Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аналитический раздел
2.1. Формулирование критериев выбора перевозчиков Потребитель транспортных услуг, в данном случае …………….., может осуществлять выбор перевозчика по множеству критериев. Каждый критерий будет иметь определенный удельный вес при определении рейтинга компаний. Чем больше критериев будет учтено при осуществлении выбора, тем точнее будет этот выбор. Однако излишне большое количество критериев может привести только к потере времени, поскольку многие критерии будут оказывать минимальное (практические несущественное) влияние на результат. Поэтому мною были отобраны те критерии, которые, на мой взгляд, могут оказать существенное влияние на рейтинг перевозчика и на принятие решения потребителем. В данном разделе мы приводим краткую характеристику этих критериев, а также критериальных показателей, с помощью которых они будут измерены. Стоимость услуг. Этот показатель является одним из основных показателей, по которому большинство потребителей осуществляет свой выбор. Это, безусловно, связано с тем, что в условиях жесткой конкуренции каждая фирма стремится минимизировать свои издержки, чтобы товар, который она предложит покупателю, мог конкурировать с другими аналогичными товарами. ……………… в данном случае не исключение. Товаром производителя является ………….., который …………………. В связи с этим ……… заинтересован в выборе того перевозчика, который предоставит ему услуги за ……………. цену. Критериальный показатель и критерий в данном случае совпадают. Расчетной формулой для определения критериального показателя будет следующая:
где
Поскольку часть компаний предоставляет различные скидки, то эта формула приобретает вид:
где Время перемещения груза. Данный критерий наряду со стоимостью услуги практически всегда учитывается потребителями при решении вопроса о выборе перевозчика. Это связано с тем, что в большинстве контрактов оговариваются сроки доставка товара, которые необходимо четко выполнить. Кроме того, многие грузы имеют лимитированный срок хранения или подвержены в процессе перевозки убыли. Поэтому продавец стремиться точно соблюсти сроки доставки с целью избежания убытков и возможных конфликтов с покупателем. ……… – груз ……………….. В контракте купли-продажи также указан срок, за который продавец обязан поставить товар, что говорит о необходимости учета данного критерия. Критериальным показателем в данном случае мы принимаем время рейса одного судна, как величину средневзвешенную для каждой компании. Показатель будем определять по формуле:
где
где
где р – количество судов в компании; Количество груза на судне определяется по чистой грузоподъемности, так как груз … (легкий -тяжелый) (u = ….. м3/т), а значит полностью используется грузоподъемность судна. Современность флота. Данный показатель не всегда принимается во внимание потребителями, но современность флота играет далеко не последнюю роль в обеспечении доставки груза в надлежащем состоянии в указанные сроки. Можно говорить о том, что часто именно устаревшее оборудование на судах, а также сами суда, которые эксплуатируются очень длительный период, могут стать причиной аварий, а значит порчи или потери груза. Хотя для судов и существуют определенные установленные нормы по времени их эксплуатации, будем считать, что чем старше суда компании, тем менее привлекательна эта компания для потребителя. Критериальным показателем выступает возраст судов, который определяется в среднем по компании:
где Качество предоставляемых услуг. Этот показатель необходимо учитывать при решении любых вопросов связанных с выбором той или иной услуги, так как погоня за низкими цена очень часто может обернуться значительными потерями в качестве и убытками, связанными с оплатой неустоек. На сегодняшний день в мире большинство фирм выдвигают на первое место именно этот параметр, поскольку именно с качеством предоставляемых услуг связан авторитет фирмы у покупателей. При выборе судоходной компании качество услуг не может быть не учтено, потому что именно в процессе транспортировки необходимо уделять повышенное внимание к обеспечению сохранности груза, его транспортных свойств, целостности упаковки. ……………. заключил контракт купли-продажи на условиях ………, в связи с чем ……………... В контракте оговорена также возможность предъявления претензии покупателем в случае несоответствия качества сданного груза Спецификации. ……………..в роли критерия выбора выдвигает и качество предоставляемых услуг. Критериальным показателем качества услуг выступает процент случаев несохранной доставки. Эти данные получены при сборе информации о компаниях и указаны в исходных данных. Надежность времени прибытия. Это показатель, который характеризует компанию с точки зрения выполнения сроков доставки. Минимальные сроки доставки, которые будут определены по времени рейса еще не являются гарантией того, что они будут выполнены. Поэтому следует обратить внимание и на надежность времени прибытия. Выбор этого критерия связан также с тем, что в контракте купли-продажи заложен штраф в размере ….. % стоимости неотгруженного груза за каждый день просрочки, который будет обязан выплатить продавец покупателю. Исходя из этого, …….. вводит в состав критериев надежность времени прибытия. Критериальным показателем надежности времени прибытия будем считать процент случаев несвоевременной доставки, который был определен в ходе предварительного сбора информации о компаниях и указан в исходных данных. Эффективность деятельности. Данный показатель не имеет прямого отношения к заключению договора перевозки и требованиям, выдвигаемым потребителем к перевозчику, однако он оказывает косвенное влияние на принятие решения и это влияние достаточно сильное. Связаны мои выводы с тем, что высокая эффективность деятельности компании для меня как потребителя ее услуг может стать дополнительным стимулом к выбору именно этой компании. Потребитель склонен к выбору той компании, которая более эффективно работает, в то время как низкий уровень этого показателя заставит задуматься над тем, почему данная компания не повышает эффективность своей работы и стоит ли доверять компании, которая не слишком хорошо организовала свою деятельность. В качестве критериального показателя эффективности деятельности компании рассматривается рентабельность (см. Табл.1 Исходных данных варианта), по формуле:
где
Финансовая независимость. Этот критерий характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Он также не оказывает прямого воздействия на осуществление перевозки, но обращает на себя внимание потребителя, так как чем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Компания, которая является финансово зависимой в большей степени, чем другие, вызывает меньшее доверие потребителя. Финансовая независимость оговорит о возможности стабильной работы компании в различных кризисных ситуациях, когда необходимо погашать кредиты. Поэтому потребитель ТУ использует этот критерий для более полной оценки компаний. Критериальным показателем финансовой независимости служит коэффициент автономии, который можно рассчитать по формуле:
где
Опыт работы. Данный показатель является неоднозначным, так как наличие опыта не всегда свидетельствует о лучшей работе компании, молодые перспективные компании могут работать гораздо эффективнее, тех, которые уже упрочили свое положение на рынке. Однако опыт показывает, что компании с большим стажем работы лучше знают рынок, более прочно держат тот сегмент его, который завоевали, и могут предложить клиенту наилучшие варианты оказания услуг. Основываясь на этом положении, я принимаю опыт работы как один из критериев выбора перевозчика. Опыт работы выражается критериальным показателем – время работы на рынке, который является заранее известным, исходя из информации, предоставленной компаниями. Производственные мощности. Этот критерий дает представление о том, насколько крупная та компания, с которой будет работать потребитель. Сегодня на рынке ситуация такова, что более крупные компании являются более устойчивыми, меньше зависят от постоянно меняющейся ситуации на рынке и, что наиболее привлекательно для потребителя, может предложить более выгодные условия сделки. Кроме того, судоходные компании, владеющие большими производственными мощностями, в случае экстренных ситуаций могут переориентировать свободные суда, которые у них часто есть, на тот участок работы, где может потребоваться их наличие. Таким образом, Потребитель ТУ вводит этот критерий в систему критериев для отбора перевозчика. Оцениваться производственные мощности компаний будут по суммарному тоннажу, которым располагает компания. Данный критериальный показатель рассчитывается по формуле:
где
Популярность. Это критерий, который очень часто играет непоследнюю роль при выборе не только перевозчика, но и любых услуг и товаров. Большинство потребителей склоняются к выбору того, товара, который им известен и которым пользуется большинство. Безусловно, неизвестные, плохо разрекламированные производители, могут выпускать лучшие товары, но многие будут относиться к ним с недоверием. Поэтому предпочитают работать с популярными судоходными компаниями, для чего и будет в дальнейшем учитываться данный критерий. Измерить популярность той или иной компании количественно достаточно сложно. Будем считать, что популярность выражается в средней оценке по десятибалльной системе, которую дали 20 фирм-производителей судоходным компаниям в ходе проведенного опроса. Таким образом, критериальным показателем служит оценка потребителей, которая представлена в исходных данных о компаниях.
2.2. Ранжирование критериев Исходя из изложенного выше обоснования критериев выбора перевозчика, мы получили следующий набор этих критериев: Стоимость услуги – Время перемещения груза – Современность флота – Качество предоставляемых услуг – Надежность времени прибытия – Эффективность деятельности – Финансовая независимость – Опыт работы – Производственные мощности – Популярность – Для того чтобы определить удельный вес каждого критерия, составляем таблицу, в которую будут внесены коэффициенты относительной важности одного критерия по сравнению с другим - 1 – равная важность критериев; 3 – умеренное превосходство одного над другим; 5 – существенное превосходство; 7 – значительное превосходство; 9 – очень сильное превосходство; 2, 4, 6, 8 – промежуточные (компромиссные) суждения. Для таблицы характерно свойство обратной симметричности. Коэффициенты относительной важности представлены в табл.2.1
Пример по парного сравнения параметров (Доставка цемента из Одессы а Барселону) Рассмотрим кратко некоторые сравниваемые пары критериев. Стоимость услуг и время перемещения груза - - Согласно условиям договора купли-продажи АО «Одесский цементный завод» обязался доставить товар покупателю в течение 6 месяцев с момента подписания контракта. Учитывая, что размер партии – 32 000 т, мы можем считать, что этого времени более чем достаточно для перевозки данного груза. Поэтому время перемещения груза отступает для продавца на второй план, уступая место критерию стоимости услуг. Стоимость услуг и современность флота - Стоимость услуг и качество предоставляемых услуг - Стоимость услуг и надежность времени прибытия - Стоимость услуг и эффективность деятельности - Стоимость услуг и финансовая независимость - Стоимость услуг и опыт работы - Стоимость услуг и производственные мощности - Стоимость услуг и популярность - Ясно, что коэффициенты относительной важности, стоящие в диагонали таблицы, т.е. оценка важности параметра относительно самого себя, равны 1:
Рекомендации по составлению табл.2.1 Мы построили первую строку таблицы 2.1., которая будет называться в дальнейшем матрицей сравнения. Естественно, что по диагонали матрицы можно проставить единицы = 1. Нетрудно догадаться, что построен и первый столбец матрицы – «обратное сравнение» Так Продолжим заполнение матрицы. Время перемещения груза и современность флота - Время перемещения груза и качество предоставляемых услуг - Время перемещения груза и надежность времени прибытия - Современность флота и качество предоставляемых услуг - Современность флота и надежность времени прибытия - Качество предоставляемых услуг и надежность времени прибытия -
Вместе с тем, качество услуг все же имеет незначительный приоритет, так как оно обеспечивает удовлетворенность потребителя качеством товара, а значит и отсутствие претензий и отказов от груза, что может повлечь значительные убытки продавца. Надежность времени прибытия в этом случае менее значима для обеих сторон, заключивших контракт. Эффективность деятельности и финансовая независимость - Эффективность деятельности и опыт работы- Эффективность деятельности и популярность - Финансовая независимость и опыт - Опыт работы и производственные мощности. - Опыт работы и популярность - Аналогично производится окончательное заполнение матрицы сравнения. Для более систематического заполнения рекомендуется построчное заполнение параметров верхней наддиагональной части матрицы (см. Табл.2..1.). Табл.2..1.
Представленная в Табл.2.1 последовательность заполнения рекомендует построчное заполнение, когда например экспертное заполнение первой строки позволяет заполнить первый столбец обратно пропорциональными значениями. Заполнив единицами (равнозначность показателей относительно самих себя), заполняется вторая стока (и сразу второй столбец). Затем начинают заполнять третью строку (см. выделенный объект - Возможно, более ясную картину алгоритма расчета даст Таблица.следующего вида:
В числовых эквивалентах возможный вариант таблицы будет выглядеть следующим образом (См. Приложение).
Пример заполнения = в каждом варианте баллы, выражающие приоритеты, естественно, будут другими. Их надо обосновать – см. материал выше. На основе проведенного сравнения осуществляем расчет искомых весов критериев. Для этого сначала определяем среднюю геометрическую из чисел, записанных в строках:
где n – количество критериев. В нашем конкретном примере:
Используя полученные данные, определяем удельные веса по формуле:
В результате расчета весов критериев мы получили, что наибольший вес в системе критериев имеет стоимость услуг. Такой итог можно назвать закономерным, поскольку в условиях давления со стороны конкурентов и борьбы за потребителя конечная цена товара играет решающую роль, что не могло не отразиться на предпочтениях АО «Одесский цементный завод» в вопросе определения приоритетов. Достаточно сильно отстали от этого критерия качество предоставляемых услуг и надежность времени прибытия, но и они имеют довольно большой вес среди всех критериев. Это обусловлено тем, что в своей работе АО «Одесский цементный завод» ориентируется на поставку товара клиентам своевременно и в надлежащем состоянии. Еще одна пара критериев, которые имеют относительно солидный вес, это время перемещения груза и современность флота. Данные критерии определят рейтинг перевозчика в значительно меньшей степени, чем предыдущие, но и они играют не последнюю роль в осуществлении выбора. Остальные критерии имеют очень небольшой вес и связано это с тем, что их влияние на выбор перевозчика – косвенное. Но учет этих критериев, несмотря ни на что, позволит составить более полную картину и выбрать перевозчика с учетом различных по степени влияния критериев.
|