![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Замена звуков к, к' г, г', х, х' другими звуками
Наиболее часто заднеязычные звуки к, г, х заменяются переднеязычными т, д. Обычно к и х заменяются звуком г, а г — д. Речь ребенка звучит так: «Татя татает том» (Катя катает ком), «Дуси дромто додочут» (Гуси громко гогочут), «Мута летала отоло ута» (Муха летала около уха). Взрослые и дети без труда замечают такое дефектное произношение. Можно легко увидеть и неправильную артикуляцию. Попросив ребенка произнести, например, слово гамак, воспитатель увидит, как у него в начале и в конце слова кончик языка поднимается и прижимается к нёбу за верхними зубами (в норме кончик языка должен находиться внизу, а подниматься должна задняя часть языка). Этот недостаток может сказаться и на письменной речи (происходит замена букв к, х на г, а г — на <?), если не будет своевременно проведена работа по исправлению и дифференциации этих звуков. Подготовительный этап. Кроме упражнений, помогающих выработать подъем задней части языка к нёбу, следует проводить работу по дифференциации на слух звуков k) г, х и их заменителей. Для этого используются картинки-символы. На звук к можно подобрать картинку с изображением тучи, из которой идет дождь; на звук г — картинку с изображением железнодорожного вагона. Воспитатель говорит: «Капли капают: к-к-к..., колеса вагона стучат: т-т-т.... Сейчас я буду называть эти звуки, а ты — показывать соответствующие картинки». Для дифференциации звуков г — д можно подобрать такие картинки: гусь вытянул шею, раскрыл клюв (он кричит: г-г-г), барабан с палочками (барабанная дробь: д-д-д}. После того как ребенок научится различать на слух звуки гид, можно приступать к постановке заднеязычных звуков. Постановка звуков. Воспитатель показывает перед
зеркалом различия в положении языка при произнесении звуков к («Капли капают») и т («Колеса вагона стучат»). Когда ребенок освоит движения вверх кончиком языка (при г) и «хвостиком» языка (при к), педагог пробует вызвать к по подражанию. Если это не получается, звуки к, г, х ставят с механической помощью, как при их отсутствии. Автоматизация звуков проводится последовательно в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах. Заканчивается работа этапом дифференциации поставленного звука и звука-заменителя: к — т, г — д, х — т. При этом педагог обращает внимание ребенка на различия не только в звучании, но и в артикуляции (какая часть языка работает — кончик или «хвостик»). Дифференциация этих пар звуков проводится в словам, слогах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Работу можно будет считать законченной лишь тогда, когда ребенок будет постоянно правильно употреблять эти звуки в самостоятельной речи. Вопросы и задания 1. Нарушения каких звуков называются каппацизмами? 2. Чем отличаются каппацизмы от паракаппацизмов? 3. Почему звук к является базовым в группе заднеязычных звуков? 4. Какие виды каппацизмов вы знаете? 5. Какие виды паракаппацизмов вы знаете? 6. Чем отличается работа на подготовительном этапе при каппацизмах от этой же работы при паракаппацизмах? 7. Каким этапом и почему заканчивается работа при каппацизмах и паракаппацизмах? Приведите конкретные примеры. 8. Какой основной способ постановки звука к вы знаете? 9. В какой последовательности ставятся звуки в группе заднеязычных? 10. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков кит (по образцу таблицы на звук с). 11. Подберите материал для дифференциации звуков к— т в слогах, словах, предложениях и стихотворениях. 12. Подберите материал для дифференциации звуков г — д в слогах, словах, предложениях и стихотворениях. РИНОЛАЛИЯ Одним из нарушений звуковой стороны речи является рино-лалия, которая характеризуется нарушением тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения. Эти недостатки обусловлены анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой ринола-лии струя воздуха во время акта речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает вследствие расщепления твердого и мягкого нёба, пареза мягкого нёба после дифтерии. Поскольку мягкого нёба нет или его деятельность недостаточна для созда- ния перегородки между ротовой и носовой полостью, струя воздуха, не встречая преграды, идет в нос, и речь становится непонятной, приобретает носовой оттенок. Дети с расщеплением твердого или мягкого нёба нуждаются в помощи логопеда как в дооперационный, так и в послеоперационный период. В дооперационный период у ребенка подготавливают к операции мышцы и ткани, вырабатывают навык направлять воздушную струю через рот, вызывают возможные звуки; в послеоперационный период идет постановка звуков. Пластическую операцию таким детям делают по показанию врача, и обычно к школе ребенок, систематически занимаясь у логопеда, полностью исправляет речь. Воспитатель должен помогать ребенку вводить поставленные логопедом звуки в речь. Кроме того, он может оказать большую помощь ребенку, проводя с ним игры на развитие речевого (ротового) дыхания. Во время артикуляционной гимнастики и занятий по звукопроизношению особое внимание надо обращать на выполнение упражнений таким ребенком. Если они у него не получаются, воспитателю следует попросить родителей позаниматься с малышом дома и самому по возможности проводить дополнительные индивидуальные занятия. При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос (разращения в носу, полипы, искривление носового хода). Носовые звуки м и н заменяются соответственно звуками б и д. Для исправления этого недостатка необходимо удаление аденоидов, лечение прогреванием и т. п., чтобы дать открытый доступ воздуху в нос. В дальнейшем необходимы занятия у логопеда. Воспитатель после операции должен следить, чтобы ребенок закрывал рот и дышал носом. Несколько раз в день с ним можно проделывать следующие упражнения: 1) закрывая поочередно то левую, то правую ноздрю, дышать спокойно другой. Рот должен быть закрыт; 2) делать вдох ртом, а выдох носом. Повторять это упражнение 3—4 раза; 3) делать вдох носом, выдох ртом. Повторять это упражнение 3—4 раза; 4) петь звук м на мотив любой песни. Вопросы и задания 1. Дайте определение ринолалии. 2. Какие виды ринолалии вы знаете? 3. Какую помощь может оказать воспитатель логопеду при исправлении речи у ребенка с ринолалией? ДИЗАРТРИЯ При дизартрии страдает вся произносительная система речи, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. Это нарушение обусловлено недостаточностью и.ннервации речевого аппарата. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Тяжелое нарушение речи и общей моторики задерживает психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка. Для таких детей имеются специальные дошкольные учреждения. В дошкольных учреждениях общего типа могут находиться дети со стертыми формами дизартрии. Последние проявляются в более легкой степени нарушений движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики (ограниченность, неполнота по объему, неточность и др.), а также в нарушениях произносительной стороны речи — она понятна для окружающих, но нечеткая. Дефекты произношения заметны каждому. Иногда их даже смешивают со сложной дислалией, но при исправлении педагоги встречаются с большими трудностями. Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Надо учить ребенка надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать детей полоскать рот водой. Дети со стертыми формами дизартрии не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя различные специальные упражнения (см. с. 29). Можно учить ребен' ка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить рука- ми самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1 см делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через Край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, целесообразно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить ее кому-то из взрослых. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах. Дети со стертыми формами дизартрии испытывают затруднения и на занятиях по изобразительной деятельности. Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту, вести мелодию голосом и т. д. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно педагог помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его сзади за талию, а потом — спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно. Итак, нарушения моторики вызывают у детей затруднения в овладении программным материалом, требуют дополнительных индивидуальных занятий в дошкольном учреждении и дома. Обучение ребенка следует проводить по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звуко-произношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуются длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре. Вопросы 1. Чем характеризуется дизартрия? 2. Какую помощь может оказать воспитатель детям со стертыми формами дизартрии? ВРЕМЕННЫЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ По тем или иным причинам речь ребенка может задержаться на любом этапе ее развития. Часто у таких детей позже появляются слова, их запас не соответствует возрасту ребенка, развитие фразовой речи идет с опозданием, долго держатся недостатки звукопроизношения. Задержки развития речи должны вызывать тревогу у родителей и педагогов не тогда, когда у ребенка в два года нет речи, а уже в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления или оно проявляется мало, когда своевременно нет лепета или первых слов. Чем раньше это будет выявлено, тем легче будет помочь ребенку. Причинами задержки речи могут служить различные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. Особенно сильно влияют желудочно-кишечные заболевания, нарушающие питание организма и коры головного мозга. При укреплении организма и создании благоприятных условий для развития речи ребенок догоняет своих сверстников в речевом развитии, однако чтобы преодолеть эти отклонения, необходимы специальные занятия. Для правильной организации работы с такими детьми воспитатель должен знать, какие требования предъявлять ребенку в различные периоды формирования его речи. Детей, у которых явно выражена задержка в развитии речи, независимо от их возраста, нужно направлять в группу, соответствующую их речевому развитию. Однако разница в возрасте не должна превышать один год. Решить вопрос, какую возрастную группу должен посещать ребенок, можно только после консультации с психоневрологом и логопедом. Начальные этапы работы по накоплению словаря и развитию фразовой речи аналогичны работе, которую проводят с детьми-алаликами (см. ниже). Вопросы 1. В чем проявляются и чем могут быть вызваны временные задержки развития речи? 2. Что требуется для преодоления временных задержек в развитии речи? АЛАЛИЯ Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей (до трех-пяти лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившим во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. В дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определенные затруднения: накопление словаря идет очень медленно, фразу они строят с трудом, неправильно, например: «Мальчик горка санках катается» (Мальчик катается на санках с горки). В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают, например: «Ляля киля гиля» (Девочка катается на лыжах). Впоследствии, благодаря занятиям, увеличивается словарь, улучшается фразовая речь, но ребенок постоянно отстает в речевом развитии от своих сверстников. И алалии, и временные задержки в развитии речи требуют в начале работы с ребенком более или менее одинаковых приемов. Со временем выявляется характер нарушения. У детей-алаликов встречаются стойкие нарушения словаря и фразовой речи, темпы развития ее значительно медленнее, чем у детей со временной задержкой развития речи. Воспитатель не только помогает таким детям в их речевом развитии на общих занятиях, но и выделяет время для индивидуальной специальной работы. Чтобы ребенок приобрел определенный запас слов, простых по произношению и часто употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и др.), необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, а также на прогулке, каждый раз называя встречающиеся предметы. Если ребенок отказывается повторять за воспитателем слово, не надо требовать от него ответа в данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много раз. Со временем ребенок сам начнет повторять это слово за воспитателем. Каждое проявление его речевой активности должно поощряться взрослыми. Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (20—30), в том числе и словами, обозначающими действия, воспитатель начинает приучать его пользоваться связной речью. Производя любое действие, педагог сопровождает его речью (например, уложив куклу, он говорит: «Ляля спит» и т. п.), того же постепенно он начинает требовать и от ребенка. Сначала детям дают предложения из двух слов — существительного и глагола, потом вводят прилагательные и другие части речи. Так, постепенно у ребенка увеличивается словарь, появляется фразовая речь. Необходимо знать речевые возможности ребенка на каждом конкретном этапе его развития, правильно использовать их на занятиях по разным разделам программы. Не следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя. \В процессе работы по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи таким детям помимо фронтальных и подгрупповых занятий нужны еще и индивидуальные. Их можно организовывать в быту, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков, когда воспитатель и родители имеют возможность многократно называть различные действия, которые выполняет ребенок, и предметы, которыми он при этом пользуется. Нельзя перегружать ребенка речевым материалом — это может привести к заиканию. Лексический материал следует подбирать с учетом его количества и доступности. Работа воспитателя проводится в тесном контакте с родителями, логопедом и психоневрологом, лечащим ребенка; без такого контакта невозможен правильный подход к нему. Вопросы и задания 1. Дайте определение алалии и раскройте причины ее возникновения. 2. В чем особенности нарушений речи при алалии? 3. В чем заключается работа воспитателя с ребенком-алаликом? ЗАИКАНИЕ Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях периферического речевого аппарата. При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: а) употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и)\ б) повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; в) вынужденные остановки в середине слова, фразы, г) затруднения перед началом речи. Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической травматизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ. Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук. Знание этих причин помогает воспитателю, особенно первой и второй младших групп, вовремя выявлять таких детей, уделять им больше внимания: одним — на занятиях по развитию речи, другим — на занятиях по физической культуре и музыкальных, проводить беседы с родителями о помощи детям, а также о правильном воспитании, поскольку заикание легче предупредить, чем лечить. Ввиду того что это дети с ослабленной нервной системой, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим. В беседах с родителями воспитатель должен заострить их внимание на ряде моментов: нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь сказок, особенно страшных, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т. п.; не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном; нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду; не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и др.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания; нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т. п. Воспитателю необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к
малышу. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем им полезно участвовать и хороводных и других играх, требующих хоровых ответов. Таких детей нельзя спрашивать первыми на занятиях. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, воспитатель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками. Для заикающегося ребенка очень важны музыкальные занятия, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению. На празднике надо предоставить ему возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы (особенно это относится к детям старшей и подготовительной к школе групп). Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. Вопросы 1. Что такое заикание? 2. Что может являться причиной возникновения заикания? 3. Что должен делать воспитатель для предупреждения заикания у детей? 4. Какую помощь может оказать воспитатель заикающемуся ребенку? НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ПРИ СНИЖЕНИИ СЛУХА На развитии речи тугоухих (слабослышащих) детей сказываются время наступления тугоухости, степень снижения слуха, общее состояние ребенка и характер медико-педагогического воздействия в каждом конкретном случае. Даже незначительная тугоухость, наступившая до того как сформировалась речь (до 2, 5—3 лет), приводит к ее недоразвитию. Если же она наступила после трех лет, речь ребенка сравнительно понятна и легко поддается исправлению. Тугоухость часто бывает следствием осложнений на уши после перенесенных болезней: гриппа, скарлатины, кори, повторяющихся насморков. Внимательные, заботливые родители стремятся не допускать насморка и других болезней носоглотки, вызывающих заболевание ушей. Если у ребенка обнаружилась значительная степень тугоухости, его необходимо направить в специальный детский сад. При легких степенях тугоухости дети обычно посещают общий детский сад, а воспитатели помогают ребенку развивать речь, консультируясь с отоларингологом и логопедом. В работе со слабослышащим ребенком необходимо учитывать следующее. На любом занятии ребенка надо сажать ближе к педагогу, так чтобы малыш всегда видел его лицо. Разговаривать с ребенком следует четко, не спеша, громко, но не крикливо, и от него самого необходимо требовать громкой и отчетливой речи. Надо приучать его к основным навыкам чтения с губ. Для этого можно использовать следующую игру. Воспитатель показывает несколько картинок (3—4), четко называя каждую, при этом ребенок должен видеть его артикуляцию. Затем педагог тихо (почти беззвучно) называет картинки, а ребенок их показывает. На музыкальных занятиях ребенка надо сажать ближе к музыкальному работнику. Нельзя забывать о том, что пение и слушание музыки, песен очень полезны для него. Надо приучать ребенка слушать детские радиопередачи, а потом пересказывать их. Во время игр на развитие слухового внимания необходимо чаще задавать ему вопросы. Можно рекомендовать родителям проводить подобные игры дома («Где позвонили?», «Угадай, что делают», «Кто кричит?» и др.). От правильного подхода к слабослышащему ребенку во многом зависит его дальнейшее речевое развитие. Вопросы 1. Какое влияние оказывают время наступления и степень снижения слуха на развитие речи ребенка? 2. Какую помощь может оказывать воспитатель слабослышащему ребенку? НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, является дисфония. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии могут привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика, несоблюдение основных правил гигиены голоса при пении (несоответствие звукового диапазона песни среднему диапазону голоса ребенка определенного возраста), частое подражание голосам кукол (высокий, резкий голос Буратино), голосам взрослых, резким свисткам паровоза, гудкам автомобиля. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспали-
тедьные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становится хриплым. Детскому саду и семье для профилактики нарушений голоса надо постоянно следить за состоянием носоглотки детей и правильным пользованием голосом, соблюдать вышеперечисленные требования. Особое значение это имеет по отношению к детям, только что перенесшим заболевания верхних дыхательных путей. Некоторое время таким детям не следует давать большой нагрузки на голос, т. е. не требовать от них громкой речи и пения. Если у ребенка длительное время (1—2 недели) наблюдается охрипший голос, его нужно направить к отоларингологу и затем выполнять все указания врача. Вопросы 1. Что может явиться причиной дисфонии? 2. Какую профилактику нарушений голоса может осуществлять воспитатель? РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель должен помочь родителям правильно организовать эту работу. В его задачи входит показать родителям индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной работы. Для того чтобы наладить систематические, планомерные индивидуальные занятия с ребенком и привлечь к ним родителей, целесообразно распределить весь учебный материал по трем направлениям: воспитание произносительных навыков, формирование словаря, формирование грамматических умений и навыков. Соответственно этим направлениям воспитатель оформляет три тетради. В первой тетради дается материал по развитию правильного звукопроизношения; во второй — по накоплению, уточнению, активизации словаря и отработке слоговой структуры слова; в третьей — по развитию фразовой речи и ее грамматическому оформлению. Не с каждым ребенком следует вести работу по всем указанным направлениям. Это зависит от тяжести нарушения речи. Например, если ребенок страдает дислалией, преимущественное внимание уделяется формированию звукопроизношения, и в этом случае будет достаточно одной тетради. Внутри каждого направления в зависимости от вида нарушения речи, психологических особенностей ребенка (внимания, памяти) и особенностей его эмоционально-волевой сферы могут быть выделены различные разделы. Так, при нарушении звуко произношения (первое направление) коррекционная работа может состоять из следующих разделов: развитие мимической мускулатуры, развитие мелкой моторики рук, развитие артикуляционного аппарата, отработка опорных звуков, постановка нарушенного звука и его автоматизация и др. Соответственно задачам второго направления подбирается лексический материал по программе детского сада: слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие качества и свойства предметов; слова, обозначающие различные действия. При этом необходимо предусматривать разную степень их сложности и вначале использовать слова, состоящие только из открытых слогов (муха, кубики), а затем последовательно вводить слова с закрытыми слогами (петух, малыш), слова со стечением согласных в середине слова (кофта, конфета), слова со стечением согласных и с закрытыми слогами (стакан). Третье направление состоит из следующих разделов: связь слов в предложении (управление, согласование), предложные конструкции и др. Поскольку по всем указанным направлениям и разделам работа ведется одновременно, в тетрадях ребенка сразу отводится по нескольку страниц на каждый раздел. Внутри разделов материал организуется последовательно, с учетом основных дидактических принципов: доступности, наглядности и др. Чтобы ребенку и родителям было легче ориентироваться в тетрадях, целесообразно отделять один раздел от другого, вырезая страницы, как в алфавитной книге, и делая соответствующие надписи, а для ребенка — маленький рисунок, по которому он сможет легко найти и открыть нужный для повторения или дополнения материал. Так, на первой странице раздела «Развитие мимической мускулатуры» изображается лицо, раздела «Развитие мелкой моторики рук» — кисть руки и т. д. Желательно, чтобы воспитатель не наклеивал в тетрадь ребенка готовые картинки, а рисовал их с одновременным комментированием (см. рис. 1, 2). Например, рисуя дом, взрослый говорит: «Вот левая стена, вот правая стена, вот пол, потолок, крыша, окно, вот и нарисовали домик». Таким образом рисунок создается в определенной последовательности на глазах у ребенка. Это особенно важно для развития речи детей, страдающих ала-лией, и коррекции речи заикающихся детей. Если рисунки задаются на дом, родители, не умеющие рисовать, могут вместе с ребенком перевести готовый рисунок из журнала через кальку или воспользоваться трафаретом. Такой прием способствует развитию у ребенка внимания и повышает у него интерес к учебной деятельности. Все рисунки ребенок раскрашивает, самостоятельно подбирая нужный цвет. Итак, тетрадь является как бы индивидуальной азбукой для обучения ребенка правильной речи. Индивидуальность опреде- ляется последовательностью прохождения разделов и объемом материала в каждом из них. Правильно оформляя тетради, воспитатель дает родителям возможность составить представление об общем плане работы с ребенком, понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что — только уточнения, повторения, что и зачем они делают в данный момент и как это связано с дальнейшей реализацией перспективного плана работы. Такая организация материала способствует осознанию взаимосвязи и взаимозависимости всех разделов работы. Поскольку наиболее частыми нарушениями речи у детей являются дефекты звукопроизношения, воспитатель должен уделять данному направлению работы наибольшее внимание. Одним из его разделов является артикуляционная гимнастика. Специальные целенаправленные упражнения подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Воспитатель показывает родителям, как надо выполнять каждое упражнение любого комплекса, на что следует обращать особое внимание. Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно или через день в форме игры. С детьми четырех лет и старше занятия проводят перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться те же требования, которые предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики: точность движений, равномерное участие в них левой и правой половины языка и т. д. Если и при систематических занятиях дома в течение двух-трех месяцев нужная группа звуков не появится, следует обратиться к логопеду. Ниже приводятся комплексы упражнений для формирования основных групп звуков у детей в возрасте от трех-четырех лет. Руководя работой родителей, воспитатель должен обратить их внимание на следующее: надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок. Если он искажает все группы звуков, можно одновременно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам; у ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось; выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они даны в пособии. Когда у ребенка появится звук, надо постепенно с помощью воспитателя вводить его в речь, т. е. учить ребенка правильно употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи. Всю работу по формированию правильного звукопроизноше-ния родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях. ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС (для свистящих звуков с, з, ц) Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами)» боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке ц сначала смычку» потом щель); движения губ (в улыбке) ,. нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения. Загнать мяч в ворота Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Краткое описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Наказать непослушный язык Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти. Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
|