Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 46. Совокупный спрос в модели «AD–AS» и факторы, влияющие на него
В процессе макроэкономического анализа выделяют несколько агрегированных рынков: рынок благ, финансовый рынок и рынок факторов производства. Между ними существуют тесные экономические взаимоотношения. Центральное место в общей системе взаимосвязанных рынков занимает рынок благ. Рынок благ – это форма конкурентной экономической связи между субъектами рынка по поводу купли и продажи всех благ, произведенных в национальной экономике в течение определенного периода времени и предназначенных для конечного использования. Спрос на этом рынке определяет совокупный спрос, а предложение товаров и услуг – совокупное предложение. Совокупный спрос (AD) – это сумма всех видов спроса, или суммарный спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. В структуре совокупного спроса выделяют: - спрос на потребительские товары и услуги (C); - спрос на инвестиционные товары (I); - спрос на товары и услуги со стороны государства (G); - чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (Xn). Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой: AD = C + I + G + Xn Кривая совокупного спроса (рисунок 1) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение по кривой ADотражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макроуровне подчиняется той же закономерности, что и на микроуровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег: MV = PY и Y = MV / P, где P – уровень цен в экономике; Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег. Из этой формулы следует, что чем выше уровень цен Р, тем меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y. Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана с эффектом: - процентной ставки (эффектом Кейнса) – с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос; - богатства (эффектом Пигу) – рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижаются объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос; - импортных закупок – рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране. Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой ADвправо или влево. К неценовым факторам совокупного спроса относятся: - предложение денег М и скорость их обращения V (что следует из уравнения количественной теории денег); - факторы, влияющие на потребительские расходы домохозяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания; - факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий; - государственная политика, определяющая государственные расходы; - условия на внешних рынках, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке. Изменения совокупного спроса отражены на рисунке 1. Сдвиг прямой вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево – уменьшение. Рисунок 1. Кривая совокупного спроса
|