![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системы показателей, характеризующие качество ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. В зависимости от характера решаемых задач по оценке качества продукции показатели можно классифицировать по различным признакам. Показатели качества продукции подразделяются на следующие категории: - по количеству характеризуемых свойств; - по характеризуемым свойствам; - по способу выражения; - по этапам определения значений показателей. Количество характеризуемых свойств бывает комплексным, единичным и интегральным. Комплексные (обобщающие) показатели являются средней величиной, учитывающей количественные оценки основных свойств продукции и их коэффициентов весомости. Единичные показатели характеризуют одно свойство продукции, составляющее ее качество применительно к определенным условиям создания, эксплуатации и потребления. Интегральные показатели отражают соотношение полезного эффекта от эксплуатации и затрат на приобретение и эксплуатацию продукции. К характеризуемым показателям продукции относятся: - назначение; - надежность; - экономичность; - эргономичность; - эстетические; - технологичность; - стандартизация и унификация; - патентно-правовые; - экологические; - безопасность. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. Показатели надежности характеризуют следующие свойства: безотказность – свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки, выражающейся в вероятности безотказной работы, средней наработки до отказа, интенсивности отказов; ремонтопригодность – свойство изделия, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания. Единичными показателями ремонтопригодности являются вероятность восстановления работоспособного состояния, среднее время восстановления. восстанавливаемость изделия – характеризуется средним временем восстановления до заданного значения показателя качества и уровнем восстановления; сохраняемость – свойство продукции сохранять исправное и работоспособное, пригодное к потреблению состояние в течение и после хранения и транспортирования. Единичными показателями сохраняемости могут быть средний срок сохраняемости и назначенный срок хранения; долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Единичными показателями долговечности являются средний ресурс, средний срок службы. Показатели экономичности определяют совершенство изделия по уровню затрат материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию. Эргономические показатели характеризуют систему «человек — изделие — среда использования» и учитывают комплекс таких свойств человека, как: - гигиенические; - антропометрические; - физиологические; - психологические. Эстетические свойства товаров характеризуются следующими эстетическими показателями: информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность внешнего вида. Показатели технологичности имеют отношение к таким свойствам конструкции изделия, которые определяют его приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества. Они являются определяющими для показателей экономичности. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность изделия стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, каковыми являются входящие в него детали, узлы, агрегаты, комплекты и комплексы. Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной чистоты технических решений, использованных в изделии, определяющей ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке. Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления изделия. К ним относятся: - содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; - вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее использовании безопасность человека и других объектов. Они должны отражать требования к мерам и средствам защиты человека в условиях аварийной ситуации, не санкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности. По способу выражения показатели выражаются: - в натуральных единицах (метр, штука, килограмм); - в стоимостном выражении. Этапы определения значений показателей устанавливаются в ходе разработки продукции. Прогнозные – предполагаются на самом начальном этапе разработки продукции, и имеют не определенную вероятность свершения. Проектные – вырабатываются в ходе анализа проекта предполагаемой продукции, и могут изменяться в зависимости от поставленных задач. Производственные – выявляются в момент производства продукции, и играют большую роль в становлении качества продукции. Эксплуатационные – устанавливаются в момент эксплуатации продукции по ее непосредственному назначению, с целью эффективного использования. Пиво по показателям качества должно соответствовать характерным для него требованиям. Самый главный показатель любого продукта, это его назначение. Поэтому пиво, в первую очередь, должно быть пригодно к употреблению. Вторым основным требованием является безопасность, так как любой продукт, в том числе и пиво, не должен наносить вред потребителям. Не менее важным показателем является экологичность тары в которую разлито пиво. Тара как и любая упаковка, должна быть инертна по отношению к окружающей среде, а содержащиеся в ней вредные примеси не должны превышать строго установленные нормы. Эстетические и эргономические свойства, характерны как для пива, так и для тары, в которую оно разлито. Тара должна иметь яркое художественное оформление, которое будет вызывать положительные психологические эмоции у потребителя. В тоже время тара должна быть удобной по всем антропометрическим и физиологическим показателям. Напиток по показателям экономичности должен соответствовать своей себестоимости, и быть доступен потребителю. Уровень материальных затрат и трудовых ресурсов должен быть рационально рассчитан. Надежность пива выражена в его сохраняемости, напиток должен быть пригоден в течении всего срока годности, и со временем не должен утрачивать свои органолептические показатели.
|