![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-трудовое направление развития эконом. мысли.Стр 1 из 22Следующая ⇒
Доиндустр. эпоха не треб. особых методов управления людьми для улучшения эк. результ., т.к. при рабовлад. строе преобл. методы прямого принуд. труда. для эпохи фоеодал. было свойственно отсутствие личн. свободы произ-ля в усл. натур. меткотовар. пр-ва. Основы реалистич. взглядов на процесс обеспечения общих целей в ходе совместн. жизнед-сти людей берут начало еще в античности. Предметн. исслед-ния, в част-сти проблемы природы и орг-ции з/п, начали проводить представители классич. буржуазн. политэкон-и. Так, А. Смит в работе «Богатство нации» (1776) осн. внимание уделил исследованию общих закономерностей рыноч. ээк-ки, обоснованию взаимосвязей мЪду экон. развитием и проц. развит. труда. Он показ. объективн. необх-сть существования и разв-я товарн. рынков, что явл. усл. повышен. пр-сти труда и т.д., исследовал з/п, величина кот. опред. на рыночн. основе в следствие взаимодействия сторон труд. отнош. Сущ-ую роль в науку о проблемах эк-ки труда (ЭТ) внес марксизм: научн. теч-ию удалось развить и аналит.-ски исчерпать на ур-не своего времени трудов. теорию ст-сти, персонифиц-ть всю сист. СТО благодаря выдел. и опис. осн. экон. типов – капиталиста (торговца, финансиста, предприним.), мелкого произ-теля, наем. раб-ка. Проблемы ЭТ были проанализ. Марксом («Капитал», 1867). Развитие ЭТ прошло неск. этапов: 1) 19в. – 20 гг. ХХ ст.. – обособление ЭТ в самост. науку. Появились профсоюзы.(Ф. Тейлор, Э. Гант, Г. Эмерсон, А. Файоль); 2) Сер. 20 г. – нач. 60-х г. ХХ ст. Пол Дуглас начал количеств. исследования в сфере предложения труда, спроса на него и реальн. з/п. Струмилин исследовал проблемы орг-ции и оплаты труда, экон. эф-сти образования на базен кот. экономисты США построили теорию чел. капитала. (А.К. Гастьев, П.М. Терженцев, Эсманский); 3) І пол. 60-х г. – до сер. 70-х г. ХХ ст. – связ. с трансформацией фундамент. основ упраления труд. деят., что явилось следствием роста мобильности рабочей силы, проблемами экологии и защиты окруж. среды, начала глобализации эк-ки, усиления конкуренции на внеш. рынках, расширение инноваций, структурн. перестройки эк-ки; 4) сер. 70-х г. – наст. вроемя – связ. с информац. революцией.
3. Труд как объект изучения дисц. «ЭТ и СТО», как сфера жизнед-сти и вед. фактор пр-ва. Деят-сть – это внутрен. психич. и внешняя активнрость чел-ка, регулир. осознаваемой целью. Труд – это деят-сть людей, направ-ная на пр-во опред., общественно полезных или по крайней мере потребляемых обществом продуктов – матер. и духовных. Труд. д-сть явл. ведущей главн. д-стью чел-ка. Во все времена труд. был и остается одним из важнейшим фактором пр-ва. Труд. д-сть от труд. отлич. связь с созданием благ, целенаправленность д-сти, лигитимности, востребованность дея-сти. Цели труд. д-сти в основном задаются чел-ку обществом, поэтому она явл. общественной. Потребности общества ее формируют, направляют и регулируют. Субъектом труда может быть как отд. работник, так и коллектив. Средства труда и предметы труда создает человек, поэтому он явл. компонентом труда как системы. Содержание и характер труда Содержание труда представляет собой функциональные особенности труд. деят-сти, ее конкретного вида, обуслов. предметом труда, средствами труда и формами орг-ции труд. процесса. К главным факторам, изменяющ.создание труда следует отнести развитите средств производства, научно-технич. прогресс, преобраз. техники и технологии производства. По содержанию различают: 1) труд в сфере материального производства, в сфере услуг, искусства, науки, образования; 2) труд в отд. ораслях матер. и нематер. производства. Напр., труд в машиностроении; 3) в зависимости от вида деятельности различают труд предпринимателя, руководителя, администратора, специалиста, рабочего; 4) труд различают по профессии и по специальности. Под характером труда понимаеться его соц-экономич. сторона, выражающая тип общестьвен. организации труда и отношение к нему работника. Соц. хар-р труда обусловлен формой собствен. на ср-ва пр-ва: частный (труд собственника или арендатора), наемный труд. Структур. характер труда формируется под влиянием особенност. содерж. труда с точки зрения степени интеллектуализации и квалификацион. сложн. труд. ф-ций. 5. Сущность категории «труд» и ее характеристики. Главным атрибутом человека является труд (не работа). В качественном отношении труд и человек неразделимые категории и, как качества, присущие только человекоподобному животному, в своей действительной непосредственности являются синонимами. труд (трудовой процесс вообще) как следствие человека и, наоборот, как взаимоутверждующая взаимообусловливающая и взаимопроникающая связь, представляющая собой одно сущностное целое в виде совокупности качеств, есть не что иное, как осознанная необходимость, перешедшая в действие. Феномен труда следует понимать двояко: во-первых, как целесообразную возвышающую человека деятельность для создания необходимых (сугубо человеческих, то есть действительных) потребительных стоимостей (а не стоимостей, то есть товаров) и, во-вторых, как качество, в виде необходимого субстрата для постоянного очеловечивания человеческой сущности, для превращения духовной сущности человека (его социальность) в решающее значение, чтобы максимально осоциолизировать (очеловечить, окультурить) биологическую сущность «человека». Следовательно, в отсутствие торжества гения труда говорить о человеке, его особенной сущности не приходится. И все наши суждения о действительной стороне человеческой сущности останутся ничем не обоснованными пустыми абстракциями.
|