Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рисование как новые возможности⇐ ПредыдущаяСтр 104 из 104
Кроме того, овладение рисованием — воистину чудесный опыт, который очень трудно описать словами. Рисование дает вам ощущение силы — не силы над вещами или людьми, а какой-то необычной силы понимания, знания, проникновения. А может быть, это просто сама сила связи: через рисование вы сильнее привязываетесь к вещам и людям, и, возможно, именно эта крепнущая связь создает впечатление личной силы. Когда рисуешь, всегда присутствует ощущение, что стоит только внимательнее присмотреться, заглянуть достаточно глубоко, и вам откроется какая-то тайна, вы глубже проникните в природу вещей в окружающем мире. Таким образом, обучение рисованию может длиться всю жизнь, поскольку такие тайны лежат на дне бездонного колодца, и искатель хочет, чтобы его поиски никогда не прекращались. Читатель уже испытал на себе, что рисование и творчество полнятся парадоксами. Одним из таких парадоксов является то, что этот бесконечный поиск мучает, дразнит ложными надеждами и в то же время приносит глубокое удовлетворение. Художнику всегда кажется, что уж следующий рисунок обязательно раскроет то, что он ищет, а потом следующий, следующий... Другой парадокс состоит в том, что, глядя вовне и видя окружающий мир в художественном режиме зрения, вы постигаете самое себя. И наоборот, заглядывая внутрь себя, чтобы отыскать там дремлющего художника, вы постигаете внешний мир. Эти парадоксальные инсайты, я полагаю, формируют основу для чуда и ведут вас к новым творческим достижениям. Если вы ступили на путь рисования, частое переключение в художественный режим восприятия становится для вас самой естественной вещью. Ваши реакции на окружающих людей, вещи и события каким-то неуловимым образом меняются, потому что вы видите вещи иначе. Поскольку ваши рисунки, что бы вы ни рисовали, часто обнажают неожиданную сложность и красоту, вы становитесь более любопытны и наблюдательны, и образы сохраняют в вашей памяти живость и яркость, не достижимые в обычных режимах восприятия. Со временем разум обогащается образами, тем самым обогащая мышление. Но самое главное, может быть, состоит в том, что рисование может высвободить художника, таящегося в вас, ту часть вашей личности, которая слишком часто оказывается вне зоны действия сознания. Радость высвобождения вашего истинного потенциала к созданию красоты доступна вам, вам стоит только протянуть руку, лишь бы разум этого захотел. «Я думаю, что это возвышенное чувство наблюдения за Природой — одна из главных радостей, которую доставляют мне мои попытки живописи... Весь мир открывается со всеми его сокровищами. Простейшие объекты обладают своей красотой... Это не может наскучить... Боже милосердный! Как много того, чем можно восхищаться, и как мало времени нам дано на это!» Уинстон Черчилль «Живопись как времяпрепровождение*, 1950
Алфавитный указатель А Адамар Жак 48-50, 57, 63, 183, 236, 238, 240, 241 Адамс Джеймс Л. 57, 145 Айвинс Уильям М. 201 Альберт Крейг 117 Альберти Леоне Баггиста 198, 201 «Альтернативное использование», тест 38, 39 Ампудия Фрэнсис 25 аналоговые рисунки 76-105, 238, 239 болезни 104 выражение проблем 112-121 гнева 79-85 депрессии 94, 95 женственности 100-104 и визирование 213, 214 и мозговая атака 154, 155 и негативные пространства 176 и слова 79-85 и тени 235 как портреты 106-111 объектные 161-163 покоя 91, 92 радости 88-90 словарь 79 смысл 114, 122-133 структура 87, 88 энергичности 96-99 Арнхейм Рудольф 76, 86, 180 Архимед 11, 51, 55, 119 Б Бакарди Дон 227, 229 Бакст Лев 33, 35 БарретФ. Д. 148 Бенсахель Джейн 128 Бергер Дэвид 119, 120 Билл Макс 76 Биннер Уиттер 166 «Биоэвристика» 129 Блейк Уильям 150, 151 Блумер Каролин 178 Боллен Роджер 155 Бонди Германн 243 Бор Нильс 55 БорингЭ. Г. 186 Брак Жорж 50 Браунинг Роберт 10 Бретон Андре 114 Броуд Уильям 235 Брунеллески Филиппо 198 Брунер Джером 9, 35 Брэкен Пег 206 Бума Эрин 194 В «ваза/лица», иллюзия 184 Валери Поль 46 Ван Гог Винсент 88, 89, 212, 230, 231 Вашингтон Джордж 47 вдохновение, определение 137 Верификация 11, 12, 38, 49, 50, 56, 242-244 и Л-режим 56 процесс 49, 50, 243, 244 Вертхаймер Макс 12 Видение в пропорции и перспективе 212 как навык, которому можно учиться и учить 138-140 концептуальные аспекты 178-194 Л-режим и П-режим 147-149 того, чего нет 146, 147 того, что есть 145 фундаментальные навыки 140 видоискатели 208 визирование 181, 187, 188, 195-216 для пропорции и перспективы 214 и восприятие соотношений 200, 201 и плоскость изображения 196-200 как грамматика рисования 216 карандашом 206-212 относительно констант 213, 214 с помощью пластиковой сетки 204-206 с помощью подзорной трубы 188, 189 визуализация 39, 50, 128, 233, 244 визуальное (зрительное) мышление 60, 61, 70 Витгенштейн Людвиг 46, 48, 103 Вон Ричард 118 Вулдридж Дин 237 Вынашивание И, 12, 38, 45, 49, 50, 52, 54-56, 147, 157, 163, 164, 177, 195, 236-238 и П- режим 52, 55 пошаговый процесс 239-241 Г Гайан Джанан 108 Гальтон Фрэнсис 49, 56, 57, 61, 63 Гаптил Артур Л. 134, 170, 198 Гардинг Розамонд 150, 235 Гарднер Говард 70, 216 Гельмгольц Герман И, 47 Генри Роберт 149 Генрих VIII, король Англии 203 Гете Иоганн Вольфганг фон 240 Гетцельс Джейкоб 11, 12, 112 Гешвинд Норман 21 гештальт 137, 240 восприятие 217, 224, 230, 233 гештальтпсихология 12 Говард Джуди Маркс 160 Гойя Франсиско 95, 151 Голдстоун Стив 27 Гольбейн Младший Ганс 203, 230, 231 Гольвицер Герхард 13, 145 Гольдштейн Натан 62, 97, 123 Гордон Дж. Дж. 145 графология 66 Грегори Ричард Л. 44, 85, 103, 138, 178, 183, 189, 191 Грей Марк 174 ГрейджДебби 28 Гундерсон Кейт 194 Д даосизм 166 Дарвин Чарлз 11, 235 Де Мосс Дж. Дж., 121 «Девять точек», эксперимент 39, 45 Дега Эдгар 152, 208, 209, 211 Дейм Дон 3, 7, 43 Делакруа Эжен 32, 72-74, 152 Деннет Дэниел 188, 194, 215 Джалали Фарида 26 Джамилоса Джо 206 Джастроу Джозеф 185 Джейнс Джулиан 149, 237, 240 Джойнер Наташа НО Джойс Джеймс 104, 106, 108, ИЗ, 221, 222 ДжонОгастас 221, 222, 230 ДжуРей 28 Дьюк Уильям 99 Дюгид Джулиан 239 Дюрер Альбрехт 187, 190, 197-199, 201- 203 Дюфи Рауль 72 Ж «жена/любовница», фигура 185, 186 «затенение», см. световая логика Зейдель Эран 19 и «Иллинойский тест психолингвистических способностей» 41, 42 инсайт 12; см. также Первый инсайт определение 47 интеллект 44 интуиция 47 рисование 106-111 Инфельд Л. 11 «И цзин» 129 К Каммингс Э. Э. 62 Кандинский Василий 68, 87, 121, 151 Кантарини Симоне 90 Кардона Давид 225 Каррузерс Питер А. 235 Кваст Сеймор 209 Кеньон Ф. Дж. 10 Кеплер Иоганн 236 КеркС. А. 41 Кестлер Артур 150, 156 Киммельман Майкл 60 Кинг Джулиус 239 Киркегор Серен 137 Клее Пауль 54 Козлов Юджин 161 Кокошка Оскар 72, 73 Колер Вольфганг 149, 161 комплексные навыки 141, 142 компонентные навыки 142, 144 Коннолли Сирил 46 константы и визирование 213, 214 контурное рисование модифицированное 170-175 чистое 168, 169 Коулридж Сэмюэл Тейлор 49 Кошен Ш. Н. 146 Крименс Памела 109 Кришнамурти Дж. 244 Кронски Бетти 155 Крофтс Кэрол 225 Курояма 143 Кэррол Чак НО Кюри Мария 49, 242 Кюри Пьер 49 Л Л-режим 18-21, 23, 25, 29, 31, 38, 63, 76, 117, 133, 136, 149, 150, 163, 179, 180, 182, 200, 206, 230, 236, 240, 243 вербальный язык 20, 50, 60, 211, 234, 238 и аналоговые рисунки 105, 114, 132, 156, 234 и визирование 188 и двусмысленные изображения 187 и двухколейность 147, 148 и изменения размеров 190 и негативные пространства 166-168 и перевернутое рисование 32-35 и рисунки-жесты 151, 152, 156 и световая логика 221 и структура творчества 51-57 и чистое контурное рисование 158-161, 171 линейное время 62, 71 наклонность культуры 70 Лангер Сюзан К. 105, 121 левое полушарие 18-20, 23, 42, 43; см. также Л-режим Лейбовиц Гершель 189 Лейтон Элизабет 65, 176, 177 Леонардо да Винчи 9, 59, 198, 218, 225, 226 линейное мышление 19 линия уровня глаз 226-229 линии как средство общения 75 почерка 68, 69 рисование и видение 71, 72 язык 69, 70 Линкольн Авраам 47 Лихтенштейн Рой 97 Ловенфельд Виктор 16 логика Л-режим 19 П-режим 52-55 Лоуэлл Эми 238 Люфт Давид 116, 237 М МакКалли Элинор 197, 198 МакКарти Дж. Дж. 41 МакКим Роберт 218 Маслоу Абрахам 59 Матисс Анри 35, 37, 72-74, 102, 152 Мейлер Норман 239 Мелвилл Герман 49 Миллер Джонатан 165, 178, 183, 188, 194 Миллер Элизабет 14, 123 Милнер Мэрион 23 Мильтон Джон 240 Модильяни Амедео 100 мозговая атака 39, 154-157 мозолистое тело 21 МоллойДжо 141 Мондриан Пит 53, 54, 60, 161, 169 Мохой-Надь Ласло 69 «муж/любовник», фигура 186 Музиль Роберт 115, 116, 186, 237 Муни Крейг 217 Мур Ивлин 110, 130 мышление; см. также видение в пропорции и перспективе 212, 213 основные навыки 16 перевернутое 127-130 посредством рисования 64, 65 правостороннее и левостороннее 18, 19; см. также Л-режим; П-режим навыки восприятия 16, 17, 48, 49, 139 в математике 49, 50 ценность 48 Н Найренберг Джерард 39 Насыщение 11, 12, 38, 49, 50, 56, 161, 164, 165, 168, 172, 177, 234-236, 238-240, 242 единство восприятия 187 и видение 194, 214 и визирование 195, 196, 214, 216 и Л-режим 52, 56, 149, 150 и рисунки-жесты 151 и чистое контурное рисование 160, 161 как сбор информации 50, 136 основные стратегии 137, 144 цель 136, 137 негативные пространства 165-177 и тени 226 Неккер Луи Альбер 185 Неккера кубы 185, 216 Неллер Джордж Ф. 12, 46, 49, 50, 136, 218, 242 Немеров Говард 61 Николаидес Кимон 160 Ницше Фридрих 61 О образное мышление, аналогии 161 образы и слова, двойственность 63, 64, 79-85 парадоксальные 184-187 объектная аналогия 162, 163 озарение И, 12, 18, 29, 31, 38, 45, 46, 49, 141, 163, 235-237, 239, 240, 241-243 и П-режим 50, 54, 55 определение 47 Оруэлл Джордж 60-64, 76, 85, 105 Осборн А. Ф. 38, 128, 156 Остин Джеймс 38 ошибки восприятия, исправление 215, 216 П П-режим 18, 20-22, 31, 50, 54, 56, 70, 133, 150, 154, 155, 159, 162, 171, 172, 194, 211, 230, 234, 236 визуальный язык 60, 62-64 и аналоговые рисунки 105, 107, 114, 116 и визирование 188, 198 и вынашивание 52, 55, 238 и двусмысленные изображения 187 и двухколейность 147, 148 и изменения размеров 190 и негативные пространства 168 и перевернутое мышление 128, 129 и перевернутое рисование 32-35, 132 и структура творчества 51-57 и чистое контурное рисование 160, 161 Пагельс Ганс 56 парадоксальные картинки 184-187 ПарриДжей 162 Паскаль Ричард Таннер 166, 167 Патентное бюро США 198 Первый инсайт 12, 38, 45, 49, 50, 62, 75, 106, 128, 133, 136, 137, 145, 214, 235 и П-режим 51, 56, 57 привлечение 112-121 перевернутое решение проблем 127-133 перевернутое рисование 29-37, 45, 133, 149, 165 тени 220-221 переключение сознания 34, 35, 50, 51, 183 структура 51, 52 управление 22, 23 перспектива 193, 195, 202, 204, 216 визирование 214, 215 мышление 212, 213 синтетическая 211 Пикассо Пабло 14, 32, 33, 35, 100, 153, 175 Платон 57 плоскость изображения 197-201 «Площадь квадрата», тест 39, 45 подписи 66-70 Пол Барбара 111, 114 Поланьи Майкл 65, 68 понятия в рисунках, см. аналоговые рисунки портретные аналогии 106-111 послания в аналоговых рисунках 114, 115 постоянство размеров 189-194 почерк 66-70 правое полушарие 18-20, 42; см. также П-режим предварительные рисунки 23, 24, 35, 240 предвидение 47 проблемные аналогии 112-121, 123-127 проницательность 47 пропорция визирование 214, 215 мышление 212, 213 пространственное мышление 20 Пуанкаре Анри 11, 238 «Путешествие к звездам», теория менеджмента 163 Р Раузино Винсент 139 Рачес 175 Редон Одилон 126 Рембрандт ван Рейн 72, 73, 97, 123 рисунки-жесты 150-157, 165 и мозговая атака 154-157 Риф Роберт С. 106, ИЗ Роден Иоганн Мартин фон 92 Розетта У. М. 10 Ротенберг Альберт 38 Росон Филип 85 Рубенс Петер Пауэл 35, 36 Рул Марк 211 С Сабри Абдель Хамид 143 Сапир Эдвард 151 Сарджент Уолтер 14, 123 Саузи Роберт 149 световая логика 217-230 «Сетка» 119, 120 силуэтные рисунки 217 синтетическая перспектива 211 слепое контурное рисование, см. чистое контурное рисование слова и образы, двойственность 63, 64, 79-85 Смит Дэвид 198 смысл в аналоговых рисунках 114, 115, 122, 123 в языке и рисовании 85 структура как 87 сознание 21 соотношения, восприятие 187, 188, 195, 196, 199-201 Сперри Роджер 3, 6, 18, 22, 31 сравнение 195 Сталь Джуди 117, 130 Стейн Моррис 238 Странк Теодор 141 Суоянен Вайно 163 Сурио Этьен 50 Т талант, понятие 13-15 творчество 38-45 и зрительное восприятие 44-46 понятие 10-17 структура 51, 52, 55-57 Теккерей Уильям Мейкпис 149 тени 225-230 в перевернутых рисунках 220, 221 Тернер Дж. М. У. 219 Томас Льюис 51 Томпсон Мерилин 22 Тракер Тереза 26 «Туринская плащаница» 228 У Уайли Лоренс 151 Уайт Э. Б. 141 УитроуДж.Дж. 243 умозаключение 145-147, 178, 181, 186, 187, 236 Уоршо Говард 151 УрисОрен 128 «утка/кролик», парадокс 184 Узббер Нэнси 225, 230, 231 Уэтли Марк 169 Ф фантазирование, улучшение способности 39 Фарадей Майкл 56 Филд Джонна 22, 55 Фолан Пэм 117 Фома Аквинский св. 112-115, 137, 161, 243, 244 фон Зидов Рут 118 Форд Генри 128 формулировка проблемы 11 Франк Фредерик 51 Фреч Кэрол 180-182 Хаксли Олдос 161 Хан Диана 143 Ханке Курт 162 ХансонН.Р. 178 Хант Мортон 39, 56, 147, 161, 163, 236 Харви Л. О. 189 Хармен Уиллис 47 Харрис Джеффри 69 Хаусмен А. Э. 237 Хемертон Дж. Дж. 219 Хендерсон Лори 27 Хид Мартин Джонсон 93 Хилл Эдвард 44, 108, 202 Хоймир Хаакон 227 Хокни Дэвид 72 Хокусай Кацусика 100 Холидей Билли 31 Холл Эдвард Т. 179 Холтон Джеральд 55 Хомский Ноам 65, 85 Хоу Элиас 36, 37 Чамплин, Чарлз 154 Черчилль, Уинстон 64, 245 чистое контурное рисование 158-161 чтение как параллель рисования 141 -144 Ш Шан Бен 72, 73, 146 Шарден Жан-Симеон 146 Шекспир Уильям 170 Шопенгауэр Артур 49 Штейхен Эдвард 223, 226, 233 Шумахер Шейла 29 эвристика 52, 55 Эдисон Томас Альва 147 Эйнштейн Альберт И, 12, 50, 56, 237, 243, 244 Эйнштейн Ганс Альберт 244 Элдеркин Скотт 24 Элдерфилд Джон 60 Элиот Т. С. 235 Эмерсон Ралф Уолдо 18 Я Явленский Алексей 232 язык 46-48 визуальный 60-65 линии 69, 70 смысл 85 Якобсон Роман 240 ЯнгДж. 3. 237 японская культура 166, 167 ясновидение 47
Содержание Признательность Предисловие: Рисование во тьме 3 Часть 1
|