Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Все вышесказанное относится к 19 и 20 (не к 10) уровню при игре в Эпический Манчкин.

По всем Манчкинам, дополнениям и аксессуарам

Обновление 11 Декабря 2014 (версия перевода 06 февраля 2015)

Если ты не можешь найти ответ здесь, посмотри раздел опечатки, чтобы убедиться, что это не ошибка.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В различных играх серии есть целый ряд общих правил, которые и рассматриваются в первом разделе.

 

Важное примечание №0: Великое изменение 2010

В мае 2010 года правила и карты различных наборов Манчкина претерпели значительные изменения. Больше всего «повезло» фентези-сету (базовый манчкин), где мы раскрасили все карты, но некоторые карты и правила изменились почти во всех сетах. Если вы давно играете в Манчкин (или вы новичок, но используете старый набор), пожалуйста, ознакомьтесь со Списком Изменений 2010 для получения полного перечня.

Ответы в этом FAQ основаны на новой версии правил игры, если не указано иное.

 

Важное примечание №1: достижение 10 уровня

Основное правило гласит, что ты не можешь получить 10-й Уровень, не убив монстра. Если у тебя 9-й Уровень и происходит что-то, что дает тебе уровень, то... ничего не происходит. Ты остаеться на 9-м Уровне. Если у тебя есть карта или способность, которая позволяет получить уровень за счет другого игрока, ты не можешь играть эту карту или использовать эту способность.

НО... некоторые карты отменяют это правило. Если карта явно говорит, что позволяет закончить игру или получить победный уровень, то так и происходит. Следовательно, если на карте не написано, что она позволяет получить победный уровень – она не позволяет.

 

Отметим также, что ЛЮБОЙ уровень, полученный за убийство монстра считается победным. Если у тебя есть расовая или классовая способность, позволяющая получить дополнительный уровень после победы в определенном бою, то этот уровень может быть победным. Но карта «получи уровень после боя» не может принести победу, так как карта сама по себе монстра не убивает.

Все вышесказанное относится к 19 и 20 (не к 10) уровню при игре в Эпический Манчкин.

 

Важное примечание №2: Добавление/Использование/Смена шмоток в бою

Ты не можешь менять Шмотки во время боя. Другими словами, если бой уже начался, ты не можешь надеть другой Головняк или Броник или взять другое оружие. По большому счету, все надетые или выложенные Шмотки должны оставаться в том состоянии, которое было на начало боя... даже если некоторые из них стали непригодными для использования.

Пример: Эльф использует Лук с Ленточками и несет Бензопилу Кровавого Расчленения. Дополнительных Рук у него нет, поэтому Лук занимает обе имеющиеся в его распоряжении. Эльф вступает в бой, где другой игрок играет на него Проклятие «Потеря расы». Экс-эльф тут же теряет бонус от Лука, но Бензопилу он взять не может (ибо нельзя менять Шмотки в бою). Но если бы у него в " руке" была еще одна карта Эльфа, то он мог бы сыграть ее (если это его ход) и получить бонус от Лука обратно.

 

Во время боя ты не можешь играть новые карты шмоток, не важно твой это ход или нет, за исключением Одноразовых, на которых написано «играть в любой бой». Такие Шмотки могут быть использованы любым игроком в любом бою, как с " руки", так и из игры.

Использование одноразовых шмоток во время боя для поддержки игроков (не монстров) не является Помощью игроку. Это означает, что в любом бою любое количество игроков может играть любое количество карт, чтобы помочь или помешать любой стороне до тех пор, пока не кончатся карты или желание. Но не забываем, что только один игрок может вступить в бой в качестве Помощника.

 

Важное примечание №3: Победа, убийство, поражение.

 

С точки зрения игры, Победа над монстром – это как Убийство его в бою, так и избавление он него таким образом, чтобы не пришлось Смываться. То есть, если Волшебник применил Усмирение, или игрок использовал Зелье Попуморфа, или происходит что-то еще, что заканчивает бой без Смывки – монстр считается Побежденным. При этом Сокровища могут достаться игроку или нет, в зависимости от способа победы.

 

Монстр считается Убитым, если вы победили его за счет уровня и бонусов в бою, или использовали карту или способность, в которой явно говорится, что она убивает монстра. За это вы получаете и уровни и Сокровища. Некоторых монстров можно победить автоматически, в зависимости от ситуации. Если карта не говорит обратного, то обычно это означает мгновенное убийство монстра, за что вы также получаете уровни и Сокровища.

Но даже если единственный монстр удален из боя, у игроков есть шанс сыграть Бродячую Тварь, чтобы добавить монстра, которого также придется победить, чтобы получить награду.

«Поражение» означает, что ты не смог раскачаться до нужного уровня и тебе приходится уносить ноги.

 

Важное примечание №4: Борьба против нескольких монстров

Когда ты бьешься с более чем одним монстром, нельзя подводить НИКАКИЕ итоги боя, пока не побеждены ВСЕ монстры, или пока ты не закончишь Смывку. То есть, если ты используешь что-то, что заставляет одного из монстров исчезнуть, ты не можешь претендовать на уровни и/или сокровища за победу над ним до тех пор, пока не Убьешь или Победишь оставшихся монстров. Например, Волшебник не может Усмирить одного монстра и взять его Сокровища пока не разобрался с остальными. Борьба не окончена, пока есть с кем бороться.

 

Важное примечание №5: Пособники/Комрады/Наемники/Напарники/Бугаи/Приспешники

Когда вы играете в несколько колод, то считается, что Наемнички = Напарники = Бугаи = Миньоны = Allies (Пособники). Другими словами, все они являются частью класса «наемник», каждый игрок может иметь только одну такую карту (не одну каждого вида), если только какие-нибудь карты или способности не позволяют иметь больше. Все они могут быть принесены в жертву для автоматической Смывки. И у них нет никаких особых способностей, кроме тех, что указаны на картах. При игре одной колодой используются правила этой колоды.

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

В: Правила говорят одно, а карта — другое. Что делать?

О: Как и в большинстве карточных игр, цель части карт – изменить правила. Так что карта перекрывает правила. Но нужно отметить, что если карта явно не позволяет тебе получить последний уровень и выиграть – ты не можешь это сделать, как бы сильно ты не ныл.

 

В: Можно ли бла-бла-бла использовать для бла-бла-бла? Этого нет в правилах, но это же логично.

О: Если этого нет в правилах, то не важно, насколько логичным это выглядит. Хотя ты можешь попробовать убедить в этом всех остальных игроков.

 

В: Бла-бла-бла это то же самое, что и бла-бла-бла?

О: Если у них разные названия, то нет. См. выше... Оружие – не тоже самое, что и Броник, «топчет тебя» – не тоже самое, что «убивает тебя» и т.д.

 

ПРОКЛЯТИЯ!

В: Сколько Проклятий (Ловушек, Безумств) я могу наложить за один ход? А на одного игрока?

О. Ты можешь сыграть столько Проклятий, сколько есть у тебя в " руке". Но и все остальные могут поступить также...

 

В: Если Проклятье/Ловушка может быть наложено на несколько шмоток, то на какую оно падает?

О: Зависит от того, что написано на карте. Если там написано «Выбери и сбрось одну маленькую Шмотку» а не что-то типа «Выбери и сбрось одну маленькую Шмотку у Феди, ха-ха», то выбирает жертва. На некоторых картах уточняется, кто (например, игрок справа) и как (например, случайно) делает выбор.

 

В: Если в Проклятии говорится " Теряешь Броник", а у меня есть неиспользуемый Броник, могу я потерять его?

О: Это зависит от формулировки Проклятия. Если сказано " Теряешь надетый Броник", это будут Броники, которые ты используешь. Если сказано " Теряешь один Броник", тогда ты должне сбросить один любой Броник из всех, что у тебя есть в игре. Если сказано " Теряешь Броник", то ты должне сбросить все свои броники, какие есть в игре. (И, как говорится ниже, зачитенный Броник не перестает быть Броником!)

 

В: Я Открыл Дверь и на меня обрушилось проклятье, заставляющее скинуть Шмотку. Могу ли я вместо этого продать Шмотку за уровень?

О: Не-а. Проклятье уже обрушилось. Ты не можешь остановить его посередине или попытаться сделать что-то еще. В Манчкине события происходят в том порядке, в котором они происходят. Некоторые карты являются исключениями (Хотельное Кольцо), но это исключение написано на самой карте.

 

В: Что происходит, когда я умираю? Проклятья сохраняются?

О: Некоторые сохраняются. Например Крохотные Ручки, Большелапость, Смена Пола, Курица на башне и т.д. От большинства из этих проклятий можно избавиться Хотельным Кольцом или при некотором удачном стечении обстоятельств. Если Проклятие имеет длительный эффект, то он сохраняется и после смерти. Помните, ваш новый персонаж выглядит также, как и предыдущий. Если вы поменяли пол, то у вас он все еще изменен (но вы, скорее всего, умерли в бою, так что штрафа -5 нет), у вас по прежнему крохотные ручки или большие лапы, и, если на момент смерти на вас не было Головняка, то эта долбанная курица вновь оседлала вашу голову. Так отстойно быть проклятым, но, да, вы уже в курсе...

 

КАРТЫ И ШМОТКИ

В: Мне нужно взять случайную карту из руки соперника, но я же вижу, какие из них – карты Сокровищ, а какие – Дверей. Могу я этим пользоваться?

О: Если в вашей компании важно, что бы выбор был действительно случайным, то либо закройте глаза, либо бросьте кубик, либо попросите другого игрока помешать карты " руки" под столом и назовите номер карты, которую хотите взять (последний метод не рекомендуется компаниям, которые играют за стеклянным столом.)

 

В: Что значит карты из игры (карты в игре)? Карты в " руке" считаются?

О: Карты в " руке" – это просто карты, и все. Ты можешь сыграть их с " руки", но пока они не в игре. Карты, лежащие на столе – это карты в игре, и на них указано, что это за карты. Например, карта расы – это Раса и тд.

 

В: Ага, ясно. Но если мне нужно сбросить карты, то я могу сбросить их с " руки"? Или из игры?

О: Если вам нужно сбросить карты и явно не указано, откуда их сбросить (например, Усмирение у Волшебника явно говорит – сбрось " руку"), то можно сбросить и с " руки" и из игры.

 

В: Шмотка это то же самое что и Сокровище?

О: Нет. Шмотка - это карта со стоимостью в Голдах (либо надписью " Нет цены" или " Без цены"). Большинство шмоток являются Сокровищами, но не все (например почти все Скакуны - это Двери). Сокровище без указания стоимости не является шмотой, как бы вам этого не хотелось.

 

В: Если я теряю Шмотки, то я могу сбросить их с " руки" или только со стола?

О: Всегда, всегда только со стола. Если карта в " руке" – она не считается несомой Шмоткой. Если надо будет сбросить карты с " руки" – это будет явно указано.

 

В: Если я вор и тырю Шмотку у другого игрока, можно ли считать, что он отдает мне эту Шмотку?

О: Нет, манчкин. Дарение – процесс добровольный. Ключевая разница в том, что даритель сам выбирает, что дарить.

 

В: А что, если карта заставляет игрока отдать мне Шмотку?

О: Отдать – значит отдать. И не важно, почему игрок это делает.

 

В: В какой момент карты из игры идут в сброс? Например, во время боя я использую одноразовую Шмотку, она остается в игре до конца боя или тут же уходит в сброс?

О: Одноразовые карты не идут в сброс до конца боя. Однако они больше не считаются " твоими" картами, если только что-либо не перезапускает бой и не возвращает карты бывшим владельцам, тогда твои права на нее восстановятся.

 

В: У нас только что был бой и мы сыграли кучу карт. Игрок слева от меня – Клерик. И он начинает складывать карты в сброс так, как ему нравится – это правильно?

О: Чей ход – тот и складывает карты в сброс. В том порядке, который сочтет нужным.

 

В: На карте Яппиток не сказано, что это Зелье, но оно ВЫГЛЯДИТ как зелье. Распространяются ли на него правила про зелья?

О: Да. Если это налитая куда то жидкость, то это можно считать Зельем. (Но учтите, что другие типы одноразовых шмоток, такие как Гранаты или Гнои, обозначаются специальным словом. Также отметим, что Зелья – не Гнои, а Гнои – не Зелья)

 

В: Все Шмотки, на которых написано «одноразовая», работают как Зелья?

О: Все одноразовые Шмотки (на которых написано «использовать один раз») могут играться прямо с " руки", если не сказано обратного (и на данный момент исключений нет).

 

В: Что такое «оружие»?

О: В более формализованной игре мы бы написали слово «оружие» на всех мечах, топорах и т.д. Используйте здравый смысл, даже если ЭТО Манчкин. В общем случае, любую Шмотку, занимающую Руку и не помеченную как что-либо другое, равно как и Шмотки типа Меч Песни и Пляски, можно считать оружием.

 

В: Могу ли я продать Шмотки на сумму меньше, чем 1000 Голдов? Ну, скажем, чтобы просто избавится от них...

О: Нет. Если шмоток на 1000 Голдов не набирается, продавать их нельзя.

 

В: Допустим, у меня набирается шмоток на 1000 Годов, могу ли я докинуть туда Шмотки «без цены»?

О: Безусловно. «Нет цены» означает тоже самое, что и «0 голдов», т.о. ты можешь продавать эти Шмотки, если на карте не сказано обратного. (Но на карте должно быть написано «нет цены»! Если цена не указана – продавать такую карту нельзя)

 

В: В правилах сказано, что карты «в игре» могут быть проданы или сброшены. В каких случаях карты сбрасываются?

О: Это зависит от типа карты. Во-первых, карта должна быть в игре, т.е. лежать на столе перед вами (довольно нелепо было бы сбрасывать карты других игроков). Карты Класса и Расы (включая Полукровку и Супреманчкина) могут быть сброшены в любое время, в т.ч. и для того, чтобы задействовать способность (кроме карты, которая дает эту способность, за исключением способности, которая явно этого требует). Карту действующего на вас длительного Проклятья сбрасывать нельзя. Шмотки – единственный тип карт, которые можно продавать. И, если ничего (например, Проклятье) не мешает сбросить Шмотку, то она может быть сброшена в следующих случаях:

 

Продажа за уровень (но см. выше вопрос про минимальную цену)

Для задействования какой-либо способности

Для выполнения требований Непотребства или Проклятия/Ловушки

Это Большая Шмотка и тебе НУЖНО от нее избавиться (из-за смерти Наемничка, или потому что вы перестали быть Дварфом), а никто другой не может ее забрать.

 

В: Когда я могу менять состояние шмоток с используемых на несомые (те, которые я несу) и наоборот?

О: Для ясности: все твои Шмотки на столе ты несешь. Те, которые ты в данные момент используешь, являются при этом используемыми. Ты можешь менять их состояние в любой момент когда ты не в бою и не занят как-то еще (например нельзя этого делать во время броска на Смывку или выполняя эффект Проклятия).

 

В: Я слышал некоторые употребляют понятие " рюкзак", но я не могу найти его в своих правилах. Мои правила устарели?

О: Нет. Некторые бывалые манчкины используют термин " рюкзак" для обозначения шмоток, которые они несут, но не используют, но этого термина нет в официальных правилах и мы не советуем его использовать, потому что это приводет к подобной путанице. (В добавок к этому есть несколько шмоток, которые называются Рюкзак, и означают совершенно другое. Лучше всего не использовать этот термин.)

 

В: В разных сетах есть карты с одинаковым названием, но разным описанием.

О: Это не вопрос. Это констатация факта. В разных наборах ЕСТЬ карты с одинаковым названием, но разным описанием. Иногда это было сделано специально. Мы не считаем, что это большая проблема. Мы считаем, что как раз изменение названий карт вызовет проблемы.

 

Для удобства мы сделали список всех дубликатов карт.

Тем не менее, убедитесь, что вы не смешиваете старые и новые наборы. С мая 2010 года формулировки на некоторых картах (в частности, Суперманчкин и Чит) были изменены, и новые выпуски всех наборов Манчкина будут выходить с этими изменениями. Список изменившихся карт (за исключением карт с незначительными, не влияющими на игру изменениями) можно посмотреть в Списке Изменений.

 

В: У меня есть карта, на которой сказано, что она даёт мне дополнительную Руку, но внизу на ней написано " -1 Рука". Что за фигня?

О: " -1 Рука" как раз и означает, что ты получаешь дополнительную Руку; на всех картах требование к Рука имеет положительное значение, например " 1 Рука" внизу. Если ты сложишь количество Рук на используемых тобой картах, то это число не должно превышать 2 Рук - поэтому карта, дающая дополнительную Руку, имеет отрицательное значение.

 

РАСЫ И КЛАССЫ

В: Если я использую Полукровку без второй карты расы, моя вторая раса – человек?

О: Да. Ты получаешь «только преимущества, без недостатков» другой Расы, но ты не можешь использовать Шмотки, помеченные «только для людей» или бонусы против монстров со «слабостью» к людям (хотя таких довольно мало).

 

В: Можно ли использовать две карты «Полукровка», чтобы получить больше двух Рас, или два Суперманчкина для получения более двух Классов?

О: Нет, если это не часть домашних правил.

 

В: Можно ли сыграть Полукровку на две одинаковые Расы (или Суперманчкина на два одинаковых Класса) чтобы получить двойной бонус?

О: Ээээ. Аааа. Нет. (Мой папа – эльф, а моя мама... эльф!). У каждого игрока в игре может быть только одна карта Расы или Класса. Другими словами, если ты полу-Орк и у тебя в " руке" есть еще одна карта Орка, то ты не можешь ее сыграть, не сбросив карту Орка из игры.

 

В: Если я использую Супреманчкина или Полукровку (Двойной Агент, Двуязыкий...), могу ли я скинуть одну из карт Класса или Расы и заменить ее другой или не заменять ее?

О: Из дварфо-эльфа ты можешь превратиться в дварфо-человека или, если у тебя есть карта Халфлинга, в дварфо-хафлинга. Полукровку при этом ты не теряешь. В случае с Суперманчкином ситуация та же.

 

В: Можно ли сменить текущий Класс на такой же (например, чтобы избежать «благотворительности»)?

О: Класс можно сбросить в любое время. Сыграть Класс можно в любой момент своего хода. Нет специального требования, чтобы новый класс отличался от предыдущего. Так что – да.

 

В: У меня только один Класс и я его меняю. Теряю ли я при этом Шмотки, на которых сказано «если вы теряете Класс, сбросьте карту»?

О: Если ьы играешь карту нового Класса сразу после сброса старого, то нет. Смена Класса состоит из двух фаз – сброс старого Класса, игра нового Класса – и ничто не может вклиниться между двумя этими событиями.

 

В: Можно ли держать карту Класса или Расы на столе повернутыми боком, чтобы использовать их позже?

О: Нет. Единственный тип карт, который может лежать на столе и не использоваться – это Шмотки (хотя и там есть свои ограничения, например, ограничение по большим Шмоткам и т.д.)

 

БОЙ

В: Что происходит при ничьей?

О: Если в бою нет манчкина-воина, то побеждают монстры.

 

В: Если я бьюсь с двумя монстрами – могу ли я убить одного и сбежать от другого?

О: Нет. Если у тебя есть карта, позволяющая тебе сбросить одного из монстров (например, Зелье Попуморфа), то ты можешь это сделать и драться с оставшимися. (Но ты должны выиграть бой, чтобы претендовать на награду. Ты не можешь усмирить одного монстра, забрать его сокровища, а потом драться с остальными). Но нельзя драться с одним и смываться от других. Монстры дерутся вместе.

 

В: Что происходит, когда Бродячей Тварью подкидывают монстра, которого может игнорировать один из игроков? Например, если подкидывают Амазонку, а один из игроков – девушка?

О: Когда игроки помогают друг другу, монстры не бьются с ними по отдельности... т.е. если среди игроков есть девушка, то бродячая Амазонка отдаст сокровища и уйдет, не вступая в бой. Поэтому, кстати, Обдолбанный Голем – не очень хороший монстр для подбрасывания, так как игроки могут его просто игнорировать. (Напоминаем, что сокровища всегда тянет хозяин боя, а уже потом распределяет их согласно договоренности).

 

В: Получается если я не Халфлинг, я могу вовсе игнорировать Обдолбанного Голема?

О: Да. Как будто бы его вообще нет. Но если ты его не убьешь, ты не получишь его Сокровища, даже если убьешь всех остальных монстров! (И ты не можешь вернуться к нему после боя с другими, он обдолбан, но не туп!)

 

В: У меня 2й уровень и на меня нападает монстр 9го уровня. В бой вступает игрок 5го уровня. Третий игрок подкидывает нам монстра, который не преследует игроков 3го уровня и ниже. Мы проигрываем и вынуждены Смываться. Подкинутый монстр преследует обоих?

О: Во время боя монстры сражаются вместе. Но когда дело доходит до преследования, они действуют самостоятельно и манчкины пытаются сбежать от каждого из них по отдельности. То есть подкинутый монстр не преследует тебя, но преследует твоего помощника.

 

В: А во время боя? Вы сказали, что они бьются вместе. Означает ли это что если один из монстров имеет бонус (положительный или отрицательный) к огненным Шмоткам, то это распространяется на обоих?

О: Именно так. Иммунитет монстра (или его слабость) распространятся на всех монстров в бою. (Сюда не входят обычные боевые бонусы и штрафы; если один монстр получает -2, это не означает, что КАЖДЫЙ монстр получает -2, этот штраф действует на всю группу один раз. А если монстр не сражается, это не значит, что ВСЕ монстры не сражаются, а относится только к этому одному.). Если это поможет, думай о бое как об общей схватке, а о иммунитетах и слабостях как об условиях, действующих на всю схватку.

 

В: Я собираюсь кидать кубик на смывку. Могу ли я сыграть проклятья на других манчкинов до броска? А после?

О: Хотя проклятья и играются в любое время, но иногда бросок кубика неразрывно взязан с последующим действием. То есть, да, ты можешь сыграть проклятья перед броском, но не между броском и Непотребством/Смывкой. После этого можешь играть Проклятия как обычно.

 

В: Я встретил монстра, который " Не преследует никого, чей Уровень Х или ниже". Я ниже указанного Уровня. Могу ли я биться с этим монстром?

О: Разумеется, ты можешь драться с монстром. Если ты не сможешь выиграть и собираешься Смываться, то твоя Смывка будет автоматической (без броска кубика).

 

В: Складываются ли бонусы, которые получают монстры против Классов/Рас? Например, если у монстра есть бонус +4 против Дварфов и +4 против Эльфов, а я полудварф/полуэльф, то против меня у этого монстра будет +8?

О: Если об этом не сказано на самой карте, то бонусы складываются. То есть да, в данном случае будет +8. (Честное предупреждение: раньше мы говорили другое, но теперь официально правильным считается именно ЭТО:)

 

В: Если во время боя кто-то меняет мои Расу или Класс (например, Проклятьем) это меняет мои бонусы?

О: Да. Если ты перестал быть Эльфом, то не можешь получать бонусы от предметов «только для Эльфов» и т.д. Ты никогда не сможешь получить выгоду от двух Рас или Классов в одном бою, если у тебя нет карты, позволяющей это сделать. Исключением являются бонусы, получаемые за счет сброса карт. Если Воин уже сбросил карту, чтобы получить бонус +1, после чего перестал быть Воином – он сохраняет этот бонус (но больше не может сбрасывать карты, чтобы получить еще бонусы от способностей Воина). Да, это правило можно обернуть в свою пользу, хе-хе. (Однако ты не можешь сбросить класс Воина, чтобы сыграть другую карту Воин и полностью воспользоваться Буйством дважды.)

 

В: В бою я использую одноразовую Шмотку, а кто-то Проклятьем или Воровством пытается от нее избавиться. Бонус остается?

О: Воровство не сработает если ты в бою. Проклятьем можно уничтожить твою Шмотку пока ты собираешься сыграть ее, но если ты уже сыграл ее в бой, то она уже не твоя, и проклясть ее нельзя.

 

В: Некоторые карты позволяют автоматически побеждать монстров определенного типа (например Зелье Ротовой Вони для Сопливого Носа или квашенизатор для монстров первого уровня). Кто-то может помешать этому? Может ли кто-то сыграть Бродячую Тварь?

О: Хоть победил монстра автоматически, но ты по-прежнему должн дать другим манчкинам приемлемое время, чтобы они смогли ответить. Поверженному монстру они, скорее всего, уже не помогут, но вполне могут сыграть Бродячую Тварь. (Но если у монстра была способность «приведи друга», как, например, у Андедов или Летучих Мышей, то она не сработает, ибо монстра уже нет.)

 

В: Один из игроков добавил в бой Бродячую Тварь с эффектом " перед боем" (например Языческий Демон заставляет тебя сбросить Шмотку до начала боя). Но я уже в бою, должен ли я выполнять этот эффект?

О: Нет. В этот раз тебе повезло (Нам ооооооочень хотелось сказать " Да", поскольку мы же манчкины, но было принято иное решение.)

 

В: Мои друзья начинают отсчитывать 2.6 секунды как только положили карту монстра и бой начался. Этого времени недостаточно, чтобы даже прочитать карту! Это правильно?

О: В правилах сказано, что ты должен дать " приемлемое время" на ответную реакцию других игроков, чтобы выиграть бой. То, что делают твои друзья, неприемлемо, ты должен иметь возможность прочитать карту, чтобы определить что делать и нужно ли. С другой стороны ты не можешь каждый бой требовать время на прочтение всех карт на столе или использовать " мусорологические" карты в надежде найти что-нибудь подходящее. Правило " 2.6 секунд" - это шутка, указывающая на то, что ты не можешь задерживать игру бесконечно прото потому, что кто-то другой выигрывает.

 

В: Правило «приемлемого времени» действует в случае победы над монстром без убийства, или только с убийством?

О: При любом виде победы. Если ты победил без убийства, то у других игроков есть некоторое приемлемое время, чтобы сыграть подходящую карту и помешать тебе. Но если ты удалили монстра из боя (например, Волшебной Лампой), то они не могут играть модификаторы монстров или карты сходного типа, действующие именно на монстра, так как в бою никого нет, равно как они не могут использовать любые специальные правила для привлечения монстров в бой, которые зависят от наличия монстров в бою (такие, как, например, правило акулы из Munchkin Booty). Зато они могут сыграть Бродячую Тварь.

 

В: Если в бой играется карта, на которой сказано «действует в следующем бою» (напр. Смена Пола), то эффект карты действует на ТЕКУЩИЙ бой или на следующий?

О: Если бой еще не закончен (а это видимо так, раз люди играют на тебя карты), то эффект карты действует на текущий бой. (Об этом явно написано в правилах начиная с версии 1.5, так что теперь никакой путаницы, правда?)

 

В: Если игрок встречает монстра, который не преследует его, игрок получает сокровища?

О: Не-не-не. Игрок должен попытаться победить монстра, но если он не сможет победить, то он смывается автоматически без броска кубика и без всякого Непотребства. Но игрок не получает никакой награды, если не смог победить монстра!

 

В: Могу ли я сыграть карту «Получи Уровень» на другого игрока – например, чтобы монстр перестал им брезговать?

О: Изначальный смысл этих карт был в другом, но это настолько подло и по-манчкински, что мы не может сказать «нет». То есть ты можешь играть карты Получи Уровень на других игроков. Но, так же как и в случае игры этой карты на себя, манчкин должен иметь возможность получить этот уровень. Ты не можешь играть такую карту на манчкина, если он может получить уровень, только убив монстра.

 

В: А обязательно убивать монстра? Если я побеждаю, могу я выбрать Смывку?

О: Ты не можешь Смываться, если побеждаешь монстра тем, что есть в игре. Однако ты не обязан играть одноразовые Шмотки, отрицательные модификаторы и пр., чтобы победить, даже если такие карты есть. Так что не ослабляй монстра (может, придется даже усилить его) и тогда уже можно будет выбрать Смывку.

 

В: Когда именно я умираю и как долго остаюсь мертвым?

О: Смерть наступает, когда ты подвергаешься Непотребству, в котором сказано, что ты умираешь. (Далеко не все Непотребства ведут к смерти). Если ты готовился Смыться от других монстров, тебе уже не надо этого делать – монстры не преследуют мертвых. Если ты мертв – ты не можешь получать карты и уровни, вне зависимости от причин. Ты ОСТАЕШЬСЯ мертвым до начала хода следующего игрока, после чего твой персонаж воскресает и может участвовать в бою, несмотря на то, что у тебя пока нет карт (которые ты сможешь получить за счет Благотворительности, за помощь в бою или в начале своего хода). К счастью, смерть – это временно...

 

В: Я обязательно должен смываться? А если я ХОЧУ умереть?

О: Твой персонаж не хочет умирать. Он всегда пытается Смыться. Если ты хотите умереть, надейся на неудачный бросок кубика.

наверх

 

ЧИТ!

В: Я сыграл Чит на одну из своих шмоток. Могу я переложить его на другую?

О: Нет. Карту Чит нельзя перекладывать на другие Шмотки после того, как она была сыграна. Если по каким-то причинам теперь ты можешь использовать «читерскую» Шмотку без Чита... увы. Перекладывать Чит по-прежнему нельзя.

 

В: Можно ли при помощи Чита взять Шмотку у другого игрока или поковыряться в сбросе, чтобы взять Шмотку оттуда?

О: Нет по обоим пунктам. Чит! позволяет нести (иметь в игре) и использовать Шмотку, которая не подходит вам по Классовым/Рассовым/слотовым ограничениям. Другими словами, ты можешь надеть второй Головняк, или вторую Большую Шмотку (для не-Дварфов), или еще одно одно- или двуручное оружие (когда у тебя уже заняты все Руки), или Лук с Ленточками не будучи Эльфм и т.п. Но Шмотка уже должна быть у вас, Чит! не позволяет ее «достать по-читерски». (Формально, согласно описанию карты начиная с 19-го издания, ты можешь сыграть его на Шмотку, которую и так можешь использовать, но кто будет это делать?)

 

В: Если я сыграл Чит на маленькую Шмотку и должен потерять ее из-за Проклятья «Потеря маленькой Шмотки», могу ли я сказать, что Шмотка «читерная», а поэтому не маленькая?

О: Хороший ход, но нет. Чит не снимает свойства Шмоток, он лишь позволяет использовать Шмотки несмотря на ограничения.

 

В: Снимает ли Чит эффект Проклятья со Шмотки (например, Проклятую Шнягу или Антиматерию)?

О: Если Проклятие добавляет негативный эффект на Шмотку, то Чит! не может снять такой эффект.

 

ПРОЧИЕ ВОПРОСЫ

В: Если я сказал, что буду делать что-то, обязан ли я это делать или могу передумать? Например, я Волшебник и сказал, что буду биться с монстром, но потом его усилили – могу я сказать, что передумал и Усмирить его?

О: НИКАКОЕ твое решение не обязано быть окончательным, если правила или карты не говорят об обратном. (Однако если карта уже сыграна или кубик брошен, отменить и переиграть уже нельзя.)

 

В: Две разные карты позволяют мне бросить кубик в одной и той же ситуации (скажем, обе позволяют избежать Проклятья). Что выбрать?

О: Выбери ту карту, которая дает наибольший шанс и бросьте кубик. Если бросок неудачный – бери следующую и т.д., до тех пор, пока не закончатся варианты.

 

В: На карте нарисовано оружие, которое держится двумя руками, но на карте написано, что оно одноручное. Чему верить?

О: Верьте тому, что написано на карте. Если написано «в 1 Руку», то это одноручный предмет, что бы там не было нарисовано на картинке.

 

В: Изначальный пол персонажей совпадает с полом игроков или его можно выбирать?

О: В правилах сказано, что совпадает. Но авторы игры не возражают против изменения этого правила при помощи домашних правил (для косплейщиков, транссексуалов или игроков, которые получили карты Класса/Расы с картинками противоположного пола). Напомним, что футболки Munchkin или Unnatural Axe тоже могут менять ваш пол. (Хоумрульщики могут ввести еще какие-нибудь правила, чтобы пол менялся почаще. Только не забывайте о стандартном штрафе -5)

 

В: Во время турнира один из игроков заявил что он (она?) на самом деле мужчина. Мне же казалось, что это женщина! Есть ли правило на такой случай?

О: Если игрок говорит, что она женщина, то этого достаточно. Однако если позже, она пытается сказать, что все таки она мужчина, это уже не прокатит.

 

В: Я парень, но на карте Расы/Класса, которую я сыграл, нарисован персонаж женского пола. Это значит, что я сменил пол?

О: Нет. Рисунки на картах сделаны исключительно для того, чтобы было интереснее на них смотреть. Это никак не влияет на пол твоего персонажа.

 

В: Мне нужно вытянуть две карты, после чего сбросить одну из них. Что делать, если на одной из карт написано «сыграть немедленно» («клад», «божественное вмешстельство» и т.п)

О: Эффект вступает в силу, если ты решил оставить карту именно с этим эффектом. Если же карта с таким эффектом сбрасывается, значит карта в игре не появилась и эффект в силу не вступил.

 

В: Как применяются карты? Сразу как их играют или когда игрок скажет, что закончил играть карты?

О: Сразу как их играют. В некоторых играх используется " стек", когда все карты применяются разом. Манчкин не из таких.

 

МАНЧКИН

В: Если кто-то при помощи Наколенников Развода принуждает меня ему помогать, могу ли я подрезать его, играть против него карты и т.д., до тех пор, пока нам вместе придется Смываться?

О: Решай сам. Тебя вынудили вступить в бой, но не вынуждали в нем побеждать.

 

В: Могу ли я использовать карту Помоги, чем можешь, чтобы взять Наколенники Развода и заставить кого-то мне помогать?

О: Да, если игрок, которого ты принуждаешь помогать, меняет исход боя с проигрыша на победу (а это необходимое условие для применения Помоги, Чем Можешь). Но не жди, что такой ход понравится остальным...

 

В: Можно ли использовать карту «Помоги, чем можешь», чтобы взять Зелье Попуморфа (или Волшебную Лампу, или...) и вывести монстра из боя?

О: В контексте карты Помоги, чем можешь «выиграть» означает, что ты должен победить монстров за счет своей боевой силы. Шмотка должна достаточно повышать твою боевую силу, чтобы победить монстра (или, как в случае с Наколенниками, приводить к такому результату). Ты не можешь играть Помоги, Чем Можешь, если ты и так побеждаете в бою, или взять Шмотку, которая дает недостаточный бонус, или брать другие Шмотки, которые не изменяют твою боевую силу.

 

В: Как часто Вор может воровать?

О: Пока у него есть карты для сброса.

 

В: Что происходит с Вором 1го уровня, если попытка воровства проваливается? Он умирает?

О: С ним ничего не происходит. Ты не можешь потерять 1й уровень. (Остерегайтесь Воров 1го уровня – им нечего терять в буквальном смысле слова!)

 

В: Может ли Вор воровать, если он находится в бою?

О: Нет. Он несколько занят.

 

В: Может ли Вор воровать у тех, кто находится в бою?

О: Нет. Они несколько заняты.

 

В: Может ли Вор воровать, если ни он, ни его жертва не находятся в бою, но бой идет?

О: Да.

 

В: Может ли Вор подрезать сам себя?

О: Нет. Хоть это и было бы и очень по-манчкински, но на карте сказано «другого игрока».

 

В: Я вытянул Божественное Вмешательство «втемную». Что происходит?

О: На карте сказано, что неважно, как ее вытянули – все Клерики немедленно получают уровень. Открой карту. Сыграй ее с радостными воплем, если ты сам Клерик. В противном случае, сыграй карту с отвращением, чтобы показать свое презрение к тем счастливчикам, которые вовремя стали Клириками...

 

В: Что происходит, если игрок получает Божественное Вмешательство в самом начале игры?

О: Игрок тут же играет карту. Игроки, которые могут стать Клириками – могут ими стать и получить уровень. После того, как все закончили, карта идет в сброс.

 

В: Может ли Клирик в битве с несколькими андедами сбросить по три карты на монстра, чтобы получить бонус +9 против каждого их них?

О: Ух! Вот это и называется «думать, как манчкин». К сожалению, можно сбросить максимум 3 карты за бой, а не на монстра...

 

В: На карте «Ура, Клад!» сказано, что ее нужно играть немедленно. Это значит, как только ее вытащили из колоды?

О: Карта Ура, Клад! должена быть сыграна как тольк взята из колоды. Это значит, что если вы вытащили карту, и эта карта Ура, Клад, она тут же играется. Если вы получили Ура Клад в начале игры, карта играется как только вы взяли ее в " руку". При этом берется 3 карты втемную.

 

В: А если мне нужно выбирать между Кладом и еще одной картой?

О: Если нужно втянуть карты и выбрать одну их них, и одной из этих карт будет Клад, то Клад не играется до тех пор, пока ты не выберешь именно его. Выбрал – немедленно сыграй.

 

В: Если я играю карту, которая позволяет мне взять Клад в " руку", то что делать?

Значит, ты берешь Клад в " руку" на долю секунды, после чего срабатывает условие «сыграть немедленно». При этом считается, что Клад пришел «втемную».

 

 

В: Может ли Клерик сбрасывать и воскрешать Ура Клад снова и снова, сбрасывая его перед тем, как взять три карты, а затем сбрасывая его снова?

О: Нет. Клад нужно сбрасывать ПОСЛЕ того, как возьмешь три карты. Но, тем не менее, ОТЛИЧНЫЙ ход. (Кстати, по этой причине не стоит иметь в одной колоде две такие карты...)

 

В: Если Волшебник не в бою, может ли он использовать Усмирение?

О: Нет. Карта гласит, что Усмирение может применяться вместо битвы с монстром, а не для вмешательства в другой бой. То есть Усмирением может воспользоваться или манчкин, который открыл дверь, или его Помощник.

 

В: Если Волшебник помогает в бою и Усмиряет монстра, получает ли он за это сокровища?

О: Сокровища, получаемые в результате Усмирения ничем не отличаются от сокровищ, получаемых за убийство монстра, то есть сокровища (которые тянут после того, как бой закончен и все монстры побеждены) распределяются в соответствии с изначальной договоренностью между хозяином боя и Помощником.

 

В: Если Волшебник бьется с несколькими монстрами, может ли он скинуть " руку", чтобы Усмирить одного монстра, получить его сокровища (в " руку"), сбросить " руку", чтобы Усмирить следующего монстра и т.д.?

О: Нет. В бою с несколькими монстрами нельзя получить сокровища любого из них до тех пор, пока все монстры не будут побеждены.

 

В: Может ли Волшебник сбрасывать карты, чтобы получить бонус к смывке, после броска кубика?

О: Начиная с 19го издания – да! (В предыдущих изданиях нужно было сбрасывать карты заранее)

 

В: Читерский Кубик позволяет выкинуть любое число на мой выбор. Могу ли я выбрать 1000000 или -1000000 и...

О: Поздравляем! Вы играете в одну из самых первых версий Манчкина. Во всех следующих изданиях явно сказано, что нужно физически повернуть кубик нужной стороной вверх и сказать, что так и было. (Все модификаторы к результату броска вступают в силу после того, как ты повернул кубик – как будто ты действительно выкинул это число)

 

В: Могу ли я сыграть Зелье Дружбы на монстра после того, как завалил Смывку?

О: Нет! Бой заканчивается после того, как ты не смог убить монстра.

 

В: Что происходит, если на монстра сыграли Гадкую Парочку или я сыграл Доппельгангера, после чего меня подрезали или кто-то сыграл зелье на одну из сторон?

О: Гадкая Парочка не удваивает ничего, кроме Модификаторов монстров (мы ввели это правило в 19-м издании чтобы облегчить всем жизнь). Доппельгангер это точная копия игрока – по идее, вам нужно посчитать его боевую силу и удвоить ее.

 

В: Некоторые карты (Волшебная Лампа, Иллюзия, Зелье Попуморфа и тд) позволяют вывести из боя ОДНОГО монстра. Выходит ли из боя его Парочка (или другие его родственники из дополнений)? Другими словами, Гадкая Парочка – это модификатор, как Старикан или отдельный монстр, как введенный в бой при помощи Бродячей Твари?

О: Гадкая Парочка – это отдельный монстр. То есть перед тобой теперь два монстра, от каждого из которых нужно избавляться отдельно. Если ты сыграл карту «вывода из боя» до того, как кто-то сыграл Парочку, то монстра, к которому присоединилась бы Парочка, уже нет и Парочку играть нельзя.

 

В: Что происходит, когда Бродячей Тварью в бой с Помощником подкидывают Газебо?

О: Помощник уходит, оставляя игрока наедине с Газебо и остальными монстрами.

 

В: Могу ли я сыграть Стенку-Встаньку, чтобы заставить кого-то сбежать из боя?

О: Нет. Стенка-Встанька позволяет одному или двум манчкинам сбежать, если они того захотят. Она играется после того, как игроки решили Смываться, но до того, как они бросили кубики.

 

В: А разве Мадемонуазели (Бабыри) не должны быть адедами?

О: Нет, они просто так выглядят.

 

В: Мадемонуазелей нельзя победить Шмотками, только уровнем. А можно использовать Шмотки, чтобы избежать боя как такового, скажем, Волшебную Лампу?

О: Да.

 

В: Могу я использовать Буйство Воина против Бабырей?

О: Нет. В тексте Бабырей сказано: " Никакие Шмотки или другие бонусы против них не помогут - бейся только Уровнем." (Это официальная эррата.)

 

В: На картах «Король Тут» и «Бледные Братья» говорится, что персонажи старше 3го уровня теряют два уровня, даже если смылись. Означает ли это, что уровни теряются и в случае победы над ними?

О: Нет. Но если ты не можешь их победить, тебе придется Смываться, и ты потеряешь два уровня даже если сбежишь. Если же Смывка не удалась, то ты, конечно же, подвергаешься Непотребству. (Но ты не теряешь два уровня дважды!)

 

В: Какому именно Непотребству подвергает Плутониевый Дракон? Если я заваливаю Смывку, то просто умираю?

О: Мы уточнили это в 19-м издании. В более ранних версиях об этом не было написано прямо, но если вас изжарят и съедят, то вы скорее всего умрете. Ответ – да, ты просто умираешь...

В: На карте «Мержавка-Похотница» сказано «... тебе придется смываться, если тебе не поможет манчкин противоположного пола.» Значит ли это, что я не могу играть карты типа «Ушел на базу»?

О: На карте сказано, что ты должны бежать, но не сказано, что это нужно делать прямо сейчас. Ты не можешь драться с монстром, но ты можешь играть на него другие карты, и, если тебе удастся вывести монстра из боя, то снимается и его требование.

 

В: Если я использую Меч Убиения Всех, Кроме Кальмаров и на меня нападает Кальмадзилла, могу ли я использовать Иллюзию, чтобы превратить ее во что-нибудь другое?

О: Нет. Как только появляется Кальмадзилла – бой заканчивается и ты обязан тут же пытаться Смыться. (Из самой карты это на 100% не следует, но смысл именно такой!)

 

В: В каких случаях Волшебная Лампа позволяет мне забрать сокровища?

О: Если во время боя с единственным монстром ты играешь Лампу – ты получаешь его Сокровища. Если во время боя с нескольким монстрами ты играешь Лампу на одного из монстров, ты не получаешь его Сокровища, даже если победил остальных (но получаешь Сокровища этих остальных).

 

В: Если я использовал Зелье Стрелочника чтобы забрать чужой бой, могу ли я применять карты или способности (например Волшебная Лампа), которые применяются только в свой ход?

О: Нет. Это не твой ход. На карте сказано, что исходный игрок " заканчивает свой ход", но это не значит, что его ход прервался, а значит только, что ты нарушил порядок его хода.

 

В: На Штыре Лозоходца не написано «одноразовый», но его нужно сбрасывать после использования. Можно ли рассматривать его как одноразовый (играть из " руки", играть во время боя и т.д.)?

О: Эта карта одноразовая, даже если на ней не написано волшебного слова «одноразовая», поэтому правила для одноразовых Шмоток распространяются и на нее. Ее можно играть во время боя, играть из " руки" и т.д.

 

В: Я применил какую-то возможность, чтобы автоматически убить монстра. Другой игрок сыграл Бродячую Тварь и добавил в бой монстра, затем он сыграл Зелье Стрелочника и перевел мой бой на себя. Он победил монстра. Кто получает уровень и Сокровища за монстра, которого я убил?

О: Ты, ты же его убил. (В разное время на этот вопрос давались различные ответы, но теперь у нас есть ответ непосредственно от Стива, так что он перекрывает все другие варианты.) Ты получаешь уровни и Сокровища после того, как бой закончится. Если другой игрок победил, ты берешь Сокровища первым.

 

ДИКИЙ ТОПОР

В: Если я использую Фальшивую Бороду, монстры думают, что я Дварф?

О: Да. (Непонятно, почему этот вопрос вошел в ЧаВо – об этом говорится на самой карте). Если ты носишь Фальшивую Бороду, монстры думают, что ты Дварф и реагируют соответственно. Твоя настоящая Раса не имеет для них значения, потому что они ее не видят.

 

В: Может ли Орк использовать свою способность для снятия проклятия постфактум? Я стал Орком, когда на мне висело проклятие Курица На Башне – могу ли я снять его?

О: Нет. Если Орк не воспользовался своей способностью в момент прихода проклятья – оно вступает в силу, и он не может снять его позже.

 

В: Почему у Орка нет бонуса против карты «3, 872 Орка»?

О: Вместо того, чтобы писать на карте Орка специальное правило ради одного монстра, мы решили, что орки одинаково ненавидят представителей всех Рас.

 

В: На карте проклятья «Щедрость» сказано «каждому». Это как?

О: Это значит каждому, кроме жертвы проклятия. Смысл в том, что жертва раздает все свои Шмотки другим игрокам.

 

В: Можете объяснить как действует Осадная Машина?

О: Изначальная версия Осадной Машины была рассчитана на старую версию Наемничка, и в итоге получилось нечто странное. Мы изменили текст карты, когда раскрашивали карты. Теперь Осадная Машина - это двуручная Большая Шмотка, которая не идет в счет твоих Больших шмоток, и ты можешь в начале боя решить будешь ли ты ее использовать, чтобы получить Бонус +4 и штраф на Смывку -1.

 

В: Могу ли я сыграть Аннигиляцию, чтобы отменить монстра, которого я встретил за только что открытой дверью? Что при этом произойдет?

О: Положите карту монстра в коробку и забудьте о ней. Однако, поскольку это не была карта, сыгранная другим игроком, ты не сможешь открыть другую Дверь. И, поскольку монстр уже был в игре, ты не можешь ни Искать Неприятности, ни Чистить Нычки.

 

В: Я только что убил монстра и должен получить 10 Уровень. Другой игрок играет Троянского Коня с Плутониевым Драконом и говорит, что я не могу получить уровень (и выиграть игру) пока не побью Дракона. Я говорю, что я уже убил монстра и даже если я не получаю Сокровища, я все равно выиграл, т.к. получил 10 Уровень. Кто прав?

О: Поздравляем тебя с победой! Лишение тебя Сокровищ не означает, что ты не получаешь уровень за убийство. Фактически, если строго следовать правилам, ты должен получить уровень до боя с новым монстром.

 

В: Другой игрок использовал Бродячую Тварь. Что если я Аннигилирую монстра? А если карту Бродячая Тварь?

О: В обоих случаях Аннигилированная карта уходит в коробку, а другая карта возвращается в " руку" своего хозяина.

 

В: Я сыграл Проклятие! Проклятая Шняга на Шмотку и не уверено как оно должно сработать. Можно ли " снять" эту Шмотку? Работают ли ее способности (например если она огненная, ее невозможно потерять от Непотребства, можно надевать с другими подобными на один слот, дает дополнительную Руку)?

О: Ты не можшеь " снять" эту Шмотку, она будет занимать свой слот, пока ты не снимешь Проклятие или как-то не избавишься от нее. Если у Шмотки были другие бонусы (например к Смывке), они теряются. Если это огненная Шмотка, она перестает считаться таковой. Ее нельзя потерять при Непотребстве, но это свойство Проклятой Шняги, и не важно было ли это свойство у Шмотки изначально. Ее можно потерять от Проклятия, даже если на Шмотке сказано, что нельзя. Если на Шмотке сказано, что ее можно использовать с подобными, то ты должен перестать использовать все остальные Шмотки этого типа (например, Дождевик с Проклятой Шнягой нельзя надевать с другим Броником), но если другая Шмотка имеет такое свойство, то все нормально (Дождевик можно надевать с другим Броником, проклятым Проклятой Шнягой). Шмотка, дающая доплнительную Руку, теряет эту способность.

 

В: Проклятие! Крохотные Ручки запрещает мне нести двуручные Шмотки или только использовать их?

О: Оно запрещает нести их, как и сказано на карте (и, конечно же, оно запрещает их использовать). Учтите, что, начиная с 20 тиража, мы изменили эту карту и теперь запрет касается всех шмоток, требующих более 1 Руки, а не только двуручных.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Какие виды мероприятий можно использовать для уменьшения деформаций оснований | Новый Формат
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.08 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал