Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая система Великобритании






1. Конституция.

Как правило, Конституцию Великобритании характеризуют как неписаную, поскольку она представляет собой совокупность различ­ных законов, судебных прецедентов и обычаев (конвенциональных норм). Именно наличие в британской конституции неписаных источников права – конституционных обычаев, - позволяет определять ее как неписаную. Конституционные обычаи регулируют иногда несущественные, обрядовые вопросы заседаний парламента (например, поиски бочек с порохом в подвалах парламента, по традиции начатые еще во времена Кромвеля, или насильственное водворение председателя нижней палаты — спикера — на его почетное место), а иногда принципиальные вопросы (право вето монарха и др.).
Однако в конституционном праве указанная характеристика принимается как весьма условная, так как Великобритания имеет в составе основного закона множество писаных актов. По существу, ее конституция - комбинированная, со­держащая писаные и неписаные нормы. Эти многочисленные акты и нормы в своей совокупности закрепляют в какой-то мере основы существующего строя, но формально не провозглашены в качестве ос­новных законов. Отсюда следует, что конституция Великобритании – некодифицированная (неконсолидированная).

Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников: статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников.
Статут — акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства — монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе. Все законы (они в отличие от США официально называются здесь актами) обладают одинаковой юридической силой (поэтому, в частности, в Великобритании нет института конституционного контроля). Однако к числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Великую хартию вольностей (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и подданных, преимущественно знати), хабеас корпус акт 1679 г. (он предусматривал некоторые судебные гарантии личной свободы), Билль о правах 1679 г., акты о престолонаследии (1701 г.), об объединении с Шотландией (1706 г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о палате общин (1978 г.), о народном представительстве, которые регулировали вопросы избирательного права (их было несколько), несколько актов о гражданских правах, акты о министрах короны, о местном управлении (последний акт принят в 1985 г.)
Судебный прецедент — это решения по конституционным вопросам так называемых высоких судов (Апелляционного суда, Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, вестминстерским судам). Поэтому совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и прецеденты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы (это относится к судам канцлера и получило название «право справедливости»). В нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных).
Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами, соглашениями) сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов). Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров).
Доктринальные источники — это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании.

Содержание конституции. В отличие от конституции США, которая хотя и носит прагматический характер, но все же регулирует в системе некоторые основные конституционные отношения, для британской конституции характерен крайне фрагментарный характер. Ее различные источники регулируют отдельные вопросы и нередко делают это лишь частично. Многие важнейшие вопросы (общественный строй, партии, социально-экономические права и др.) в конституционном праве не только не урегулированы, но даже не упоминаются.

Неписаная конституция Великобритании является исключительно гибкой, что позволяет постоянно и легко приспосабливать ее к изменяющимся условиям. Но в связи с почтением к традициям это делается зачастую путем применения юридических фикций, без нарушения сложившихся норм. Все законы, прецеденты, конституционные обычаи имеют в общем одинаковую силу (применяемый обычай имеет обязательную силу, но не подлежит защите в судебном порядке в случае его нарушения). Каких-то особых требований к порядку изменения законов, считающихся конституционными, нет.

2. Форма правления и глава государства.

Форма правления Великобритании – парламентарная монархия. В условиях парламентарной монархии государственный режим – министериализм. Поскольку в Великобритании существует двухпартийная система, складывается такой режим, что юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента.

Монарх. Монарх в Великобритании — глава государства. При анализе статуса монарха следует учитывать, что организация и функционирование государственной власти не строятся на буквальном понимании принципа разделения властей. Монарх в силу своих прерогатив и исторических традиций рассматривается как часть и законодательной, и исполнительной, и судебной власти. Согласно британской конституционной доктрине, власть в государстве исходит не от народа, а от монарха, являющегося главой государства. В то же время о реальных полномочиях по осуществлению каждой из ветвей власти следует говорить с определенными оговорками. Его положение в системе властных отношений определяется формулой «монарх царствует, но не правит». Монарх, возглавляя Содружество, является главой государства помимо Великобритании еще в 17 странах Содружества. Статус монарха регулируется Актом о престолонаследии (1701 г.) и важнейшими судебными прецедентами, устанавливающими принципы деятельности и полномочия высших органов государственной власти. Ему же теоретически принадлежит также исполнительная власть. Кроме того монарх — составная часть парламента. На деле он не участвует в законодательстве (право вето не применяет), исполнительной властью не обладает. Монарх открывает еже­годную сессию парламента, выступая с тронной речью на совместном заседании палат. В этой речи излагается программа действий на предсто­ящий год. Но поскольку монарх лишь зачитывает текст, подготовленный премьер-министром, он не может изменить в нем ни слова. Монарх впра­ве распустить палату общин с назначением даты новых выборов, это он делает только по указанию правительства. Фактически страной руководит «правительство его (ее) Величества», точнее, его узкая часть — кабинет министров, в кото­ром главную роль играет премьер-министр. Правительство, как отмеча­лось, в силу британской двухпартийной системы в значительной мере контролирует и парламент.

Глава государства в Великобритании занимает свой пост по наследству. Применяется кастильская систе­ма наследования: трон покойного короля из династии Виндзоров пере­ходит к старшему сыну, если сына нет — к старшей дочери.

Монарх в Великобритании — это символ единства нации, преемст­венности государства. Он рассматривается как гарантия стабильности в обществе. Монархлицо неприкосновенное, он не подлежит уголовной, адми­нистративной, гражданской ответственности, не может быть задержан и т.д. (хотя имело место осуждение и казнь короля Карла I во время английской революции). Монарх политически нейтрален, не является членом какой-либо партии, не подлежит политической ответственности в связи с управлением государством: за монарха отвечают его министры.

Юридически британский монарх обладает значительными полномо­чиями, которые в совокупности называются королевской прерогати­вой. Это исключительные права, установленные традицией, конституци­онными обычаями, иногда закрепленные судебным прецедентом и не зависящие от воли парламента. Являясь частью Парламента, монарх имеет право созывать и распускать Парламент, право подписи законопроектов, принятых этим органом, право абсолютного вето. Во взаимоотношениях с парламентом эти права, равно как и некоторые другие свои полномочия, монарх осущест­вляет по указанию правительства (конкретно — премьер-министра).

К полномочиям монарха в области взаимоотношений с правительст­вом относится назначение премьер-министра, право назначать и увольнять министров, главу Кабинета. Фактически премьер-министром становит­ся лидер партии, победившей на выборах в палату общин, ибо правитель­ству нужно получить вотум доверия — голоса большинства членов пала­ты для его утверждения. Поэтому на деле монарх лишь оформляет волю партийного большинства в парламенте. Правда, бывали случаи, когда правящая партия в силу разногласий в ней не могла выдвинуть единого кандидата или когда партия не располагала явным большинством, и реше­ние принимал монарх (1957, 1963, 1974 гг.). Правительство издает свои акты от имени монарха (обычно это «приказ в совете», хотя совет вклю­чает не только членов правительства), премьер-министр обязан инфор­мировать монарха о состоянии дел.

Монарх обладает внешнеполитическими полномочиями. Он являет­ся главой британского Содружества, представленным в некоторых его странах генерал-губернатором, и как таковой промульгирует конститу­ции этих стран и стран, получивших независимость. Он является также главнокомандующим вооруженными силами (юридически), назначает высших военачальников, присваивает воинские звания и сам имеет воин­ское звание (царствующая ныне королева Елизавета II — полковник), назначает дипломатических представителей; имеет право на признание иностранных государств и правительств; право подписания международных договоров. Традиционная прерогатива короля — вопросы войны и мира.

В сфере судебной власти прерогатива монарха заключается в том, что правосудие осуществляется от его имени, ему принадлежит право помилования.

У монарха есть прерогативы личного характера: королевские рега­лии (корона, трон, мантия, держава, скипетр, титул, необходимое обра­щение к монарху «Ваше Величество»), королевский двор, состоящий из лиц, обслуживающих короля и членов его семьи (эти лица имеют разные придворные титулы), цивильный лист — ежегодно вотируемые парла­ментом деньги на личные нужды короля и содержание его двора (в насто­ящее время приблизительно 8 млн.ф.ст.), освобождение от уплаты нало­гов (Елизавета II от этой привилегии добровольно отказалась). Монарх, наследник престола, некоторые члены королевской семьи обладают зна­чительной недвижимой собственностью (земли, дворцы и т.д.), которая может приносить им доход, но продать ее они не могут. Они являются также держателями многих ценных бумаг, которыми распоряжаются свободно. Монарх также имеет право жаловать почетные звания, дворянские титулы, назначать членов Палаты лордов.

Из сказанного следует, что хотя юридически монарх обладает обшир­ными полномочиями, фактически они им самостоятельно осуществлять­ся не могут. Это «спящие прерогативы». Все акты, исходящие от монар­ха, подлежат контрассигнации (подписи) премьер-министра: без его согласия акт монарха недействителен.

При монархе существует Тайный совет, состоящий из членов коро­левской семьи, епископов, министров (всего около 300 человек). Совет собирается в торжественных случаях, но чаще всего он не собирается или собирается несколько человек (его кворум — 3 человека), а от имени Совета монарх издает «приказы в Совете». Этими приказами оформляют­ся решения кабинета.

В качестве особого требования, предъявляемого к британскому монарху и членам его семьи, выступает принадлежность к англиканской церкви. Монарх рассматривается как глава («верховный правитель») государственной англиканской церкви.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал