Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ответственность за экологические правонарушения. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Различают споры в области охраны окружающей природной среды и экологические правонарушения, связанные с юридической ответственностью. Во избежание неоднозначного толкования этих юридических понятий, а также четкой квалификации природоохранной деятельности в конце главы приведен эколого-правовой словарь. Споры в области охраны окружающей природной среды — экологические споры — необходимо отличать от конфликтных ситуаций, сопровождающихся юридической ответственностью за экологические правонарушения. Экологические споры — это разногласия по поводу оценки принятых и осуществляемых решений и мероприятий в области природоохранительных отношений в процессе хозяйственной, управленческой и иной деятельности, а также по поводу возмещения вреда, причиненного здоровью человека, окружающей природной среде. Участниками экологических споров могут быть физические и юридические лица, предприятия и организации независимо от формы собственности, а также государство (в лице уполномоченных на то органов), экологические фонды, общественные объединения. Содержание экологического спора, его предмет зависит от объекта охраны окружающей природной среды — земли, ее недр, воды, лесов и т.д., а также по поводу размещения проектируемого объекта, прокладке трубопроводов, линий электропередач, каналов и т.д. Экологические споры могут быть по поводу мер, обеспечивающих экологическую безопасность при размещении военных и оборонных объектов, мер, отрицательно воздействующих на озоновый слой Земли, климат и т. д. Органами, на которые возложено решение экологических споров в области охраны окружающей природной среды, являются структуры представительной власти. Руководствуясь статьей 28 Земельного кодекса и статьей 11 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы определяют места размещения объекта, затрагивающего экологические интересы населения, а также рассматривают предложения о прекращении, приостановлении или ограничении деятельности предприятий, организаций или учреждений, независимо от форм собственности, если эта деятельность признана экологически вредной или нарушает требования природоохранительного законодательства. Порядок разрешения споров устанавливается законодательством РФ применительно к объектам охраны окружающей природной среды (ст. 4), а в случаях, связанных с земельными отношениями, порядок регламентирован ст. 121 Земельного кодекса РФ. Решение представительных органов может быть обжаловано в арбитражном суде в соответствии со статьей 6 Закона РФ «Об арбитражном суде». Споры с участием граждан рассматриваются в судах по месту нахождения предприятия, организации, деятельность которых, по мнению заявителя оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду (глава 24 Гражданского процессуального кодекса РСФСР). Ответственность за экологические правонарушения (эколого-правовая ответственность) предусматривает возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением экологического правонарушения. Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица, иностранные организации и граждане независимо от форм собственности и подчиненности. Ответственности за экологические правонарушения посвящен XIII раздел Закона РФ об охране окружающей природной среды. В законе заложены принципиальные подходы к установлению форм вины (умысел, неосторожность, небрежность), а также классифицированы типы эколого-правовой ответственности (по видам природных объектов, по способам причинения вреда, по применяемым санкциям). При этом различают: —дисциплинарную ответственность за экологические проступки; —материальную ответственность должностных лиц и иных работников за причинение вреда экологическим правонарушением; —административную ответственность за экологические правонарушения; —уголовную ответственность за экологические преступления. Все экологические правонарушения подразделяются на 2 группы — проступки и преступления. К проступкам относятся невыполнение планов мероприятий, нарушение нормативов качества окружающей среды, несоблюдение требований природоохранного законодательства при выполнении служебных (договорных) обязанностей. Дисциплинарная ответственность за экологический проступок выражается в наложении дисциплинарного взыскания (предупреждения, выговор, строгий выговор). Разновидностью дисциплинарных мер является депремирование должностных лиц и иных работников по итогам года за невыполнение планов и мероприятий в области охраны окружающей природной среды. Основанием для этого является справка территориальных органов охраны окружающей природной среды о состоянии выполнения мероприятий по охране природной среды за соответствующий период. Административная ответственность за экологические правонарушения выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Административным экологическим проступком признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный экологический порядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей природной среде или содержащее реальную угрозу такого причинения. Основные признаки, которые служат разграничением экологического преступления от административного проступка, даются в Уголовном кодексе РФ (статьи 166, 230, 169, 223). Принципы административного воздействия в общем виде представлены на схеме (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Схема административного воздействия.
Уголовную ответственность, предусмотренную УК РФ, несут должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, т.е. общественно опасных деяний, посягающих на установленный в России экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека. УК РФ, принятый еще в 1960 г., предусматривает 13 составов преступлений, которые могут быть отнесены к экологическим. Они не образуют единой главы, а находятся разрозненно по трем разделам. Среди них статьи: 223 — загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, 223' — загрязнение морей веществами, вредными для здоровья людей и живых ресурсов моря, 98 — умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов, 99 — неосторожное повреждение или уничтожение лесных массивов, 168 — умышленное повреждение полезащитных и иных насаждений, 169 — незаконная рубка леса, 163 — незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами, 166 — незаконная охота, 230 — охрана памятников природы от умышленного уничтожения или повреждения. Имеются в УК РФ так называемые смежные составы, которые становятся экологическими лишь при определенных обстоятельствах. Например, самовольный захват земли (ст. 199), нарушение правил разработки недр (ст. 167) и т.д.
Рис. 1.2. Экологические функции Уголовного кодекса РФ.
Некоторые должностные преступления сочетаются довольно часто с экологическими правонарушениями: злоупотребление служебным положением (ст. 170), превышение власти (ст. 171), халатность (ст. 172), выпуск недоброкачественной продукции — очистных сооружений и устройств (ст. 152) и т.д. В целом экологические функции Уголовного кодекса РФ, объединенные по составам преступлений, приведены на рис. 1.2. Согласно Закону РФ об охране окружающей природной среды (раздел XIV) причинение вреда природе, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству требует возмещение его в полном объеме. Вред (применительно к экологическим отношениям) — это реальные и предполагаемые потери в природной среде. Его составными частями являются ущерб и убытки. Например, потерями является ущерб (уменьшение в природной среде — уничтожение лесных массивов, животного мира, истощения вод, снижение плодородия почв и т.п.) и убытки, т.е. расходы (затраты) на его восстановление, неполученные доходы природопользователем, его упущенная выгода и т.д. Вывод. На сегодняшний момент мы находимся в очень сложной экологической ситуации. Понимаем мы или нет, но мы обречены стать лучше и гармоничнее, добрее и сострадательнее. Можно прийти к этому коротким путем, но маловероятно, чтобы человечество нашло в себе силы идти по этому короткому пути. Он требует совершенно иной внутренней организации и другого уровня сознания, к сожалению подавляющему большинству наших современников недоступному. И не стоит их в этом винить. Формировавшая их среда зачастую не только не способствовала какому бы то ни было развитию, но и напрямую противодействовала элементарному каждодневному существованию. Ответственность лежит на всех, но в разной степени, поэтому подводя итог ко всему вышеизложенному хочется верить, что человечество сможет найти в себе силы к обновлению, в противном случае оно просто перестанет быть. Времени для этого осталось немного, но оно еще есть.
Список литературы.
1. Николаев Н.И. Землетрясения, связанные с технической деятельностью человека // Бюл. МОИП. Отд. геол. 1971. Т. 26. № 5. 2. Человек и среда его обитания // Вопросы философии. 1973. № 3. 3. Ушаков С.А., Кац Я.Г.Экологическое состояние России. 2004 4. Кроткое Ф.Г.Загрязнение окружающей среды и проблемы гигиены // Природа. 1975. 5. Одум Ю. Основы экологии. М., 1975. 6. Теплоэнергетика 2-2006.стр.14-18
|