Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сезонные колебания на примере туристического рынка.






Рассмотрим сезонные колебания на примере динамики спроса на туристические услуги. Для туристского рынка и связанной с ним туристской индустрии характерны значительные сезонные колебания спроса на туристские продукты. Сезонность – явление сложное и по своим последствиям противоречивое. Появление на рынке турпродуктов обуславливает пик сезонных колебаний продажи и цен в летний период. Ему соответствует и сезонный подъем спроса.

По степени интенсивности туристских поездок различают четыре сезона туристской деятельности:

сезон пик – период, наиболее благоприятный для организации рекреационной деятельности людей, характеризующийся максимальной плотностью туристов и наиболее комфортными условиями для рекреации;

сезон высокий – период наибольшей деловой активности на туристском рынке, время действия наиболее высоких тарифов на туристский продукт и услуги;

сезон низкий – период снижения деловой активности на туристском рынке, для которого характерны самые низкие цены на туристский продукт и услуги;

сезон «мертвый» – максимально неблагоприятный период для организации рекреационной деятельности.

Сезонность в туризме налагает отпечаток на спрос и производство, оказывает значительное влияние на рентабельность всех туристских предприятий, а также других производств, ориентированных на обслуживание туристов. Особенно это сказывается на предприятиях с высокой трудоемкостью и капиталоемкостью, а также на сфере услуг. Сезонный спад вызывает временное высвобождение рабочей силы. Влияет он и на распределение издержек производства, что тесно связано с политикой цен на товары и услуги для туристов и т. д.

Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях (понижениях) уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.

Сезонность определяется целым рядом факторов. Факторы сезонных колебаний в литературе подразделяются на первичные и вторичные.

К первичным факторам сезонных колебаний относятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий, количества и качества специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма. Природно-географические условия являются определяющими в выборе туристами того или иного района для посещения.

К вторичным факторам сезонных колебаний относятся:

· экономические – структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;

· демографические – дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;

· психологические – традиции, мода, подражание;

· материально-технические – развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;

· технологические – комплексный подход в предоставлении качественных услуг;

· политическая обстановка и международное окружение.

Объем реализованных услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т.п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристского предприятия необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. В этих целях проводится статистическое изучение сезонных колебаний.

Сезонные колебания измеряются при помощи индексов сезонности, которые рассчитываются как процентное отношение средних месячных уровней за ряд лет к общему среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период по формуле:

где – индекс сезонности, %;

– средний уровень объема реализованных услуг отдельного месяца, грн.;

– общий среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период, грн.

В практике экономического анализа используются различные методы расчета индекса сезонности: простой средней, аналитического выравнивания, относительных чисел, скользящей средней и др.

Наиболее легким из них является метод простой средней, который применяется для вычисления сезонных колебаний в тех случаях, когда внутригодовое изменение объема реализации услуг колеблется на протяжении года около определенного (постоянного) уровня.

Индексы сезонности рассчитываются в два этапа:

1. Рассчитываются средние уровни для каждого месяца по данным за все годы исследуемого периода (), что позволяет избавиться от случайных колебаний месячных уровней по годам. При этом применяется простая средняя, рассчитанная по формуле как частное от деления суммы значений всех вариантов на общее число единиц. В ней варианты обозначаются через у, число единиц через п, среднее значение — как .

2. Определяется общая средняя () за весь исследуемый период. При расчете сезонных колебаний по абсолютным данным об объеме явления за каждый месяц исчисляется путем деления общего объема явления за весь исследуемый период (сумма исходных данных) на число месяцев в исследуемом периоде (так, при периоде 3 года — 36 месяцев). При расчете сезонных колебаний на основе среднесуточных уровней определяется путем деления суммы исходных данных на общее число календарных дней в исследуемом периоде.

Пример расчета индекса сезонности методом простой средней приведен в табл. 1.

Из табл. 1 следует, что общий среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период (три года) составляет:

 

 

 

где – число месяцев в исследуемом периоде.

 

Таблица 1

Расчет сезонности выручки от реализации туристского продукта в регионе

(в сопоставимых ценах и тарифах)

 

 

Годы, показа­тели Сумма выручки в месяц, млн. грн. Итого за год, млн. грн.
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
1-й год                          
2-й год                          
3-й год                          
Итого                          
Средний уровень 44, 7     74, 7     105, 7            
Индекс сезон­ности, % 59, 6 69, 3 65, 3 99, 6 110, 7   140, 9   137, 3 114, 7 78, 7 61, 3  

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал