Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественные блага
24.
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
| · компенсация, ликвидация или недопущение отрицательных внешних эффектов рынка (введение налога на выбросы вредных веществ в окружающую среду);
· предоставление общественных благ населению (оборона страны, охрана общественного порядка);
· решение социальных проблем, влияющих на развитие экономики (МРОТ, продолжительность рабочего времени);
· обеспечение экономики необходимым количеством денег и т.д.
|
Государственное регулирование экономики (ГРЭ)
| — система мер государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества
| Роль государства в рыночной экономике
|
26.
Цели государственного регулирования экономики
| Главная цель ГРЭ: экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом.
От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель:
| 1.
| ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.Обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг – более высокий уровень жизни
| 2.
| ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Мы хотим максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсах
| 3.
| ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем кто желает и способен работать, исходя из потребностей общества
| 4.
| СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции
| 5.
| ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы
| 6.
| СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши
| 7.
| ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЁННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронических больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев
| 8.
| ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Стремимся участвовать во всемирном хозяйстве, поддерживать баланс международных экономических отношений
| 9.
| ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
|
27.
Экономические функции государства –
Основные направления государственного регулирования экономики
| ● обеспечение правовой, законодательной базы функционирования экономических субъектов;
| ● проведение антимонопольной политики и поддержание, защита конкуренции;
| ● обеспечение стабильности финансово-кредитной системы и организации денежного обращения
| ● регулирование, перераспределение доходов;
| ● финансирование фундаментальной науки, наукоемких отраслей;
| ● охрана окружающей среды, регулирование внешних эффектов рынка, обеспечение экологической безопасности;
| ● финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка;
| ● поддержание общественно нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения и т.п.;
| ● изменение структуры производства с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов;
| ● контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
| ● финансирование производства или непосредственное производство общественных благ, товаров и услуг;
| ● регулирование внешнеэкономической деятельности и др.
|
28.
Методы и инструменты государственного регулирования экономики
| 1. Административные методы государственного регулирования —эти методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения, они ограничивают свободу экономического выбора ( лицензирование, регламентация, антимонопольные запреты, квотирование, стандарты, нормативы).
Административные методы основаны на соответствующем законодательстве – о собственности, сделках, договорах и обязательствах, защите потребителей, труде, социальном обеспечении и социальной защите, охране природы, налогах, ограничении монополистической деятельности и т.п.
| 2. Экономические методы государственного регулирования —эти методы предусматривают сохранение свободы выбора. Они предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая способствует проводимой государственной политике.
Экономические методы делятся на:
· Прямые
· Косвенные
К прямым относятся:
— деятельность государственного сектора – совокупность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству;
—государственное предпринимательство (производство, закупки, продажи товаров, инвестиции), оказывает большое влияние на развитие частного сектора и экономики в целом.
Инструменты государственного регулированияпри прямых методах: государственные заказы, займы, дотации и субсидии; прогнозы, планы, программы и др.
К косвеннымотносятся:
— бюджетно-налоговая (фискальная) политика – маневрирование доходами и расходами бюджета;
— денежно-кредитная (монетарная) политика – регулирование количества денег в обращении в целях воздействия на экономику.
Инструменты государственного регулированияпри косвенных методах: налоги, налоговые льготы, таможенные пошлины, учетная ставка, норматив обязательных резервов, операции на открытом рынке, валютные интервенции и др.
|
29.
Формы государственного регулирования экономики
| — бюджетно-налоговое регулирование(разработка, утверждение, исполнение государственного бюджета)
— денежно-кредитное регулирование(система государственных мер по поддержанию стабильности цен и валюты, объема денежной массы)
— административное регулирование(лицензирование, квотирование, принудительное разукрупнение монополий или картелирование)
|
30.
|