Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тени, озаряющие путь
Есть еще четвертый компонентный навык рисования, необходимый для точности восприятия: умение видеть и рисовать светотень. Этот процесс в терминологии искусства называется «световой логикой», но студенты часто именуют его «затенением». Каков его эквивалент в языке, задумалась я? Мы говорим о «ярких» или «темных» местах в рассказе или романе. Я думаю, что световая логика в восприятии эквивалентна художественному оформлению в языке, которое задает настроение, интонации и чувство реальности происходящего. Так и световая логика задает настроение, тон и обеспечивает, чтобы вещи «выглядели настоящими», выглядели такими, как они существуют в пространстве, объемными. И в отличие от визирования, которое почти каждому человеку дается с большим трудом, умение видеть и рисовать светотень дается с легкостью и удовольствием. Изучение световой логики будет новым навыком для большинства читателей, как, вероятно, новыми были навыки восприятия сложных краев, негативных пространств, соотношений и пропорций. Но это последний из навыков, который требует изучения, поскольку пятый компонент, восприятие гешталъта — видение «самости», или уникальности, воспринимаемой вещи — появляется после освоения первых четырех навыков видения. Достаточно лишь напомнить читателю о необходимости замечать момент восприятия гешталъта, который обычно дает о себе знать внезапным постижением уникальности, сложности, красоты и «правильности» рисуемого объекта.
Правое полушарие обычно представляется превосходящим левое полушарие при решении любой задачи, связанной со сложным зрительным распознаванием. Эти силуэтные рисунки, сходные с теми, что были созданы Крейгом Муни, проверяют способность строить цельное, наполненное смыслом восприятие из фрагментарной информации. Пациенты с поврежденным правым полушарием часто испытывают значительные затруднения с восприятием лиц на этих рисунках. Из книги Колина Блейкмора «Механика ума», 1977
|