество судов в компании; Количество груза на судне определяется по чистой грузоподъемности, так как груз … (легкий -тяжелый) (u = ….. м3/т), а значит полностью используется грузоподъемность судна. Современность флота. Данный показатель не всегда принимается во внимание потребителями, но современность флота играет далеко не последнюю роль в обеспечении доставки груза в надлежащем состоянии в указанные сроки. Можно говорить о том, что часто именно устаревшее оборудование на судах, а также сами суда, которые эксплуатируются очень длительный период, могут стать причиной аварий, а значит порчи или потери груза. Хотя для судов и существуют определенные установленные нормы по времени их эксплуатации, будем считать, что чем старше суда компании, тем менее привлекательна эта компания для потребителя. Критериальным показателем выступает возраст судов, который определяется в среднем по компании: , p=1, P где - возраст p-го судна, т; Качество предоставляемых услуг. Этот показатель необходимо учитывать при решении любых вопросов связанных с выбором той или иной услуги, так как погоня за низкими цена очень часто может обернуться значительными потерями в качестве и убытками, связанными с оплатой неустоек. На сегодняшний день в мире большинство фирм выдвигают на первое место именно этот параметр, поскольку именно с качеством предоставляемых услуг связан авторитет фирмы у покупателей. При выборе судоходной компании качество услуг не может быть не учтено, потому что именно в процессе транспортировки необходимо уделять повышенное внимание к обеспечению сохранности груза, его транспортных свойств, целостности упаковки. ……………. заключил контракт купли-продажи на условиях ………, в связи с чем ……………... В контракте оговорена также возможность предъявления претензии покупателем в случае несоответствия качества сданного груза Спецификации. ……………..в роли критерия выбора выдвигает и качество предоставляемых услуг. Критериальным показателем качества услуг выступает процент случаев несохранной доставки. Эти данные получены при сборе информации о компаниях и указаны в исходных данных. Надежность времени прибытия. Это показатель, который характеризует компанию с точки зрения выполнения сроков доставки. Минимальные сроки доставки, которые будут определены по времени рейса еще не являются гарантией того, что они будут выполнены. Поэтому следует обратить внимание и на надежность времени прибытия. Выбор этого критерия связан также с тем, что в контракте купли-продажи заложен штраф в размере ….. % стоимости неотгруженного груза за каждый день просрочки, который будет обязан выплатить продавец покупателю. Исходя из этого, …….. вводит в состав критериев надежность времени прибытия. Критериальным показателем надежности времени прибытия будем считать процент случаев несвоевременной доставки, который был определен в ходе предварительного сбора информации о компаниях и указан в исходных данных. Эффективность деятельности. Данный показатель не имеет прямого отношения к заключению договора перевозки и требованиям, выдвигаемым потребителем к перевозчику, однако он оказывает косвенное влияние на принятие решения и это влияние достаточно сильное. Связаны мои выводы с тем, что высокая эффективность деятельности компании для меня как потребителя ее услуг может стать дополнительным стимулом к выбору именно этой компании. Потребитель склонен к выбору той компании, которая более эффективно работает, в то время как низкий уровень этого показателя заставит задуматься над тем, почему данная компания не повышает эффективность своей работы и стоит ли доверять компании, которая не слишком хорошо организовала свою деятельность. В качестве критериального показателя эффективности деятельности компании рассматривается рентабельность (см. Табл.1 Исходных данных варианта), по формуле: %, где - рентабельность компании, %; - доходы компании, тыс.грн.; - расходы компании, тыс.грн. Финансовая независимость. Этот критерий характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Он также не оказывает прямого воздействия на осуществление перевозки, но обращает на себя внимание потребителя, так как чем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Компания, которая является финансово зависимой в большей степени, чем другие, вызывает меньшее доверие потребителя. Финансовая независимость оговорит о возможности стабильной работы компании в различных кризисных ситуациях, когда необходимо погашать кредиты. Поэтому потребитель ТУ использует этот критерий для более полной оценки компаний. Критериальным показателем финансовой независимости служит коэффициент автономии, который можно рассчитать по формуле: , где - коэффициент автономии; - кредиторская задолженность, тыс.грн.; - собственные средства, тыс.грн. Опыт работы. Данный показатель является неоднозначным, так как наличие опыта не всегда свидетельствует о лучшей работе компании, молодые перспективные компании могут работать гораздо эффективнее, тех, которые уже упрочили свое положение на рынке. Однако опыт показывает, что компании с большим стажем работы лучше знают рынок, более прочно держат тот сегмент его, который завоевали, и могут предложить клиенту наилучшие варианты оказания услуг. Основываясь на этом положении, я принимаю опыт работы как один из критериев выбора перевозчика. Опыт работы выражается критериальным показателем – время работы на рынке, который является заранее известным, исходя из информации, предоставленной компаниями. Производственные мощности. Этот критерий дает представление о том, насколько крупная та компания, с которой будет работать потребитель. Сегодня на рынке ситуация такова, что более крупные компании являются более устойчивыми, меньше зависят от постоянно меняющейся ситуации на рынке и, что наиболее привлекательно для потребителя, может предложить более выгодные условия сделки. Кроме того, судоходные компании, владеющие большими производственными мощностями, в случае экстренных ситуаций могут переориентировать свободные суда, которые у них часто есть, на тот участок работы, где может потребоваться их наличие. Таким образом, Потребитель ТУ вводит этот критерий в систему критериев для отбора перевозчика. Оцениваться производственные мощности компаний будут по суммарному тоннажу, которым располагает компания. Данный критериальный показатель рассчитывается по формуле: , p=1, P где - суммарный тоннаж судов компании, т - чистая грузоподъемность p-го судна, т;
Популярность. Это критерий, который очень часто играет непоследнюю роль при выборе не только перевозчика, но и любых услуг и товаров. Большинство потребителей склоняются к выбору того, товара, который им известен и которым пользуется большинство. Безусловно, неизвестные, плохо разрекламированные производители, могут выпускать лучшие товары, но многие будут относиться к ним с недоверием. Поэтому предпочитают работать с популярными судоходными компаниями, для чего и будет в дальнейшем учитываться данный критерий. Измерить популярность той или иной компании количественно достаточно сложно. Будем считать, что популярность выражается в средней оценке по десятибалльной системе, которую дали 20 фирм-производителей судоходным компаниям в ходе проведенного опроса. Таким образом, критериальным показателем служит оценка потребителей, которая представлена в исходных данных о компаниях.
2.2. Ранжирование критериев Исходя из изложенного выше обоснования критериев выбора перевозчика, мы получили следующий набор этих критериев: Стоимость услуги – ; Время перемещения груза – ; Современность флота – ; Качество предоставляемых услуг – ; Надежность времени прибытия – ; Эффективность деятельности – ; Финансовая независимость – ; Опыт работы – ; Производственные мощности – ; Популярность – . Для того чтобы определить удельный вес каждого критерия, составляем таблицу, в которую будут внесены коэффициенты относительной важности одного критерия по сравнению с другим - . Этот коэффициент определяется по шкале: 1 – равная важность критериев; 3 – умеренное превосходство одного над другим; 5 – существенное превосходство; 7 – значительное превосходство; 9 – очень сильное превосходство; 2, 4, 6, 8 – промежуточные (компромиссные) суждения. Для таблицы характерно свойство обратной симметричности. Коэффициенты относительной важности представлены в табл.2.1
Пример по парного сравнения параметров (Доставка цемента из Одессы а Барселону) Рассмотрим кратко некоторые сравниваемые пары критериев. Стоимость услуг и время перемещения груза - - =1, 2. Поскольку цемент не является скоропортящимся грузом и в большинстве случаев слабо подвержен действию факторов внешней среды, время перемещения груза играет значительно меньшую роль для потребителя, чем стоимость услуг. Кроме того, АО «Одесский цементный завод» стремиться свести к минимуму свои затраты и повысить конкурентоспособность своего товара. Поэтому стоимость услуг имеет существенное превосходство над временем доставки груза. Согласно условиям договора купли-продажи АО «Одесский цементный завод» обязался доставить товар покупателю в течение 6 месяцев с момента подписания контракта. Учитывая, что размер партии – 32 000 т, мы можем считать, что этого времени более чем достаточно для перевозки данного груза. Поэтому время перемещения груза отступает для продавца на второй план, уступая место критерию стоимости услуг. Стоимость услуг и современность флота - =1, 3. Так как цемент – груз, не требующий особого оборудования для обеспечения сохранной перевозки, современность флота отходит на второй план по сравнению со стоимостью услуг. В данном случае стоимость услуг имеет значительное превосходство. Стоимость услуг и качество предоставляемых услуг - =1, 4. Для потребителя транспортных услуг стоимость является приоритетным критерием, но качество услуг также оказывает существенное влияние на выбор перевозчика, так как по условиям контракта АО «Одесский цементный завод» ответственен перед покупателем за сохранность груза. В связи с этим стоимость услуг только умеренно превосходит качество предоставляемых услуг по своему значению. Стоимость услуг и надежность времени прибытия - =1, 5. По условиям контракта купли-продажи на продавца может быть возложен штраф за невыполнение сроков доставки. Однако возможная сумма этого штрафа значительно меньше, чем возможная стоимость перевозки. Поэтому стоимость услуг приобретает умеренное превосходство над надежностью времени прибытия. Стоимость услуг и эффективность деятельности - =16. Эффективность деятельности – критерий относительный, который показывает, насколько эффективно работает компания, но в то же время он может не отражать реальной ситуации (например, компания может сознательно пойти на временное снижение прибыли с целью привлечения новых клиентов и ее рентабельность снизится). Исходя из этого, стоимость услуг для потребителя имеет значительное превосходство над эффективностью деятельности Стоимость услуг и финансовая независимость - =1, 7. Финансовая независимость компании зависит от многих факторов (например, особенности текущей производственной деятельности) и полностью полагаться на этот критерий невозможно. Кроме того, потребитель заключает договор с перевозчиком на определенный период, а значит, при каких-либо признаках потери компанией финансовой независимости может в дальней не продлевать этот контракт. Поэтому стоимость услуг очень сильно превосходит по значимости финансовую независимость. Стоимость услуг и опыт работы - =1, 8. Безусловно, АО «Одесский цементный завод» большое значение придает опытности компании, которая говорит в пользу этой компании, но в то же время рынок диктует свои условия и потребитель говор работать с менее известной компанией, если та предоставит выгодные условия оплаты перевозки. Значит, стоимость услуг значительно превосходит опыт работы по своей важности. Стоимость услуг и производственные мощности - =1, 9. Значительные производственные мощности компании в большинстве случаев позволяют говорить о том, что эта компания более успешно работает на рынке. Но если эта компания по каким-либо причинам уступает своим конкурентам касательно стоимости услуг, то потребитель предпочитает компанию, которая обеспечит минимальные издержки. Следовательно, стоимость услуг играет гораздо более важную роль, чем производственные мощности. Стоимость услуг и популярность - =1, 10. Компании, оцененные потребителем более высоко, бесспорно вызовут у потребителя больше доверия, чем мало известные, не пользующиеся популярностью компании. Но возможно эти компании тратят значительные средства на рекламу и внешний лоск, повышая при этом фрахтовые ставки. В таком случае АО «Одесский цементный завод» склонен заключить договор с менее популярной компанией, но на более выгодных условиях. Исходя из этого, стоимость услуг получает значительное превосходство над популярностью. Ясно, что коэффициенты относительной важности, стоящие в диагонали таблицы, т.е. оценка важности параметра относительно самого себя, равны 1: =1, 1 = 2, 2= … =10, 10 =1 Рекомендации по составлению табл.2.1 Мы построили первую строку таблицы 2.1., которая будет называться в дальнейшем матрицей сравнения. Естественно, что по диагонали матрицы можно проставить единицы = 1. Нетрудно догадаться, что построен и первый столбец матрицы – «обратное сравнение» Так =2, 1 = 1: 1, 2 и т.д. Продолжим заполнение матрицы. Время перемещения груза и современность флота - =2, 3. Эти два критерия практически равны по своей значимости, так как и тот и другой представляют определенный интерес для потребителя. Но все-таки время перемещения груза имеет небольшой перевес в связи с существованием определенных сроков доставки. Время перемещения груза и качество предоставляемых услуг - =2, 4. Поскольку сроки доставки, установленные в контракте достаточно растянутые, время доставки груза несколько уступает качеству услуг по значимости. Необходимо также учитывать, что за несохранная доставка может привести к предъявлению претензии покупателем. Время перемещения груза и надежность времени прибытия - =2, 5. Критерии в данной паре достаточно близки по значимости, поскольку сильно взаимосвязаны. Но, тем не менее, сроки доставки груза оговорены в контракте менее четко, чем санкции в случае несвоевременной доставки. Поэтому надежность времени прибытия незначительно превосходит время перемещения груза. Современность флота и качество предоставляемых услуг - =3, 4. Качество услуг играет для потребителя существенную роль, что связано как с условиями контракта, так и с возможной потерей клиента в случае несохранной доставки. Современность флота же не оказывает такого влияния на выбор перевозчика потребителем, так как цемент позволяет перевозку и на судах несколько устаревших. Следовательно, качество предоставляемых услуг существенно превосходит современность флота по своему значению. Современность флота и надежность времени прибытия - =3, 5. Своевременная доставка груза покупателю – залог того, на продавца не будет наложен штраф, а клиент останется доволен работой с продавцом. Современность флота в данном случае не имеет такого значения. Поэтому умеренное превосходство получает надежность времени прибытия. Качество предоставляемых услуг и надежность времени прибытия - =4, 5. Эти два критерия могут быть признанными практически равными по своему значению для АО «Одесский цементный завод».
Вместе с тем, качество услуг все же имеет незначительный приоритет, так как оно обеспечивает удовлетворенность потребителя качеством товара, а значит и отсутствие претензий и отказов от груза, что может повлечь значительные убытки продавца. Надежность времени прибытия в этом случае менее значима для обеих сторон, заключивших контракт. Эффективность деятельности и финансовая независимость - =6, 7. В данном случае критерии являются очень близкими по своей значимости, так как они косвенно влияют на осуществление выбора и с помощью оценивается деятельность компании в целом, а не касательно конкретной перевозки. Но, на мой взгляд, эффективность деятельности – более однозначный критерий, чем финансовая независимость, вследствие чего он приобретает чуть большее значение. Эффективность деятельности и опыт работы- =6, 8 .. Поскольку продолжительность нахождения компании на рынке еще не говорит о том, что компания работает эффективно, мы можем считать, что эффективность деятельности все имеет небольшой приоритет по сравнению с опытом работы, несмотря на близость этих критериев по значимости (из-за их относительно характера). Эффективность деятельности и популярность - =6, 10 .. Исходя из того, что рентабельность как критериальный показатель эффективности деятельности может подвергаться влиянию различных факторов, о чем говорилось выше, а популярность компаний основана на реальном соприкосновении потребителей с этой компанией, то принимаем, что популярность имеет чуть больший вес, чем эффективность деятельности. Финансовая независимость и опыт - =7, 8 .. Опыт судоходной компании ценится потребителем больше, чем финансовая независимость, так как степень финансовой независимости может меняться со временем и ее можно трактовать неоднозначно. В связи с этим опыт умеренно превосходит финансовую независимость. Опыт работы и производственные мощности. - =8, 9. Как потребитель АО «Одесский цементный завод» предполагает, что опыт в морском судоходстве играет более важную роль, чем производственные мощности, поскольку компания с опытом работы на рынке будет более гибкой в различных ситуациях, а наличие мощностей еще не дает оснований целиком полагаться на компанию. Следовательно, опыт работы умеренно превосходит производственные мощности по значимости. Опыт работы и популярность - =8, 10 .. Популярность как критерий весьма субъективный, на мой взгляд, все же несколько уступает опыту работы, потому что он может быть связан с желанием некоторых потребителей «следовать моде» и другими факторами. Исходя из этого, опыт рабы приобретает незначительный перевес в отношении популярности. Аналогично производится окончательное заполнение матрицы сравнения. Для более систематического заполнения рекомендуется построчное заполнение параметров верхней наддиагональной части матрицы (см. Табл.2..1.). Табл.2..1.
Представленная в Табл.2.1 последовательность заполнения рекомендует построчное заполнение, когда например экспертное заполнение первой строки позволяет заполнить первый столбец обратно пропорциональными значениями. Заполнив единицами (равнозначность показателей относительно самих себя), заполняется вторая стока (и сразу второй столбец). Затем начинают заполнять третью строку (см. выделенный объект - ; ) и т.д. Возможно, более ясную картину алгоритма расчета даст Таблица.следующего вида:
В числовых эквивалентах возможный вариант таблицы будет выглядеть следующим образом (См. Приложение).
Пример заполнения = в каждом варианте баллы, выражающие приоритеты, естественно, будут другими. Их надо обосновать – см. материал выше. На основе проведенного сравнения осуществляем расчет искомых весов критериев. Для этого сначала определяем среднюю геометрическую из чисел, записанных в строках: , i = 1, n, где n – количество критериев. В нашем конкретном примере: 4, 749; 1, 431; 1, 055; 2, 965; 2, 268; 0, 432; 0, 25; 0, 662; 0, 462; 0, 628. Используя полученные данные, определяем удельные веса по формуле: , i = 1, n 4, 749 + 1, 431 + 1, 055 + 2, 965 + 2, 268 + 0, 432 + 0, 25 + 0, 662 + 0, 462 + 0, 628 = 14, 902 0, 319; 0, 096; 0, 071; 0, 199; 0, 152; 0, 029; 0, 017; 0, 044; 0, 031; . 0, 319 + 0, 096 + 0, 071 + 0, 199 + 0, 152 + 0, 029 + 0, 017 + 0, 044 + 0, 031 + 0, 042 = 1 В результате расчета весов критериев мы получили, что наибольший вес в системе критериев имеет стоимость услуг. Такой итог можно назвать закономерным, поскольку в условиях давления со стороны конкурентов и борьбы за потребителя конечная цена товара играет решающую роль, что не могло не отразиться на предпочтениях АО «Одесский цементный завод» в вопросе определения приоритетов. Достаточно сильно отстали от этого критерия качество предоставляемых услуг и надежность времени прибытия, но и они имеют довольно большой вес среди всех критериев. Это обусловлено тем, что в своей работе АО «Одесский цементный завод» ориентируется на поставку товара клиентам своевременно и в надлежащем состоянии. Еще одна пара критериев, которые имеют относительно солидный вес, это время перемещения груза и современность флота. Данные критерии определят рейтинг перевозчика в значительно меньшей степени, чем предыдущие, но и они играют не последнюю роль в осуществлении выбора. Остальные критерии имеют очень небольшой вес и связано это с тем, что их влияние на выбор перевозчика – косвенное. Но учет этих критериев, несмотря ни на что, позволит составить более полную картину и выбрать перевозчика с учетом различных по степени влияния критериев.
|