Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Миниатюры, рассуждения, мысли и афоризмы из «весеннего сада» и других произведений
* * * Старейшина нашего рода Джунайд — да будет свята его тайна — говорил: — Рассказы шейхов о войске Всевышнего, то есть речи шейхов о науке и познании, — это самое прочное войско из всех войск Всевышнего в обители каждого сердца. Когда в стране души коня ты повернешь Всевышний обратился к своему посланнику со словами: — Я хочу тебе поведать о пророках, чтобы сердце твое стало твердым в том, что есть в тебе. Коль в сердце образ создаешь любви Гератский старец Абдаллах Ансари завещал своим последователям: — Запомните хоть по одному изречению из проповедей святых отцов, и если же вы не сможете это, то хоть не забывайте их имен — от этого также для вас будет польза. От имени ведь самого твоего истекает любовь! Известно, что Всевышний после Судного дня на следующий спросит у одного из рабов своих, верного, но униженного нищетой: — Был ли ты знаком с тем-то ученым, жившим в таком-то квартале? Тот ответит: — Да, был знаком. Тогда Всевышний повелит: — Да будет тебе милость во имя Него. В ряду средь любящих Тебя я ниже Сари Сакати — да будет святой тайна его — поручил однажды Джунайду какое-то дело. И когда тот, согласно желанию его, выполнил порученное дело, то Сари бросил ему клочок бумаги, на котором было написано: Я слышал, как некий погонщик верблюдов И также Джунайд — да будет святой тайна его — говаривал: — Однажды зашел я в дом к Сари, он пел это двустишие и плакал: Все стенаю дни и ночи, как привычно... У Халладжа — да будет святость над ним — спросили: — Кто есть мюрид? Он ответил: — Мюрид тот, кто с самого начала избирает целью своей достижение храма Божественной Истины и до достижения ее ни на чем не успокаивается и не отвлекается. К тебе, спеша издалека, я море переплыл, Абу Хашим Суфи — да будет святой тайна его — сказал: — Легче гору сдвинуть с места кончиком иглы, чем выкинуть из сердца ржавчину гордыни. Что скромен, не хвались: Зуннун — да будет святой тайна его — как-то пришел к одному из шейхов Магриба. — Зачем ты пришел? — спросил тот.— Если ты пришел познать науку о начале и конце мира, то она непознаваема и знает ее только Создатель. А если ты пришел найти Его, то там, где ты сделал свой первый шаг, там уже был Он. Я полагал, Ты вне меня, Живущий в небесах, Гератский старец говорит: — Божественная Истина всегда сопутствует ищущему ее. Взяв ищущего за руку, она ведет его в поисках самой себя. Он Тот, кого не знаю я, невидимый для глаз. Фузайл Аяз — да будет свята тайна его — говорил: — Я боготворю Божественную Истину, потому что она превыше всего и потому я не любить и не поклоняться ей не могу. Одного из этого племени спросили: — Подлый человек — это кто? Ответил: — Тот, кто поклоняется Божественной Истине из-за страха перед ней и надежды. Затем спросили: — А как ты сам поклоняешься? Ответил: — Из-за любви и дружбы, ибо любовь и дружба ее зовут меня на служение и терпение. От дверей Твоих вдали не могу я быть, * * * Мааруф Кархи — да будет святой тайна его — сказал: — Суфий здесь, в этом мире — гость. Требовательный гость для хозяина — мука. Гость же благовоспитанный бывает терпеливым, а не требовательным. Средь ожидающих Тебя я только скромный гость. У Баязида — да святится тайна его — спросили: — Что есть Божественный закон и что есть — обязательное предписание? И ответил он: — Божественный закон — это отречение от бренного мира, а обязательное предписание — это дружба с Господом. Предписанье каково вдохновенным? На Шибли — да святится тайна его — нашло безумие, и его увезли в больницу. Несколько человек пошли проведать его. Он спросил их: — Кто вы такие? Те ответили: — Твои друзья. Тогда он поднял камень и бросил в них. Пришедшие проведать убежали. Шибли засмеялся и сказал: — Вернитесь, о добивающиеся дружбы: друзья не бегут от друзей и не уклоняются от их камней. Враждебность друга видит друг, * * * И также рассказывают о нем, что, когда он заболел, халиф послал к нему лекаря-христианина. Лекарь спросил у него: — Чего желает твое сердце? И ответил больной: — Того, чтобы ты стал мусульманином. Лекарь сказал: — Если я стану мусульманином, выздоровеешь ли ты и встанешь ли с ложа недуга своего? Ответил Шибли: — Да. Тогда лекарь произнес перед ним слова веры и признал себя мусульманином. Как только тот произнес слова веры, Шибли тут же встал с ложа, в нем и следа от болезни не осталось. Затем оба вместе отправились к халифу и поведали ему о том, что случилось. Халиф сказал: — Я думал, что послал лекаря к больному, оказывается, я послал больного к лекарю. Любой, кто болен от любви и в немощи поник, Сахлъ Абдаллах Тустари — да святится тайна его — говорил: — Отрекись от того, кто читает утреннюю молитву и в то же время думает лишь о том, что он будет есть. Кто утром мыслью пробужден лишь об одном — Абу Саид Харраз — да святится тайна его — говорил: — В начале своего жизненного пути я старался беречь свое время. Однажды я шел по степи, вдруг за моей спиной послышался какой-то звук. На всякий случай я поберег свое сердце и глаза свои от созерцания того неведомого. Оно подходило ко мне, вот уже приблизилось вплотную. И я почувствовал, как два огромных существа вспрыгнули на мои плечи, и тут я не взглянул на них — ни тогда, когда они вспрыгнули на меня, ни когда они спрыгнули.
Кто суфий истинный, * * * Также он говаривал — да святится тайна его: — Всякий, кто думает, что старанием может достичь желаемого, мучается напрасно, и также каждый, кто решает без старания достичь желаемого, кроме мечты, ничего не достигнет. Никто сокровища любви усердьем не достал, Абу-л-Хасан Нури — да будет святой тайна его — говорил: — От того Всевышний себя укрывает, кто никогда Ему не подает о себе вести и доказательств о своем существовании. Завеса тайны скрыть смогла возлюбленной черты. Абу Бакр Васити — да святится тайна его — изрек: — Тот, кто говорит мне прямо в глаза, что близок к Истине, тот далек от нее; тот же, кто говорит, что далек от Истины, несет ее в себе, не зная об этом. Кто заявляет, — я, мол, Абу-л-Хасан Кушанджи — да святится тайна его — сказал: — Нет в мире ничего печальнее друга, дружба которого основана на корысти. Тот «любящий», который найти управу хочет Об Абу Али Даккаке — свята тайна его — говорят: «В конце жизни его одолевала такая боль, что каждый день он поднимался на крышу, поворачивался лицом к солнцу и говорил: — О странствующее по Вселенной! Как ты себя сегодня чувствовало и как провело ты сегодняшний день? Встречало ли ты места более скорбные, чем эти? Осведомлено ли ты хоть сколь-нибудь о состоянии несчастных, живущих здесь? Подобные этим речи он вел, пока не заходило солнце». Ты, солнце, — странник над земной юдолью, Однажды шейх Абулхасан Харакани его — спросил у своих сподвижников: — Что самое лучшее в этом мире? — О шейх, скажите сами! — попросили они. — Сердце, в котором живет память обо всех, — ответил он. Что за сердце у меня? Весь состав его — У шейха Абу Саида Абул Хайра — да свята тайна его — спросили: — Что такое суфийство? — То, что у тебя на уме, выкинь, то, что имеешь в руке, отдай и не уклоняйся от того, что бы ни случилось в жизни. Суфийством ежели ты хочешь от самого себя Руайм — да святится тайна его — говорил: — Благородство состоит в том, чтобы прощать своих братьев за ошибку и проступок, а с ними обращаться так, чтобы у них самому не пришлось просить прощения. Благородство из двух состоит, благородный, Один из мюридов Бишра Хафи — да помилует его Бог — сказал ему: — Когда я беру в руки хлеб, я не знаю, с какой приправой его есть. Ответил Бишр: — Вспомни немедленно о своем добром здравии и сделай его приправой к своему хлебу. Ломать лепешку бедняку не внове, Шакик Балхи — да святится тайна его — говорил: — Остерегайся от бесед с богачом, так как сердце твое может привязаться к нему и будет радоваться его подношениям. Значит, ты уже выбрал себе другого бога вместо истинного. Когда мошна торит к тебе дорогу, Юсуф ибн Хусайн — да святится тайна его — сказал: — Все блага находятся в доме, и ключ к ним — это скромность и послушание; и все зло также заперто дома, и ключом к нему является богатство и тщеславие. Благие собраны дела в одном дому, — и ключ * * * Самнун ал-Мухибб — свята тайна его — изрек: — Моя любовь к Богу не будет чистой, пока зло не охватит весь мир. Когда положишься душой на красоту бессмертия, Абу Бакр Варрак — да будет святой тайна его — изрек: — Если спросят у жадности: «Кто твой отец?» — ответит: «Сомнение в могуществе Всевышнего». И если спросят ее: «Каково твое ремесло?» — ответит: «Приобретение пре-зренности и униженности». Если спросят: «Каков твой конец?» — ответит: «Мука лишения нажитого». Ты спросишь у алчности: «Кто твой отец?» — * * * Ибрахим Хаввас — да святится тайна его — сказал: — Не мучайся, требуя сверх того, что нашли достаточным для тебя при предвечном определении жизненной доли, — это твой удел. И не отклоняйся от того, исполнение чего от тебя требуется: повиновение велениям Господним, Его дозволениям и запретам. От века отмерян твой хлеб для тебя...
Лишь в рабстве у Господа польза тебе, Абуали Рудбари — да свята тайна его — сказал: — Самая худшая из темниц — это общество врагов. Жизнь любящих подобна темнице, — Шейх Абу Аббас Кассаб — свята тайна его — увидел дервиша, латавшего свою одежду. Тот каждый кривой шов распарывал и начинал шить сначала. И шейх изрек: — Это и есть твой кумир. Пришьет ли суфий, коль пришла нужда, Хасри — да святится тайна его — говорил: — Суфий тот, кто из естественного бытия переходит в небытие и не существует и не переходит в небытие после существования. Это значит, что суфий после своего естественного существования становится вечным и больше не возвратится к бывшей субстанции, ибо смертный не возвращается, в то же время он возвращается в бытие, признанный вечным после смерти, и больше не умирает. Счастливец тот, кто жизни кончил путь, Когда Ходжа Юсуф Хамадани — да святится тайна его — читал проповедь в медресе Низамийе в Багдаде, поднялся факих, известный под именем Ибн-ас-Сакка, и задал вопрос. — Сядь, — сказал Ходжа, — в твоих словах я чувствую запах кощунства, и, должно быть, ты умрешь не в вере ислама. После этого, через некоторое время, тот факих стал христианином и умер в христианстве. Когда ты видишь, — Однажды какой-то дервиш в присутствии Ходжа Абдул-халика Гиждувани — да святится тайна его — сказал: — Если Господь великий даст мне возможность выбора между раем и адом, я выберу ад. Ибо рай есть желание собственной корысти, а ад — желание Бога. Ходжа, опровергая его, сказал: — Что за необходимость предоставлять рабу выбор; куда скажет Всевышний идти — иду; скажет, будь там — буду. Господь распоряжается тобой, — У Ходжа Али Рамитани — да святится тайна его — спросили: — Что такое вера? — Оторвать и привязать, — ответил он. Что «оторвать и привязать» — У Ходжа Баха ад-дина Накшбанда — да святится тайна его — спросили: — Ваше братство куда простирается? — Никто из братства никуда не уходил, — изрек он, — чтобы братство простиралось куда-то. От рубища и посоха как искренность родится? Мудрецом называют того, кто постигает сущность вещей настолько, насколько может, и применяет свои знания соответственно необходимости. Дела ради отказа от бренных дел ты делай, Афридун, посеявший в почву милосердия только семена советов и наставлений, оставил своим чадам такое повеление: «Страницы жизни есть страницы дел. В них запишите лишь лучшие дела и благие свершения». — Страницы бытия — жизнь всех народов света, — У некоего мудреца спросили: — Когда человек спешит есть? — Богач всегда, когда голоден, а дервиш когда находит что-либо, — ответил он. Ни от убожества, ни от излишества Три качества не приличны трем людям: злоба — падишаху, алчность — умному и скупость — богачу. Три этих страсти перо осуждает: Мудрецы сказали, что мир благоустроен будет только справедливостью, гнет — разрушает его. Справедливость разливает свет на тысячу фарсангов вокруг себя, а гнет погружает в темноту все на тысячу фарсангов от себя. Ты справедливость возлюби! Заря ее займется — Мудрость монархов проявляется в правосудии и справедливости, а не в величии и блеске. Хотя Нуширван был далек от истинной веры, в справедливости и правдивости он был единственным. Недаром Глава Вселенной — да будут над ним лучшие из благословений — гордясь, говорил: «Я родился в правление справедливого султана». Пророк, что стал в Нушинравана годы В истории записано так: «Пять тысяч лет правили миром гербы и маги. И власть была в руках этого дома, потому что они придерживались справедливости и не допускали насилия». Есть сведения, что Всевышний ниспослал такое откровение Давуду, да пребудет он в мире: «Скажи своему племени, чтобы не говорили дурного и не хулили царей Аджама, ибо они благоустроили мир своей справедливостью, чтобы жили в нем мои рабы». Присмотрись получше к разным странам: Приближенным падишаха должен быть здравомыслящий мудрец, а не остроумный слуга; ибо благодаря первому он достигнет высоких ступеней совершенства, из-за второго низвергнется в пучину ошибок. Я с перлами сравню мудрейших слово, Приближенные султанов подобны людям, взобравшимся на высокую гору, но в конце концов, в результате приступов гнева монарха и превратностей судьбы, падающих с той высокой горы. Несомненно, забравшиеся выше — падают сильнее, спуск находящихся ниже — легче. О величествен айван шахской дружбы! Приближенными падишаха должны быть люди честные и правдивые в делах, чтобы доносить ему о положении подданных и о тех, кто поставлен над ними. Говорят, Ардашер был всеведущим падишахом. Когда утром приходили к нему приближенные, он говорил одному, что тот ел, другому — о чем беседовал с женой или наложницей. В общем, говорил обо всем, что было сделано. И люди думали, что, возможно, к нему спускается ангел с небес и осведомляет его обо всем. И Махмуд Сабуктегин был таков. Если данных нет у шаха о порядке в войске, — Аристотель сказал: — Лучшие падишахи те, кто подобен ястребу, вокруг которого валяются трупы, а не трупу, к которому слетаются ястребы. Это означает, что он должен знать все о своих окружающих, а они о нем — ничего. Не должно быть так, чтобы он ничего не знал о своих окружающих, а они о нем — все. Падишах, как ястреб черный, Щедрость — это одаривание без корысти и требования отдачи, даже если эта отдача или возмещение явились бы искренним восхвалением или великой благодарностью за благодеяние. Кто жаждет воздаянья, тот не щедр, — Светоч пророчества высказывался так: — Каждый, кто познал прелести и нежность любви и остался в ней невинным и скромным, умрет безгрешным. Условие безгрешности и скромности для того приводится, что вожделения естества и страсть натуры, их проявления и способы осуществления этих желаний — все это есть натура животная, а не благородство человеческого духа. Та любовь, что человеку свойственна, — Говорят, что святой Пророк — да благословит и помилует его Господь — молвил: — Правоверный должен быть остроумным и веселым, а неверному суждено быть мрачным и хмурым. И повелитель правоверных Али — да снизойдет на лик его благодать Господа — тоже сказал: — Нет ничего страшного в том, что человек много шутит: мусульманин этим отстраняет от себя злость и угрюмость. Однажды Посланник Божий — да будет над ним благословение Господа — сказал некоей старухе: — Старухи не будут допущены в рай. Старуха начала плакать. Тогда Пророк промолвил: — Всевышний сначала превратит их в молодых девушек, более прекрасных, чем они были при жизни, и после примет в рай. Однажды жене одного из своих приближенных он сказал. — Спроси у своего мужа, есть ли у него в глазу что-либо белое. Та женщина тотчас же, в большом волнении, побежала к своему мужу. Муж спросил у нее причину ее волнения. То, что сказал ей Пророк, она пересказала мужу — Правду изрек он, — сказал ее муж.— В каждом моем глазу есть и белое, есть и черное, но в этом нет ничего дурного. Если кто-нибудь достойный пошутил, —
|